• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Theory of Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of General and Applied Philology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Vasiliev, Aleksey


Zemenkov, Vladislav


Ivanova, Julia


Strizhak, Evgenia A.

Программа дисциплины

Аннотация

Принимая во внимание то, насколько подвижной и нечеткой на протяжении практически всего периода исторического развития Европы вплоть до Нового времени была граница между «художественной литературой», или, по выражению С.С. Аверинцева, «литературой для себя», и другими текстами, возникавшими в самых разных областях интеллектуальной культуры, от философии до естественных наук, от юриспруденции до рефлексии политической практики, категории риторики и поэтики, а также сюжеты и персонажи некоторых обладающих парадигматическим значением литературных произведений рассматриваются в самых широких историко-культурных контекстах породивших их эпох.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить слушателей с основными категориями теории литературы в порядке их возникновения и дать самые общие представления о развитии литературы в Европе от античности до XXI в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные отличия мифологического мышления от рационального.
  • Знает важнейшие понятия поэтики и риторики, введенные античными авторами, имеет представление о жанрах античной литературы, знает наиболее значимых авторов античности и их основные сочинения
  • Знает основные жанры литературы европейского Средневековья, особенности европейского эпоса, знает важнейшие концепции перехода от Средневековья к Возрождению и основные категории эстетики Ренессанса
  • Знает композиционные принципы классицизма. Специфика трагического конфликта и развязки. Знает композицию и общий замысел «Путешествий Гулливера», функцию фантастики в «Путешествиях Гулливера».. Знает жанровые признаки novel в «Робинзоне Крузо». Эволюция Робинзона Крузо и протестантская доктрина. Знает генезис образа Фауста (народная книга о докторе Фаусте, трагедия «Доктор Фаустус» Кристофера Марло).
  • Знает литературные истоки готического романа. Знает своеобразие. категорию фатума в романе «Замок Отранто», жанрообразующую функцию фантастики в готическом романе. Знает особенности английского романтизма, влияние готического романа, «Песен Оссиана» Макферсона и мифологизма поэм У. Блейка в становлении романтизма. Знает: влияние фольклора и балладного жанра на творчество «лейкистов»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое миф?
    Основные концепции, описывающие мифологическое сознание. Мифологическое мышление, время и пространство в нем, особенности «логики мифа» (на примере материала гл. 3 монографии К. Кереньи «Дионис. Прообраз неиссякаемой жизни»). Хтоническая мифология и хтонические божества. Магия и ритуал. Связь ритуала и мифа. Аполлоническое и дионисийское начала в работе Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (анализ первых 7 глав сочинения). Структура мифов по К. Леви-Строссу. «Миф сегодня»: анализ элементов мифологического мышления в современности. Концепция Ролана Барта.
  • Тема 2. Категории эстетики Древней Греции и Рима
    Героический эпос: «Илиада» Гомера, ее складывание, мнения ученых о ее происхождении. «Анатомия «Илиады»» (изложение некоторых наблюдений из монографии Л. Клейна). Развитие лирических жанров. Поэтические размеры и формы. Рождение театра в Древней Греции. Введенные С.С. Аверинцевым понятия «эпоха дорефлективного традиционализма» и «эпоха рефлективного традиционализма». Софистическое движение и порожденные им жанры литературы. Эллинистический роман как порождение софистической культуры. Языческое богословие. Древнегреческие мистерии. Герменевтическая культура в античности и учения о языке. Герменевтика и медицина в античности. Нарратив как «побочный продукт» экзегезы. 7 Политические архетипы в преданиях Древнего Рима. Рождение римской литературы. Ритуалы и поэзия. Римское право как феномен мышления. Римские поэты и их эстетические открытия. «Энеида» Вергилия и ее герой: социальный заказ в римской литературе. Историописание и политическое мышление: Тит Ливий и Корнелий Тацит. Христианство и религии – «соперники христианства» на территории Римской империи. Тексты, связанные с религиозными учениями, их жанровая принадлежность, образный состав и сюжеты. Литература гностиков. Библия и жанры содержащихся в ней текстов. Экзегетическая культура христиан во II – V вв. нашей эры.
  • Тема 3. Категории эстетики западноевропейского Средневековья. Система жанров христианской литературы и ее развитие в Средние века. Литература и художественное мышление Ренессанса
    Церковная и светская литература в Средние века. Жанры христианской литературы и их развитие на протяжении Средневековья. Культура толкования авторитетных текстов и жанры экзегетической литературы, культура проповеди. Центры распространения учености и производства книжной продукции. Монашеские ордена в Западной Европе и орденская литература. Возникновение университетов и способы преподавания в них. Основные университетские дисциплины. Мифы народов средневековой Европы и их литературная обработка. От эпоса к роману. Архетипические сюжеты, возникшие в Средние века: Священный Грааль; Парсифаль - «геройпростак» как чудесный спаситель; «король-рыбак» и «больное» королевство; Монсальват и сообщество странствующих рыцарей, несущих миру справедливость; «спящий император» - грядущий основатель справедливого миропорядка (Артур, Барбаросса); «проклятые влюбленные» - Тристан и Изольда. Куртуазная культура и поэзия трубадуров: ее «топосы», основные жанры и особенности поэтики. «Плач Природы» Алана Лилльского и «Роман о Розе» как вершины аллегорической литературы Средневековья. Основные концепции в историографии, описывающие переход от Средневековья к Ренессансу. Складывание тиранических режимов в средневековых городах и концепция героизма (Р. Фубини). Итальянское Возрождение: авторы, их новое отношение к истории, осознание культурной дистанции и исторического разрыва между «их эпохой» и «образцовой» античностью, новое отношение к материальности историко-культурного памятника, «охота за рукописями» и изобретение книгопечатания, новая филологическая культура, новое понимание авторства. Гуманистическое движение и созданная гуманистами литература. Гуманизм и политические технологии. Придворная культура: правители-меценаты, образованные женщины, женщины-литераторы. Гуманисты на государственных постах. Н.Макиавелли и его сочинения: 8 литературное творчество Макиавелли и его политическое учение между Средневековьем и Новым временем.
  • Тема 4. Литература Нового времени. Барокко, классицизм, эпоха Просвещения
    Две эстетические подсистемы XVII века: барокко и классицизм. История терминов и динамика их переосмысления. Эстетика барокко и классицизма: сходство и различия. Общая сверхзадача – реинтеграция мира, гармонизация действительности. Теологическая и философская проблематика драмы П. Кальдерона «Жизнь есть сон». Проблема свободы воли, концепция греха. Трагический герой у Корнеля и Расина: свобода воли и предопределение, активность и пассивность. Р. Барт о расиновском человеке. Композиционные принципы классицизма. Специфика трагического конфликта и развязки. Любовь и власть в трагедии Расина «Береника». Политическая, культурная и литературная жизнь в Англии начала XVIII в. Партийная пресса. Сатирические журналы Стила и Аддисона. Жанр памфлета. Политические памфлеты Д. Свифта и его политическая карьера. Памфлеты «Поведение союзников» и «Письма суконщика» как пример политического PR того времени. «Сказка бочки» и «Путешествия Гулливера»: политическая сатира и аллегория. Композиция и общий замысел «Путешествий Гулливера». Функция фантастики в «Путешествиях Гулливера». Жизненные коллизии Д. Дефо и его творчество. Памфлеты «Кратчайший способ расправы с диссидентами», «Гимн позорному столбу». История матроса Александра Селькирка как сюжетный источник «Робинзона Крузо» («Плавание вокруг света» В. Роджерса и очерк Стила в журнале «Англичанин»). Жанровые признаки novel в «Робинзоне Крузо». Эволюция Робинзона Крузо и протестантская доктрина. «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера. Необитаемый остров как locus communis литературы. Воссоздание модели «идеального государства» и «цивилизованного общества» на необитаемом острове. Гете как свидетель нескольких литературных эпох. Трагедия «Фауст» как стержень творчества поэта. Генезис образа Фауста (народная книга о докторе Фаусте, трагедия «Доктор Фаустус» Кристофера Марло). Фауст как ренессансный герой. Трансформация образа у Гете. История создания трагедии («Отрывок», «Фауст. Фрагмент»). Изменение проблематики в процессе работы над материалом. Функция любовной линии. Оригинальность образа Мефистофеля. Влияние философии Сведенборга. Своеобразие второй части трагедии: отражение идей романтизма, их столкновение с формирующейся идеологией капиталистического мировоззрения. Разрушение идиллии в заключительном акте «Фауста» и указание на смену эпох. 9 Фауст как вечный образ в мировой литературе и как ментальная модель западной цивилизации. «Закат Европы» О. Шпенглера: понятие фаустианского человека
  • Тема 5. Предромантизм и романтизм в европейской литературе
    Субъективный идеализм и агностицизм Д. Юма как доминирующий тип мировосприятия сентиментализма конца XVIII в. Интерес к национальному фольклору в контексте предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Литературные истоки готического романа. Термин «готический роман» как синоним «варварского», «черного». Влияние жанровой модели romance. Основоположник жанра готического романа – сэр Гораций Уолпол. Категория фатума в романе «Замок Отранто». Жанрообразующая функция фантастики в готическом романе. Двойная мотивация сюжета как предвосхищение поэтики романтизма. Романы А. Радклиф «Удольфские тайны» и «Итальянец» и М. Льюиса «Монах». Хронотоп готического романа. Ориентализм и творчество У. Бекфорда. Философская повесть «Ватек». Дальнейшее влияние готического романа на литературу: «Мельмот-Скиталец» Ч. Мэтьюрина, «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», Р. Стивенсона, новеллы Э. По. Традиции готического романа в русской литературе: баллады В. Жуковского, повести «Метель», «Гробовщик» А.С. Пушкина, «Штосс» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» Н.В. Гоголя. Влияние готической традиции на формирование стереотипов массовой культуры (horror films) Особенности английского романтизма. Влияние готического романа, «Песен Оссиана» Макферсона и мифологизма поэм У. Блейка в становлении романтизма. «Озерная школа» (У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р. Саути). Проявление Абсолюта в обыденной жизни. Интуитивизм как основа мировосприятия. Поиски «естественного человека». Влияние фольклора и балладного жанра на творчество «лейкистов». Стихотворения «Люси», «Нас семеро» У. Вордсворта. Фрагментарность и фантастика в поэзии С.Т. Колриджа: «Кубла Хан», «Кристабель». Баллады Р. Саути «Бленхаймский бой», «Суд Божий над епископом». Творчество Дж.Г. Байрона. Понятия байронического героя и романтического одиночества. Влияние Байрона на русскую поэзию («Паломничество Чайльд-Гарольда», «Дон Жуан» и «Евгений Онегин»). Школа гейдельбергских романтиков (А. фон Арним и К. Брентано). «Открытие» Средневековья гейдельбергскими романтиками, расцвет языкознания и фольклористики. Новая мифология и философия мифологии позднего Шеллинга. Эволюция жанра литературной сказки в творчестве гейдельбергских романтиков. «Удивительная история Петера Шлемиля» А. 10 Шамиссо – источник мифологемы человека и его тени в европейской литературе. Продолжение тематики в новелле Г.Х. Андерсена «Тень» и драматической сказке Е. Шварца «Тень». Особенности заключительного этапа немецкого романтизма. Двоемирие поздних романтиков (манихейская картина мира). Творчество Э.Т.А. Гофмана. Тема музыки и «крейслериана». Противопоставление «филистеров» и «музыкантов» в «Житейских воззрениях Кота Мурра». Фантастика и гротеск, тема двойничества, кукол и автоматов в новеллах Гофмана «Золотой горшок», «Песочный человек». Дальнейшая эволюция романтической новеллы и литературных архетипов в искусстве Европы и США
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарах
  • неблокирующий Презентация на семинаре
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Опросы на семинарах + 0.4 * Презентация на семинаре + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Чернова О.Е. - Текст и дискурс: учебно-методическое пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 120с. - ISBN: 978-5-9765-1663-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115905