Summary of Degree Programme
42.03.05 Media Communications
No
4 years
Full-time, 240 з.е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
With online tools
2024/2025 Academic year
Media Studies
Storytelling
Media Technologies
Media Management & Production
2023/2024 Academic year
Media Studies
Storytelling
Media Technologies
Media Management & Production
2022/2023 Academic year
Media Studies
Storytelling
Media Technology
Media Management and Production
2021/2022 Academic year
Media Studies
Storytelling
Media Technologies
Media Management & Production
Высшая школа экономики — первый российский вуз, который в 2015 году начал набор студентов для обучения на новой образовательной программе «Медиакоммуникации», где мы учим медиа: исследовать их, создавать и продвигать контент для любых платформ и управлять проектами. Сегодня на факультете креативных индустрий есть опыт подготовки специалистов по медиакоммуникациям, которого нет нигде.
Медиа, или вся совокупность средств коммуникации, — это не только печатная пресса, фотография, кино, радио, телевидение, но и приложения для мобильных устройств, компьютерные игры, электронные книги, технологии виртуальной и дополненной реальности, трансмедийные проекты, документальный фильмы и короткий метр, а также многое другое. Образовательная программа НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» направлена на обучение будущих архитекторов медиапространства, универсальных специалистов медиасистем, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками.
Мы на Медиакоме придерживаемся нескольких принципов. Во-первых, изучение языка программирования Python обязательно для всех студентов, обучающихся на программе. Во-вторых, почти каждая дисциплина предполагает приглашение представителей индустрии, владельцев бизнесов, журналистов, медиаменеджеров для более полного раскрытия тем. В-третьих, все профессиональные дисциплины обновляется каждый год перед началом курса, чтобы обеспечить наших студентов самой актуальной фактурой.
Программа «Медиакоммуникации» предлагает четыре специализации: «Media Studies», «Cторителлинг», «Технологии медиа», а также «Управление медиа и продюсирование». Направление «Media Studies» рассчитано на тех, кто увлекается философией и концепциями медиа, хочет исследовать российские и глобальные медиафеномены, хочет стать первооткрывателем каких-то новых законов, по которым живет наше общество — это вполне реально, так как медиа все еще не очень изучены и ждут своих исследователей. Спрос на таких специалистов есть и в России и за рубежом — индустрия развивается быстрее, чем ее теоретическая база.
Тотальная медиатизация нашего общества приводит к тому, что вся коммуникация в нем строится на «рассказывании историй». Студенты, выбравшие специализацию «Сторителлинг», будут изучать различные способы коммуникации через нарратив и рассказывание историй на различных платформах: от классических газет, ТВ, сайтов, до новейших трансмедийных проектов, нативных форматов и городской среды. Такие специалисты будут востребованы медиахолдингами, музыкальными лейблами, кинокомпаниями и создателями киновселенных, различными технологическими платформами и многими другими — всеми, кто создает контент, чтобы подарить своим клиентам или аудитории полезную историю.
Современные медиа все больше и больше зависят от технологий и все больше появляется проектов на стыке сторителлинга и IT: дата- и робо-журналистика, прототипирование и создание интерфейсов приложений, визуализация информации. Это перспективные направления, которые находятся на стыке компетенций. Студенты, избравшие специализацию «Технологии медиа» найдут себя и в высоко-технологичных стартапах, в в традиционных медиа, которые все шире используют технологические навыки своих сотрудников и для создания впечатляющих спецпроектов, и для статей, основанных на данных, и для управлением автоматизации творческого процесса.
В медиаиндустрии сейчас большой запрос на управленческие компетенции. Проекты становятся все более сложными и требуют эффективной командной работы. Да и сами медиа часто являются достаточно большими медиапредприятиями, управление которыми требует подготовки, той, которую получают студенты на специализации «Управление медиа и продюсирование». Также аудитория распределяет свое внимание между все большего числа источников информации. Чтобы стать заметным в этом высококонкурентном поле нужны знания в маркетинге, продвижении и работе с аудиториями и их ценностями. Студенты, специализирующиеся на управлении и продюсировании получат качественную подготовку по управлению стартапами и медиа проектами, научатся «мыслить рыночно», узнают различные приемы монетизации и научатся их применять.
Наряду со специализациями в распоряжении студентов будет общий пул дисциплин по выбору, с помощью которых будущие специалисты смогут «донастроить» свои компетенции в соответствии с собственными профессиональными целями. Такой подход позволяет обеспечить настоящую междисциплинарную подготовку студентов.
Образовательная программа НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» направлена на обучение будущих архитекторов медиапространства, универсальных специалистов медиасистем, владеющих не только творческими, исследовательскими и технологическими методами, но и управленческими навыками.
Потенциальные места работы выпускника бакалавриата по направлению подготовки «Медиакоммуникации»:
- СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и др.)
- Культурная индустрия (студии звукозаписи, продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телепроизводства, компании, создающие аудиовизуальный контент)
- Индустрии интерактивного контента (мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео-, аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, анимации, а также программных продуктов и мобильных приложений)
- В сфере телекоммуникаций, связанной с производством контента (кабельные операторы, мобильные операторы, спутниковые операторы, производители мобильного контента)
- Книгоиздательский бизнес (издатели книг на цифровых платформах)
- В смежных информационно-коммуникативных сферах (пресс-службы, рекламные и PR-агентства (связи с общественностью), агентства социального маркетинга SMM)
Бакалавр по направлению подготовки «Медиакоммуникации» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- Проектный
- Организационно-управленческий
- Проектно-аналитический
- Редакторский
- Социально-организаторский
- Рекламно-информационный
Выпускник, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, готов решать комплекс профессиональных задач, среди которых можно выделить:
- Исследование и описывание феноменов медиа, используя язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук, а также применение различных методов для анализа медиакомпаний и проектов.
- Отслеживание тенденций развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использование данных тенденций в профессиональной деятельности.
- Постановка исследовательских задач, планировка и обсуждение результатов работы проектных исследовательско-аналитических групп, умение взаимодействовать с ними
- Ориентировка в публикациях и базах данных исследовательских и научных центров, государственных структур, международных организаций, корпоративной отчетности фирм и финансовых институтов.
- Создание и редактирование текстов для нужд профессиональной деятельности (как предназначенные для публичного распространения, так и для иных профессиональных целей) на русском языке, руководствуясь правилами и нормами языка, функциональными стилями и адаптируя тексты для тех технологических каналов, по которым предполагается их распространение.
- Работа с источниками данных, в том числе и с применением программного обеспечения, включая языки программирования
- Использование оборудований и программного обеспечения для решения творческих и управленческих задач
- Создание, организация и управление медиапроектами, основываясь на принципах эффективности
- Координация работы технических, управленческих, творческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой, используя устную и письменную коммуникацию, опираясь на современные технологии связи, а также на этику и законы психологии.
- Разработка и реализация стратегии монетизации медиапроекта, в том числе, продажу прав на публикацию и трансляцию того или иного вида контента, продажу рекламных возможностей и иных форм.
- Организация участия аудитории в производстве медиапродукции, обмене медиаконтентом, используя, в том числе, интерактивные сетевые обмены.
Блок дисциплин общего цикла включает в себя базовые общепрофессиональные дисциплины – философию, историю, социологию, психологию. Студенты знакомятся с историей развития мировой цивилизации, закономерностями исторических изменений; историей философии, основными направлениями современной философской мысли и философией культуры; основными социологическими теориями, методологией социологического исследования, основными методами сбора и анализа социологической информации; общей психологией, включая основы социальной психологии и психологии коммуникаций.
Блок Major разделён на базовую, базовую профильную, вариативную и вариативную профильную части. Базовая часть профессионального цикла включает в себя основы экономики, теорию и практику русского литературного языка, теорию массовых коммуникаций, основы драматургии, правовое и этическое регулирование медиа, историю и теорию литературы. Базовая профильная часть профессионального цикла включает в себя такие дисциплины, как медиаменеджмент, медиаэкономика, управление проектами, медиамаркетинг, а также стратегический менеджмент. Всего на профильные дисциплины базовой части отведено 27 зачётных единиц.
В рамках вариативных дисциплин имеют возможность широкого выбора траекторий развития от академической до узкопрофессиональных, выбирая необходимые им дисциплины.
Помимо этого, все студенты изучают иностранный язык. В процессе обучения иностранному языку студенты овладевают навыками межкультурной коммуникации на иностранном языке. Большое внимание в учебном плане уделяется научно-исследовательской и проектной деятельности, что подробно отражено в следующем разделе.
Курсовые и выпускные квалификационные работы могут выполняться в академическом или творческом формате.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin