• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Социология» являются ознакомление студентов с актуальными проблемами социологии, методологией проведения социологического исследования, возможностями практического применения полученных знаний, формирование представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях, месте среди других наук о человеке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные принципы и понятия общей и экономической социологии
  • Знать основные методы социологического исследования
  • Знать основные теоретические подходы к изучению общества и его подсистем
  • Уметь критически оценивать мнения и суждения по поводу общества и хозяйства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает отличие социальных наук от естественных
  • Понимает специфику социологического подхода к анализу хозяйства
  • Понимает особенности сетевого подхода к анализу хозяйства
  • Понимает отличие социологического подхода к анализу рынков от экономического и маркетингового; способен воспринимать рынок как социальный конструкт и различать сетевой, институциональный и социокультурный подходы к анализу рынков.
  • Понимает элементы и общий смысл классического (веберовского) определения государства и его значение при анализе роли государства в экономической жизни. Понимает историчность современной формы государства. Способен определить основные роли, которые современные государства играют в хозяйственных процессах.
  • Понимает сущность неформальной экономической деятельности и идентифицирует ее виды. Понимает особенности социальных отношений в среде неформальной экономики и взаимоотношений "неформалов" и государства. Способен проанализировать причины возникновения и особенности функционирования криминальной экономики.
  • Понимает деньги как социальное отношение и то, как общество создает множественные деньги
  • Способен различать утилитаристский и социологический подход к потреблению. Понимает истоки и функции престижного потребления. Понимает смысл сообществ потребления и общества потребления.
  • Понимает смысл понятия множественности капитализма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социологию
    Социология как дисциплина. Основные направления в социологии: холизм и методологический индивидуализм. Социальный факт, социальное действие.
  • Неформальная экономика
    Понятие неформальной экономики, подходы к ее определению и сегментированию. Парадоксы неформальной экономики (А.Портес). Особенности криминальной экономики.
  • Предмет экономической социологии
    Модели человека в экономической теории и социологии. Формальное и содержательное определение хозяйства. Понятие укорененности экономического действия.
  • Социальные сети
    Специфика сетевого подхода к изучению хозяйства. Сильные и слабые связи. Сила слабых связей.
  • Рынок как форма организации хозяйства
    Множественность значений термина «рынок». Социологическое определение термина «рынок». Экономсоциологические подходы к исследованию рынка. Примеры изучения рынков социологами: рынок страхования и рынок банковских карт.
  • Государство и хозяйство
    Государство в истории: возникновение и перспективы. Ключевые признаки государства. Модели взаимодействия государства и рынка. Старая и новая парадигмы взаимодействия государства и рынка. Системообразующая роль государства в развитии рынков.
  • Социология денег
    Понятие денег. Социальные функции денег. Деньги как социальное отношение.
  • Социология потребления
    Специфика экономико-социологического подхода к анализу потребления. Становление сообществ потребления.
  • Сравнительный анализ хозяйственных систем
    Идея множественности моделей капитализма. Основные модели капитализма. Социальные основания этих моделей. Институциональная согласованность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активность на семинарских занятиях представляет собой обсуждение научных публикаций (статей в научных журналах и глав из книг) по темам, заявленным в курсе. Студенты должны продемонстрировать свое понимание и творческое осмысление прочитанного материала.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой одну из форм контроля усвоения студентами материалов онлайн-курса. Также оно побуждает студентов критически относиться к прослушанному материалу.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой форму контроля усвоения студентами материала онлайн-курса и обязательной литературы к курсу.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе позволяет более глубоко проработать одну из тем курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе StartExam https://www.startexam.ru, прокторинг на платформе Экзамус https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, использовать дополнительные материалы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Результирующая оценка в десятибалльной шкале есть взвешенная сумма оценок за экзамен, работу на семинарских занятиях, контрольной работы, домашней работы и эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барсукова, С. Ю. (2010). Informal Economy: Definition and Structure ; Неформальная экономика: понятие, структура. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F4A24C38
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
  • Радаев, В. (2004). Западная Экономическая Социология: Хрестоматия Современной Классики. М.: Росспэн, 2004. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4AAE8465
  • Радаев, В. В. (2010). Viviana Zelizer Social Meaning of Money (translated in Russian). Moscow, HSE, 2004. ; Зелизер В. Социальное значение денег. М. ГУ-ВШЭ, 2004. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14901D0B
  • Флигстин, Н. (2013). The Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies (translated by Alexander Kurakin) ; Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века (перевод А. А. Куракина). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDCFA039