• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Literary Process

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of General and Applied Philology
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Современный литературный процесс: тексты, персоны, институции» соединяет историко-литературный, литературно-критический и литературно-социологический подходы и посвящен изучению текущего литературного процесса за последние 30 лет как через призму наиболее важных для него событий и институций, так и на материале наиболее важных, заметных и дискуссионных текстов. Курс нацелен на формирование широкого представления о различных гранях литературного процесса - литературы массовой, беллетристики, экспериментально-поисковой. Важным является изучение связей литературного процесса со смежными процессами как в других видах искусства, так и в жизни общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общего представления об устройстве современного литературного поля в России, об основных литературных ресурсах и институциях, наиболее заметных тенденциях и конфликтах, во взаимодействии литературы с некоторыми другими видами современного искусства и общественной жизни
  • знакомство с ключевыми фигурами актуального литературного процесса и наиболее резонансными текстами и событиями литературной жизни. - развитие умений ориентироваться в многообразии имен и явлений текущей словесности.
  • освоение такие форм современных читательских практик, как читательский клуб и литературный салон, самостоятельный выбор произведения текущего литературного процесса и написание на него рецензии, развернутой аннотации, либо на его материале – эссе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание важнейших процессах текущего литературного процесса в России 1990-х; о политических, эстетических, идейных основаниях литературой борьбы; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • умение вписывать творчество писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 1990-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • овладение литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы 1990-х гг; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • знание важнейших процессах текущего литературного процесса в России 2000-х гг.; политических, эстетических, идейных оснований литературой борьбы; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • умение вписывать творчество современного писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 2000-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • владение литературоведческой терминологией, отражающей специфику современной литературы; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • знание важнейших процессов текущего литературного процесса в России 2010-х гг.;, политических, эстетических, идейных оснований литературой борьбы; специфики поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • умение вписывать творчество современного писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 2010-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • овладение литературоведческой терминологией, отражающей специфику современной литературы; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литературный процесс конца 1980-х – 1990-х годов
    Наследие советской литературы и литературный андеграунд. Возникновение новой российской литературы. «Возвращенная литература», расцвет и кризис литературной периодики. Дискуссии о литературе постмодернизма, его течениях. Политические и эстетическое размежевание литературных субполей. Проблема «массовой» литературы и критерии «качественной литературы». Премиальное движение. Формирование института литературных премий и грантов. Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» как прецедентный текст «русского постмодернизма». Поэзия Иосифа Бродского и проблема неоклассицизма. Концептуализм и метареализм в поэзии. Виктор Пелевин. Роман «Generation П»
  • Текущий литературный процесс (2010-е годы).
    Современная литературная ситуация. Литературные субполя. «Новая социальность». Современные литературные ресурсы – печатные и электронные. Основные литературные события текущего литературного процесса. Перспективы развития литературы. Денис Осокин. Повесть «Овсянки» и Николай Байтов. Рассказ «Леночка». Валерий Вотрин. Роман «Логопед». Мария Степанова. Поэма «Война зверей и животных».
  • Литературный процесс 2000-х годов.
    «Консервативный поворот» в литературе. Дискуссия о «постконцептуализме». Поэзия «новой искренности». «Новый эпос» в поэзии и прозе. Литература non-fiction. Литературная беллетристика (middle-литература): качественная литература для среднего класса. Литературные клубы. Татьяна Толстая. Роман «Кысь». Владимир Сорокин Повесть «Настя». Поэзия 2000-х годов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контроль за посещением и работой на семинаре
  • блокирует часть оценки/расчета рецензия на 1 произведение литературного процесса текущего сезона
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы, наличие/отсутствие фактических, логических и стилистических ошибок, использование научной и справочной литературы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по десятибалльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем (в конце каждого из трех модулей) - Оауд+сам Письменная работа в виде рецензии сдается в устанавливаемый преподавателем срок; по согласованию студентов и преподавателя работа может быть сдана в электронном виде (отправляется на адрес преподавателя) или в распечатке. - Орец Накопленная оценка за текущий контроль на каждом этапе освоения курса «История русской литературы. Ч. III» учитывает результаты студента следующим образом: Онакопл = 0,3ауд+сам + 0,4рец 3 Общая накопленная оценка по результатам трех модулей считается как среднее арифметическое трех накопленных. О итог = Онакопл + 0,3 Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 687с. - ISBN: 978-5-9916-3579-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565
  • Черняк М. А. - СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-07479-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-423131