• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Development of Scripts for Documentary Theater and Cinema

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor


Степанова Наталья Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, заинтересованных в углубленном изучении мастерства драматургии и получении навыков разработки документального фильма от идеи до полного сценария или театрального проекта от концепции до пьесы. В рамках курса студенты развивают свои идеи и учатся писать сценарии документальных фильмов и пьесы. В ходе изучения программы, кроме выполнения практических заданий, студенты осваивают профессиональную терминологию, получают знания об основных тенденциях и особенностях современной драматургии, а также о специфике и сложностях детальной проработки проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать теоретическую базу по драматургии документального фильма и театрального проекта.
  • Сформировать навыки написания сценария для документального фильма или пьесы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует героя произведения.
  • Создает и прорабатывает собственный образ героя.
  • Анализирует персонажный комплекс произведения.
  • Создает черновик характера персонажа с использованием архетипов.
  • Анализирует формы, начала и концовки и основные элементы структуры существующих произведений.
  • Создает собственный сюжет.
  • Разрабатывает собственный сюжет в любом жанре.
  • Создает собственные сцены.
  • Ориентируется в особенностях адаптации книги, фильма, музыки, исторических событий под театральное произведение.
  • Применяет основные принципы адаптации.
  • Находит и разрабатывает сюжеты для вербатима.
  • Изучает особенности создания сцен, приводящих к катарсису.
  • Строит диалоги на основе теоретических основ построения диалогов.
  • Выстраивает символический пласт произведения в сценарии.
  • Анализирует символический язык создателей театральных произведений и документальных фильмов.
  • Знает основные этапы работы с готовым сценарием.
  • Понимает базовые принципы и правила продюсирования и режиссуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология героя.
    Герой + психология. Понятие “главный герой”, его суть и основные составляющие. Специфика главных героев в документальных фильмах и театре. Направления и методы проработки образа главного героя. Психология как основа образа героя. Психологические термины, методы и приёмы, их связь с теорией драматургии. Психология автора и психология зрителя (игрока).
  • Иерархия персонажей.
    Главный герой и его окружение. Специфика проработки персонажей в документальном кино и театре. Главный герой и антагонист. Архетипы персонажей. Проработка второстепенных персонажей в контексте личности главного героя, основных конфликтов и темы произведения. “Дерево” персонажей.
  • Структура, формы, начала и концовки.
    Виды нарративных схем, типы сюжетов в театре. Формы: playback-theatre, side specific, verbatim. Составляющие начальных и конечных сцен. Роль увертюры и антракта в драматургии.
  • Жанры: комедия и трагедия.
    Жанры. Театральные жанры. Трагедия и комедия как база для других жанров. Комедийный и драматический герой: сходства и различия.
  • Сцена как действие.
    Темп, такт, структура сцены. Текст и подтекст. Сцена без слов. Слом “четвёртой стены”. Виды иммерсивных сцен.
  • Адаптация книги, фильма, музыки, реальной истории под пьесу.
    Особенности видов литературных, сценических и аудиовизуальных произведений. Принципы адаптации несценических видов сюжетов в пьесу.
  • Вербатим: документальный фильм/спектакль.
    Определение вербатима.Формы и цели его использования, зрительское восприятие. Специфика и порядок разработки драматургической основы вербатима. Разбор примеров вербатимов.
  • Катарсис, кульминация.
    Понятие катарсиса и кульминации. Основные характеристики. Примеры. Способы достижения катарсиса у зрителей для сценариста. Роль музыки в моментах катарсиса и кульминации.
  • Диалоги.
    Диалог, монолог, триалог — понятия, законы. Типы диалогов, способы построения диалоговых конструкций. Визуальный (текстовый) диалог. Зависимость стилистики фраз от личности героя. Диалог с “роботом”. Стихотворный диалог. Переработка реальных диалогов в сценарий для вербатима.
  • Символы и детали.
    Теория знака Ф. де Соссюра и Ч. Пирса. Роль и функции символов и знаков в экранных произведениях. Цели символической коммуникации в произведениях культуры. Виды символов и знаков. Работа с деталями и контекстом. Принципы построения символьного пласта произведения. Взаимодействие зрителя (игрока) с символами - возможные траектории и результаты.
  • Работа со сценарием: продюсирование и режиссура.
    Специфика работы режиссёра в театре, роль режиссёра в документальном фильме. Работа режиссёра со сценарием. Основные правила и приёмы, используемые в режиссуре. Этапы продюсирования театрального проекта. Примеры и принципы взаимодействия продюсера, драматурга, режиссера и композитора.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Домашние задания
    Средняя оценка за все задания.
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашние задания + 0.4 * Проект + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / Кристофер Воглер; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/3125
  • Вольф Ю. Школа литературного и сценарного мастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа / Юрген Вольф; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/959

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Page, R. E., & Thomas, B. (2011). New Narratives : Stories and Storytelling in the Digital Age. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477164
  • Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
  • Управление командой / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — (Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей».) Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/13853