• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

58.03.01 Asian and African Studies

Approved by
Протокол заседания Ученого совета 27-09-2019 № 13
Last Update
17.08.2020 решением академического руководителя
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 300

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

 

 В России традиционно высок интерес к Монголии и сопредельным странам и районам, составляющим с ней единый культурный ареал, в частности к Тибету. Это выражается в стремлении к изучению их исторического развития, культуры, письменного наследия, истории и философии буддизма в его тибетской форме. Между тем, учебных центров, дающих возможность подготовить специалистов по данным отраслям знания, предлагающих обучение монгольским и тибетским современными и классическими языками, знакомство с письменными памятниками на этих языках, с историей и литературой этих народов, в Москве нет. В России такого рода направление подготовки осуществляется на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, а также в университетах столиц национальных автономных республик Бурятии, Калмыкии и Тувы — Улан-Удэ, Элисте и Кызыле. Однако в первом случае подготовка монголоведов ориентирована на богатейшие старокнижные коллекции Санкт-Петербурга, в то время как компетенции, касающиеся современности, включает весьма ограниченно. Во втором ― преподавание рассчитано на овладение знаниями в области генезиса и взаимодействия культур родственных народов. Другие российские, в частности, Московские, высшие учебные заведения востоковедного профиля направлены преимущественно на подготовку специалистов практической сферы без преподавания старописьменного монгольского и тибетского языков и предметов, связанных с культурным наследием этих народов. В мировой образовательной практике предлагаемое сочетание монгольского и тибетского компонентов с углубленным изучением исторических и культурных традиций весьма ограничено (университеты Венгрии, Польши).

Вплоть до недавнего времени в Институте восточных культур и античности РГГУ существовала и успешно реализовывалась четырехлетняя бакалаврская программа по профилю «Языки и литература Монголии и Тибета», которая на настоящий момент закрыта. Таким образом, можно заключить, что ОП «Монголия и Тибет» ИКВИА ВШЭ не имеет аналогов как в российских, так и в зарубежных вузах.

 
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускник программы готовится к осуществлению следующих профессиональных задач:

научно-исследовательские и преподавательские:

● участие в реализации научно-исследовательских проектов в рамках академических институтов и/или экспертно-аналитических центров; 

● преподавание отдельных специальных дисциплин в образовательных организациях (если правила образовательной организации допускают приём на должность преподавателя бакалавра) по всем основным областям изучения азиатского и африканского мира (в т.ч. восточных языков); 

● участие в подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам. 

 

культурно-просветительские: 

● подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний; 

 

редакционно-издательские: 

● рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ, носящих востоковедный характер, консультирование их авторов; 

● участие в подготовке литературных, публицистических произведений, журналистских материалов и статей к печати; 

 

переводческие: 

● письменный перевод, реферирование и адаптация текстов, включая литературные, с восточных языков; 

 

 

Выпускник ОП «Монголия и Тибет» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская и преподавательская, экспертная, редакционно-издательская, культурно-просветительская, переводческая. 

В соответствии с видом профессиональной деятельности, выпускник готов решать следующие профессиональные задачи: участвовать в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках), уметь готовить к изданию тексты переводов памятников, снабженные необходимым научным аппаратом.

 
Programme Modules

Программа включает комплекс учебных дисциплин, призванных дать широкие гуманитарные знания в области филологии, истории и культуры Монголии и Тибета, базирующиеся на владении монгольским современным, монгольским старописьменным и тибетским классическим языком. Базой программы является изучение письменного наследия монголов и тибетцев. Также читаются курсы по истории монгольских народов, кочевых цивилизаций, шаманских культов, северной ветви буддийского вероучения, алтайской языковой общности, устного наследия, литературы.

Основные дисциплины:

Современный монгольский язык • Старописьменный монгольский язык • Классический тибетский язык • История литературы Монголии • Тибетоязычная литература монголов • История литературы Тибета • История и философия буддизма • Фольклорные традиции и мифология Монголии и Тибета • Этнология Монголии и Тибета • Искусство Монголии и Тибета • Монгольское языкознание: теоретическая и сравнительноисторическая грамматика, диалектология монгольских языков • География Центральной Азии

 

Проектная и научно-исследовательская работа студентов включает учебную практику, которая может проводиться в различных формах и отличаться как местом проведения, так и содержательной частью.

Учебная практика проводится в следующих формах, выбор которых определяет конкретная  ОП: 

Способы проведения учебной практики: стационарная или выездная. 

Научно-исследовательская работа проводится студентами под руководством научного руководителя как в рамках научно-исследовательских семинаров, так и при подготовке курсовых работ, ВКР, других формах.

Формами проектной работы могут являться: выполнение студентом отдельного самостоятельного проекта (индивидуально или в группе); подготовка к публикации исторических, литературных и прочих источников; самостоятельная работа студента, направленная на решение актуальных задач в области профессиональной деятельности в рамках дисциплины направления подготовки;  участие в научных проектах  структурных подразделений НИУ ВШЭ и других организаций; участие в международных конкурсах и грантах, школах (организуемых как НИУ ВШЭ, так и другими российскими и зарубежными учреждениями и организациями). Важной составляющей частью проектной деятельности, направленной на формирование социально-личностных компетенций, является участие студентов в волонтерском движении, социальных проектах, реализуемых как НИУ ВШЭ, так и другими организациями и учреждениями. 

 

 

 

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Mongolia and Tibet'

Go to Programme Contents and Structure