• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2-4 module

Instructors


Дмитриева Ольга Александровна


Semykina, Ksenia

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Медиакоммуникации» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Дисциплина является обязательной и читается в течение 2-4 модулей, общая продолжительность годового курса – 72 часа (по 24 часа в модуле). Первый тематический блок, «Ведение в медиаисследование», раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы и оформление результатов. Второй тематический блок, «Исследования медиаконтента», посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Третий тематический блок, «Исследования аудитории», знакомит с основными направлениями и методами исследования СМИ и социальных медиа; особое внимание уделяется изучению стиля жизни и медиапотребления. Формы текущего контроля включают задания в аудитории и различные домашние задания (разработка исследовательского проекта, рецензирование научной публикации, анализ какого-либо объекта с использованием конкретного метода).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с требованиями к курсовой работе по специальности «Медиакоммуникации».
  • Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
  • Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми понятиями в области методологии науки.
  • Соотносит уровни научного знания с их структурными элементами.
  • Различает основные способы существования научного знания.
  • Соотносит периоды развития науки с их особенностями.
  • Владеет базовыми понятиями в области построения научного знания.
  • Знает основные критерии научности, принципы их использования и ограничения.
  • Проектирует дизайн медиаисследования.
  • Находит и использует научную литературу.
  • Работает с базами зарубежной научной периодики.
  • Находит качественные научные источники.
  • Разрабатывает дизайн исследования.
  • Адекватно выбирает методы, стратегии, подходы.
  • Формулирует специфику методов качественного исследования медиаконтента.
  • Объясняет возможности и ограничения качественных методов исследования, ситуации их применения.
  • Описывает парадигмы и методы качественного дискурс-анализа.
  • Выбирает парадигму и метод качественного дискурс-анализа для решения конкретной исследовательской проблемы.
  • Применяет метод нарративного анализа по схемам В. Проппа и У. Лабова.
  • Проводит анализ нарративов медиа-контента.
  • Описывает основы фрейм-анализа.
  • Проектирует качественное медиа исследование.
  • Анализирует качественные данные.
  • Делает выводы на основе анализа качественных данных.
  • Выделяет особенности методов количественного исследования медиаконтента.
  • Воспроизводит возможности и ограничения методов количественного исследования медиаконтента, ситуации их применения.
  • Находит источники данных для количественного медиа исследования.
  • Применяет метод контент-анализа.
  • Применяет метод принципа построения выборки в медиа исследовании.
  • Собрать данные по заданным параметрам.
  • Применяет метод корпусной лингвистики и основные техники анализа.
  • Использует техники анализа для решения исследовательской задач.
  • Анализирует количественные данные.
  • Делает выводы на основе анализа количественных данных.
  • Дает определение основным маркетинговым терминам: рынок, сегмент рынка, потребность, бренд, сила марки.
  • Называет социальные факторы, влияющие на потребительское поведение.
  • Используя статистические данные, характеризующие социальное и экономическое положение населения России, делает предположения о направлениях развития рынков товаров и услуг в среднесрочном периоде.
  • Выбирает необходимые индикаторы для построения модели стиля жизни потребителей на основе имеющихся статистических данных.
  • Описывает, систематизирует и интерпретирует социально-демографические данные об аудитории медиа, использует их для описания стиля жизни.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика социально-гуманитарного знания. Способы определения науки: формы, структура, сообщество.
    Способы определения науки и ее формы. Генезис и типы научной рациональности. Структура научного знания: теоретический и эмпирический уровни. Вопрос о метатеоретическом уровне науки. Понятие и функции научного метода. Объект науки и язык его описания. «Парадигма» и «научная революция» в концепции Т. Куна. Научное сообщество и научная этика. Популярная наука и медиа.
  • Специфика социально-гуманитарного знания. Критерии научности и проблема демаркации.
    Проблема демаркации в философии науки. Верифицируемость (М. Шлик) и фальсифицируемость (К. Поппер) научного знания. Эпистемологический анархизм П. Фейерабента. Критический рационализм К. Поппера. Тематический анализ науки Дж. Холтона. Понятие ad hoc гипотезы (И. Лакатос). Место науки в культуре: сциентизм и антисциентизм.
  • Специфика социально-гуманитарного знания. Обнаружение причинных связей.
    Правдоподобные рассуждения. Обобщающая индукция. Понятие о причинной зависимости. Казуальная связь. Казуальный анализ. Методы установления причинных связей. Гипотетико-дедуктивный метод. Аналогия. Ошибки.
  • Специфика социально-гуманитарного знания. Статус социально-гуманитарного знания в системе наук: особенности и структура.
    Постановка вопроса о методологии и роли общественных и гуманитарных наук в системе научного знания (О. Конт, Дж. С. Милль и Г. Спенсер). Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Особенности теорий, гипотез и мысленных экспериментов в социальных и гуманитарных науках. Метафоры в социально-гуманитарном познании. О социокультурной детерминации научного познания. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Этические принципы научной коммуникации. Ангажированность ученого. Кейс «Мистификация Сокала» и кейс The «Grievance Studies» affair. Социальная ответственность учёного.
  • Модуль 1. Введение в медиаисследования. Курсовая работа по медиаисследованиям
    Понятие и виды медиаисследований. Media studies как междисциплинарная область. Ключевые этапы исследовательского процесса. Методология медиаисследования и ее представление в курсовой работе (структура Введения). Выбор темы и постановка исследовательских вопросов, формулировка объекта и предмета, целей, задач и гипотез исследования. Техника сужения фокуса анализа (модель «индустрия – текст – аудитория» J. Stokes и ее развитие).
  • Модуль 1. Введение в медиаисследования. Теория, поиск и обзор литературы
    Почему нужно начинать с теории? Теоретическая нагруженность факта. Основные парадигмы в социальной науке и медиаисследованиях. Выбор релевантной теории для медиаисследования, использование и развитие ее ключевых понятий и положений. Поиск научной литературы, работа с базами данных зарубежной периодики и электронных книг. Рекомендации по написанию обзора научной литературы.
  • Модуль 1. Введение в медиаисследования. Дизайн и методы медиаисследования
    Выбор дизайна исследования: стилевой и процессный подходы (M. Saunders и P. Tosey). Типология методов научного исследования. Методы исследования медиаконтента (контент-анализ, семиотика, интент-анализ и др.). Методы исследования аудиторий и сообществ (наблюдение, интервью, фокус-группы и пр.). Методы исследования медиаиндустрии (анализ документов, экспертный опрос и др.).
  • Модуль 1. Введение в медиаисследования. Дизайн и стратегии медиаисследования
    Количественный, качественный и смешанный подходы в медиаисследованиях Основные различия количественного и качественного исследования. Стратегии исследования: кейс-стади, (цифровая) этнография, опросное, экспериментальное, документальное, нарративное, визуальное исследования и т.д.
  • Качественный анализ медиатекстов. Выбор качественного метода исследования: преимущества и ограничения
    Понятие и виды медиатекстов. Понятие медиа-репрезентаций. Методы качественного анализа текстов. Нарративный, семиотический, интент- и дискурс-анализ, смешанные методики, визуальный анализ, фрейм-анализ. Примеры исследований.
  • Качественный анализ медиатекстов. Качественный дискурс-анализ.
    Понятие и подходы к определению «дискурса». Ключевые парадигмы дискурс-анализа. Набор применяемых внутри парадигмы методов. Специфика дизайна и примеры исследований.
  • Качественный анализ медиатекстов. Нарративный анализ, фрейм-анализ
    Понятие нарратива. Нарративный анализ и сторителлинг: разница научно-исследовательского и журналистского инструментов. Подходы и традиции анализа. Понятие фрейма в медиаисследовании. Примеры исследований.
  • Качественный анализ медиатекстов. Практикум по дизайну качественного медиа исследования
    Работа в мини-группах, мозговой штурм: тема мини-исследования, материал для анализа, метод. Презентация дизайна мини-исследования, комментарии от преподавателя и студентов.
  • Качественный анализ медиатекстов. Презентация мини-проектов
    Презентация проведенного мини-исследования, комментарии преподавателя и студентов.
  • Количественный анализ медиатекстов. Выбор количественного метода исследования: преимущества и ограничения
    Количественные методы в медиаисследованиях. Теоретические основания применения количественных методов. Границы применения метода. Этические границы количественных исследований. Примеры исследований.
  • Количественный анализ медиатекстов. Источники данных для количественного исследования
    Открытые данные. Источники данных и их виды. Специфика подготовки аудио-, видео-, печатного контента. Ресурсы Google Trends и Yandex Wordstat. Базы «Интегрум», Медиалогия и Factiva. Использование базы Public.Ru.
  • Количественный анализ медиатекстов. Примеры методов для количественного исследования: методы контент-анализа и корпусной лингвистики
    Метод контент-анализа: теоретические основания и применение. Примеры исследований методом контент-анализа. Принцип формирования выборки СМИ. Практические задания на применения метода контент-анализа. Истоки метода корпусной лингвистики. Ключевые приемы анализа текста методом корпусной лингвистики. Программы Wordsmith, AntConc, Lancsbox. Практические задания на применение корпусной лингвистики.
  • Количественный анализ медиатекстов. Презентации групповых проекто
    Презентация проведенного мини-исследования, комментарии преподавателя и студентов.
  • Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Маркетинг: основные понятия.
    Возникновение маркетинга в 1960-е годы, предпосылки. Концептуализация понятий, «потребность», «рынок», «сегмент рынка», задач маркетинга в работах Ф. Котлера. Маркетинговые задачи, возникающие на разных этапах деятельности компании. Бренд. Критерии силы марки. Определение границ рынков. Сегментирование рынков – процесс выделения группы потребителей, отвечающих заданным характеристикам. Медиа как частный случай бренда. Аудитория медиа – определение, основные характеристики, методы изучения.
  • Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Модели поведения потребителя в общественных науках.
    Габитус, понятие капитала, типы капиталов, соотношение различных типов капиталов в теории стиля жизни Пьера Бурдье. Прикладные исследования стиля жизни в маркетинге. Методы изучения потребительского поведения: качественные и количественные. Метод психографики в маркетинге.
  • Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Социально-демографическая структура и экономическое положение населения России.
    Структура экономического пространства России (Наталья Зубаревич). Города индустриального и постиндустриального типа в России. Структура занятости в городах постиндустриального типа. Особенности потребления в постиндустриальных и индустриальных городах. Потребление медиа, различия в проведении досуга.
  • Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Концепт «стиль жизни» в социальных науках и его применение в практической маркетинговой деятельности.
    Стиль жизни как результирующая чувства общности и творческого Я в концепции Альфреда Адлера. Социальный статус, демонстративное потребление в работе Торнстона Веблена «Праздный класс». Метод психографики. Международные классификации потребителей.
  • Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Самостоятельная работа со статистическими данными о стиле жизни и потребительском поведении, работа над групповым проектом.
    Методология, выборка, структура данных. Возрастная структура городского населения России. Стратификация городов по численности населения, различия в способах проведения досуга горожан. Данные о медиапотреблении и потреблении товаров и услуг. Анализ стиля жизни городского населения России. Оформление статистических таблиц и интерпретация данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Специфика социально-гуманитарного знания. Семинары
    Специфика социально-гуманитарного знания
  • неблокирующий Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
    Медиаисследование: дизайн, методы, оформление
  • неблокирующий Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект
    Медиаисследование: дизайн, методы, оформление
  • неблокирующий Качественные методы исследования. Групповой проект
    Качественные методы исследования
  • неблокирующий Количественные методы исследования. Групповой проект
    Количественные методы исследования
  • неблокирующий Качественные методы исследования. Семинары
    Качественные методы исследования
  • неблокирующий Количественные методы исследования. Семинары
    Количественные методы исследования
  • неблокирующий Количественные и качественные методы исследования. Презентация статьи
    Количественные методы исследования. Качественные методы исследования
  • неблокирующий Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 1
  • неблокирующий Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 2
  • неблокирующий Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 3
  • неблокирующий Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Итоговая контрольная работа
    "Экзамен проводится на платформе МС Тимс. Студенты получают индивидуальные задания через МС Тимс, выполняют их письменно в форматах Word и Exel. Выполненные задания прикрепляются к форме задания в МС Тимс. 1. Необходимые технические платформы. Необходим персональный компьютер, доступ к сети Интернет для входа в МС Тимс, доступ к электронным ресурсам библиотеки ВШЭ для работы с базой данных EastView, офисные приложения Word и Exel. Если используемый для выполнения задания компьютер не оснащен офисными приложениями, допускается использование соответствующих программ через MS Office online. Не допускается выполнение задания в Google Docs и Google Tables 2. Работа выполняется письменно в течение 80 минут и загружается в MS Teams. Формат проведения экзамена - open book. Разрешается пользоваться видео, аудио, печатными материалами, конспектами и скринкастами лекций для выполнения задания. 3. В случае возникновения технических неполадок выделяется дополнительное время для загрузки задания (15 минут) 4. Для прохождения пересдачи, в случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, студенту будет предложен другой вариант задания идентичного уровня сложности. "
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.3 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары + 0.3 * Специфика социально-гуманитарного знания. Семинары
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Качественные методы исследования. Групповой проект + 0.1 * Качественные методы исследования. Семинары + 0.2 * Количественные и качественные методы исследования. Презентация статьи + 0.3 * Количественные методы исследования. Групповой проект + 0.1 * Количественные методы исследования. Семинары
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Итоговая контрольная работа + 0.15 * Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 1 + 0.15 * Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 2 + 0.35 * Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
  • Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789
  • Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с. - ISBN 978-5-238-01769-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028523
  • Рузавин, Г.И. Основы логики и аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / Г.И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017- 320 с. -(Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01264-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028737
  • Слейтер, Д. (2010). Capturing Market From the Economists ; Забирая рынок у экономистов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D6F8DBAE
  • Философия науки : учебник для аспирантуры и магистратуры / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. — 3-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/566877

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
  • Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 529 с. - ISBN 978-5-89826-517-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018097
  • Исторические типы рациональности. Т.2./0тв. ред. П.П. Гайденко. - М., 1996. - 349 с. -ISBN 5-201-01895-5. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348735
  • Модели анализа рекламного текста: Учебное пособие / Н.В. Аниськина, Т.Б. Колышкина. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-675-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/326841
  • Рузавин, Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 400 с. - ISBN 978-5-238-01291-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028837
  • Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т.Г. Лешкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура). (переплет) ISBN 978-5-16-009213-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/427381