• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Mass Communications

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе предлагается обширное поле знаний по теориям медиакоммуникаций, оптимизированное до тех содержательных единиц, которые создают необходимый студентам фундамент для проведения исследований и написания собственных научных работ. Дисциплина "Теории массовых коммуникаций" знакомит студентов с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, различиях и концептуальных особенностях некоторых подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения. Базовыми пререквизитами для данной дисциплины являются общие знания уровня школы и бакалавриата в сфере общей социологии, философии, психологии и т.п.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов комплексного представления о современных теоретических подходах к изучению массовых коммуникаций
  • Актуализация значимости междисциплинарного знания в области медиаисследований.
  • Освоение навыков использования теорий массовых коммуникаций в качестве концептуальной рамки для анализа процессов, происходящих в сфере медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные определения, концепции и подходы теории массовых коммуникаций.
  • Предметно рассуждает по темам и анализирует стимульный материал.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теорию медиа
    1. Медиа как объект междисциплинарного исследования. Пространство теорий медиа в координатах "объективное — субъективное", "макросоциальное — микросоциальное". 2. Понятие "медиа" и его значение. "Срединный" характер медиа. Необходимость изучения медиатеорий. Подходы к классификации теорий медиа. Классификационная модель Д. МакКуэйла. 3. Специфика категорий "СМИ", "массовые коммуникации", "медиакоммуникации" и их взаимосвязь.
  • Информация как фундаментальное общенаучное понятие
    1. Этимология термина "информация", появление и развитие термина в русском языке. 2. Определение количества информации, понятие "бит" (Р. Хартли, Дж. Тьюки). 3. Математическая теория информации К. Шеннона: определение понятия "информация", упорядоченность системы, пропускная способность канала, уровень энтропии. Линейная информационно-математическая модель коммуникации Шеннона–Уивера, ее ключевые элементы, значение и недостатки. 4. Кибернетическая теория информации Н. Винера: понятия "избыточность" и "обратная связь". Кибернетическая модель коммуникации Н. Винера, ее ключевые элементы и значение. 5. Атрибутивный и функциональный подходы к пониманию информации. Информологический (В.З. Коган) и информациологический (И.И. Юзвишин) подходы. 6. Многоуровневый подход к определению информации. Социальная информация. Фундаментальные свойства информации.
  • Понятие коммуникации в гуманитарной сфере
    1. Этимология термина "коммуникация". Взаимосвязь понятий "коммуникация" и "информация". 2. Понятие и уровни социальной коммуникации (Д. МакКуэйл). Подходы к пониманию коммуникации (Р. Крейг). 3. Основные формы коммуникации. Типология коммуникации. 4. Классическая трансмиссионная (пятивопросная) модель коммуникативного акта Г. Лассуэлла. Ритуальные модели коммуникации. 5. Массовая коммуникация, ее особенности и характеристики. Ключевые этапы развития средств коммуникации. 6. Соотношение массовой коммуникации и средств массовой коммуникации. Роль массмедиа в жизни человека. Характеристики медиакоммуникации в 21 веке.
  • Нормативные и операциональные теории медиа
    1. Проблема взаимодействия СМИ, общества и государства. Понятие "свобода слова", принцип свободы печати и его отражение в работах Дж. Локка, Дж. Милтона, И. Бентама, Дж. Милля. Основные направления критики концепции свободы слова. 2. Теории нормативных моделей деятельности СМИ. Четыре теории прессы (У. Шрамм, Т. Питерсон, Ф. Сиберт). 3. Современные нормативные модели. Модель общественного вещания. Модель медийных трестов. Модель демократического участия. Теория для медиа периода развития. 4. Теории гейткипинга в медиасфере. Понятия "гейткипинг" и "привратники" (К. Левин). Факторы, влияющие на процесс гейткипинга в медиасфере. Внутренний и внешний гейткипинг. Специфика гейткипинга в старых и новых медиа. 5. Теории новостных ценностей. Понятие новостной ценности (У. Липпман). Критерии отбора событий в качестве новостей (Дж. Галтунг, М. Руж, Ф. Шлезингер, А. Белл). Феномен плохих новостей. Различие новостных ценностей для стран "первого", "второго" и "третьего" мира (Д. Лул).
  • Структурно-функциональный анализ медиа
    1. Категории структурного функционализма. Специфика структурно-функционального подхода к исследованию общества. Понятия "система", "структура", "функция". Общество как социальная система (Т. Парсонс). Основные постулаты структурного функционализма и их критика Р. Мертоном. 2. Массмедиа как социальный институт. Понятие социального института. Специфические черты СМИ как социального института. Процессы институционализации и деинституционализации в сфере медиа. Процессы медиатизации "немедийных" социальных институтов. 3. Различие функций и дисфункций, явных и латентных функций, признанных и непризнанных функций социальных институтов (Р. Мертон). Основные функции СМИ (Р. Мертон, П. Лазарсфельд). 4. Функции массмедиа на уровне общества и индивида. Проблема эмпирического изучения функций и дисфункций медиа.
  • Теории медиавоздействия
    1. Основные направления исследований медиавоздействия. Периодизация исследований эффектов медиавоздействия. 2. Теории пропаганды. Влияние бихевиоризма (Дж. Уотсон) и фрейдизма (З. Фрейд) на формирование теорий пропаганды. Теория "волшебной пули" (Г. Лассуэлл). Медийные стереотипы и общественное мнение (У. Липпман). Критика теорий пропаганды. 3. Теории ограниченного медиавоздействия. Основные положения теорий ограниченных эффектов (Б. Берельсон, К. Ховланд, Дж. Клэппер). Модель двухступенчатого потока коммуникации Э. Каца и П. Лазарсфельда, понятие "лидер мнения". Критика модели двухступенчатого потока коммуникации. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и ее значение для медиаисследований. 4. Современные теории медиавоздействия. Гипотеза культивации и "Проект культурных индикаторов" (Дж. Гербнер). Модель полезности и удовлетворения потребностей (Э. Кац, М. Гуревич, Дж. Бламлер). Теория повестки дня (М. Маккомбс, Д. Шоу). Концепция спирали молчания (Э. Ноэль-Нойман). 5. Теория установления повестки дня (М. Маккомбс, Д. Шоу и др.) Влияние подачи информации на атрибуцию ответственности. Повестка дня в предвыборных кампаниях. Теория массово-коммуникационных эффектов (Д. МакКуэйл). Известные примеры отдельных массово-коммуникационных эффектов.
  • Культурно-критические теории медиа
    1. Ключевые принципы и идеи марксизма, критическая теория и медиа. Неомарксизм: британские культурные исследования и Франкфуртская школа. 2. Теория коммодификации культуры. М. Хоркхаймер и Т. Адорно: критика технологического рационализма, понятие "культурной индустрии". Г. Маркузе: "одномерный человек" и общество потребления. СМК как фактор искусственно сформированного социального согласия. В. Беньямин: искусство в эпоху технической воспроизводимости. Концепция публичной сферы Ю. Хабермаса. 3. Концепции гегемонии и идеологии. Концепция гегемонии А. Грамши и роль культурных институтов в процессе доминирования. Структуралистская концепция идеологии Л. Альтюссера. Концепция культурного господства и манипуляции сознанием (Г. Шиллер). Концепция символического конструирования идеологии (Дж. Томпсон). 4. Концепция символической власти. Конструктивистский структурализм (П. Бурдье). Концепция социального пространства: поля, агенты, капиталы, структуры, практики, габитус. Понятие символического капитала и символической власти. П. Бурдье о телевидении и медиатизации науки. 5. Влияние медиакультуры и медиаграмотность. Н. Постман: критика современного телевидения. Медиа как метафора и эпистемология. Особенности "типографического сознания". Эпоха шоу-бизнеса и телевизионное мышление. Медиаграмотность как основа критического восприятия ТВ.
  • Интерпретативные теории медиа
    1. Теории дискурса и критический дискурс-анализ. Понятие дискурса и подходы к его интерпретации (М. Фуко, Т.А. ван Дейк, Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэрклоу, Дж. Фиск). Дискурс-анализ: теория, метод или область исследования? Дискуссии о понятии "медиадискурс". Специфика и направления критического дискурс-анализа (Т.А. ван Дейк). 2. Массмедиа и социальное конструирование реальности. Дискурсивная теория конструирования социальных проблем (Дж. Китсьюз и П. Ибарра). Конструирование социальных проблем на публичных аренах (С. Хилгартнер и Ч. Боск). Конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П. Пажеса. 3. Медиа в контексте семиотики и структурализма. Семиотика как учение о знаках, знаковых системах и кодах. Массовая коммуникация и язык. Структура знака (Ф. де Соссюр) и типы знаков (Ч. Пирс). Структура мифа в семиологии. Денотация и коннотация (Р. Барт). Идеи К. Леви-Стросса. 4. Массмедиа как семиотическая система. Теория репрезентации, модель кодирования — декодирования, стратегии прочтения сообщения аудиторией (С. Холл). Понятие дискурса, семиотические коды телевидения, дискурсивная модель телевизионной коммуникации (Дж. Фиск). Русский формализм (В. Пропп) и нарративный анализ текстов массовой культуры. Коды телевизионного сообщения и семиотика рекламы (У. Эко). Классификация семиотических кодов (Д. Чендлер).
  • Теории информационного общества и глобализации
    1. Информационное общество: понятие и классификация теорий. Информационное общество как социологическая и футурологическая концепция. Подходы к определению информационного общества и классификация теорий информационного общества Ф. Уэбстера. 2. Теории постиндустриализма / постмодернизма. Торонтская школа. Технологический детерминизм и концепция «глобальной деревни» М. Маклюена. Теории постиндустриального общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, Е. Масуда). Теория сетевого общества М. Кастельса. Теории постмодернизма (Ж. Бодрийяр, М. Постер). Медиакоммуникации как основа постиндустриального / постмодернистского общества. 3. Теории непрерывной информатизации общества. Информация, медиа и глобализация. Теория рефлексивной модернизации Э. Гидденса. Концепция текучей современности З. Баумана. Теория гибкой аккумуляции Д. Харви. 4. Кибероптимизм и киберпессимизм. Идеи К. Ширки, Т. О’Рейли, Дж. Ланир, Е. Морозова. Киберпространство: возможности, надежды, иллюзии и угрозы. Свобода и контроль, активность и пассивность в мире сетевых коммуникаций.
  • Работы и идеи отечественных медиаисследователей
    1. Работы Б.М. Фирсова, Ю.М. Лотмана и Б.А. Грушина. 2. Семио-социопсихологичсекий подход Т.М. Дридзе, развитие подхода в работах Т.З. Адамьянц. 3. Теория медиагенезиса В.Ю. Борева и А.В. Коваленко. 4. Теория виртуализации общества Д.В. Иванова.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Мини-тесты
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Печа-куча
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.25 * Контрольная работа №1 + 0.25 * Контрольная работа №2 + 0.1 * Мини-тесты + 0.1 * Печа-куча + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бакулев Г.П. - Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 192с. - ISBN: 978-5-7567-0795-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97218
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 189 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006584-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/398446
  • Социология массовой коммуникации : Учебное пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 352 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-186-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/176539

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792707