• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic Statistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа предназначена для изучения статистики как основного инструмента для измерения и анализа социально-экономической действительности. В результате освоения дисциплины студент должен • Знать основные понятия и категории статистики, методы и формы организации статистического наблюдения, методологию первичной обработки статистической информации, основные экономико-статистические классификации и группировки, системы показателей различных областей социально-экономической статистики и методы их измерения или расчёта, систему организации государственной статистики в России. • Уметь составить план статистического исследования реальной экономической ситуации, сформировать круг характеризующих её исходных показателей, провести статистический анализ в пространственном и динамическом разрезе с применением изученных в курсе методов и содержательно интерпретировать полученные производные статистические показатели на базе своих профессиональных представлений и навыков
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение систематизированного представления о содержании статистики как научной дисциплины и как области практической деятельности, позволяющей собирать и обрабатывать статистическую информацию об экономике; - знание о возможностях применения статистических методов, основных источниках статистической информации, особенностях проведения статистического наблюдения в различных сферах деятельности предприятия - выработка компетенций, необходимых для успешного применения рассматриваемого инструментария при решении профессиональных задач анализа экономических процессов и явлений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать показатели средних величин и вариации. Уметь анализировать вариационный ряд
  • Знать предмет, метод и задачи экономической статистики. Информационные статистические ресурсы национальной статистической службы и международных статистических организаций
  • Знать принципы выборочного метода. Уметь производить оценивание параметров генеральной совокупности на основе результатов выборочного наблюдения
  • Знать элементарные показатели анализа временного ряда и уметь ими пользоваться для количественного оценивания динамики. Знать основные принципы индексного метода и построения общих индексов. Уметь применять индексный метод для анализа факторов изменения
  • Знать показатели ресурсов и результатов деятельности предприятия и уметь ими пользоваться для анализа ее эффективности
  • Знать основные понятия и категории СНС, принципы построения счетов, общую схему счетов и расчет агрегированных показателей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет, метод и задачи экономической статистики. Статистическое наблюдение и первичная обработка
    Предмет, метод и задачи экономической статистики. Основные этапы статистического исследования. Планирование и организация статистического наблюдения. Многообразие статистических единиц в экономической статистике. Разграничение статистических единиц и единиц наблюдения в задачах экономического анализа. Методы организации статистического наблюдения. Классификация видов и форм статистического наблюдения по способам организации, периодичности представления данных, степени охвата совокупности. Статистическая отчетность. Виды и формы статистической отчетности. Статистическое измерение. Понятие об ошибках наблюдения и ошибках репрезентативности; ошибках систематических и случайных. Виды шкал измерения социально-экономических явлений и процессов. Способы логического и содержательного контроля полученной информации. Понятие о статистической сводке. Метод группировок - один из важнейших методов статистического анализа данных. Понятие об однородности совокупности. Задачи статистических группировок, виды статистических группировок. Классификация как вид группировки.
  • Показатели средних величин и вариации
    Средние величины. Общие принципы применения средних величин. Сущность и значение средней величины. Основное свойство средней. Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Частоты и частости. Показатели центра распределения: средняя, мода, медиана. Квантили распределения..Показатели вариации. Правило сложения дисперсий Анализ статистической зависимости на основе правила сложения дисперсий.
  • Метод выборочного наблюдения
    Теоретические основы выборочного метода. Способы проведения выборочного отбора. Средняя и предельная ошибки выборки при оценке средней и доли признака в совокупности. Интерпретация результатов выборочного наблюдения. Точечная и интервальные оценки. Особенности малой выборки.
  • Ряды динамики и индексы
    Понятие временного ряда. Интервальные и моментные временные ряды. Средняя хронологическая. Элементарные показатели динамики - абсолютный прирост, темп роста, темп прироста – в цепной и базисной форме. Усреднение показателей динамики. Приемы выявление тенденций: укрупнение интервалов, скользящая средняя, построение трендов. Понятие о методе декомпозиции временного ряда. Метод экономических индексов и оценка однородности совокупности. Понятие об экономических индексах. Аналитические и синтетические возможности экономических индексов. Индивидуальные и общие индексы. Система взаимосвязанных индексов. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера. Расчет общего индекса как среднего из индивидуальных. Индексы средних величин. Факторный анализ абсолютных и относительных изменений на основе индексного метода. Способы построения взаимосвязанных индексных моделей для определения относительного и абсолютного влияния функционально связанных факторов на результативный признак. Представление об индексах потребительских цен.
  • Измерение ресурсов и результатов деятельности предприятия
    Характеристика численности и состава работников предприятия. Основные классификации и группировки персонала. Показатели движения рабочей силы. Изучение текучести кадров. Показатели эффективности использования ресурсов рабочей силы. Показатели использования рабочего времени, статистические методы выявления резервов рабочего времени. Классификация и особенности учёта элементов основного капитала. Основные средства и основные фонды. Виды оценки основного капитала: полная и остаточная стоимость, первоначальная и восстановительная стоимость. Проблемы переоценки. Абсолютные, относительные и средние показатели наличия, состояния, движения и использования основного капитала. Фондоотдача и фондовооpуженность. Статистическая оценка натуpально - вещественных и стоимостных результатов производства. Структура цены. Виды цен. Цены, реально используемые в экономических операциях. Классификация продукции по степени готовности. Основные абсолютные показатели выпуска продукции: валовой выпуск, валовой оборот, валовая продукция, товарная, отгруженная и реализованная продукция. Особенности исчисления показателей производства продукции в отдельных отраслях. Относительные показатели производства продукции.
  • Система национальных счетов
    СНС как инструмент макроэкономического учета и анализа. Понятие об основных категориях системы и принципах ее построения. Экономическая территория. Границы экономического производства и учет нерегистрируемой деятельности. Институциональные сектора.Виды операций, отражаемых в СНС. Общая схема СНС, взаимосвязь и последовательность национальных счетов. Консолидированные счета и счета для секторов. экономики. Методы расчета ВВП.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест,) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Письменный опрос на каждом занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Письменный опрос на каждом занятии + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория статистики : учебник для вузов, Громыко, Г. Л., Воробьев, А. Н., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Экономика и статистика фирм : учебник для вузов, Адамов В. Е., Ильенкова С. Д., 2000