• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Literature of the Region of Specialization (China)

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Литература изучаемого региона (Китай)" посвящен изучению китайской литературы начиная с древнего периода до позднего средневековья. Литература рассматривается в широком смысле "текста", письменного источника, поначалу не обладающего особенностями художественного текста. Ориентир китайской культуры на письменность дает богатый материал для исследования иероглифических источников. Студенты изучают темы в хронологическом порядке, следуя за ходом династийной истории в Китае. Каждая династия, эпоха представляет свою систему жанров литературы. На протяжении всего курса студенты посещают лекции и семинары, знакомятся с текстами произведений. Формой контроля являются 4 письменные работы, две из них - в виде теста, две - в виде письменного ответа на задание. По окончанию курса студенты сдают устный экзамен. Курс китайской литературы призван расширить востоковедческий кругозор студентов-синологов, научить их работать с текстом разных эпох, прослеживать взаимосвязь культурных и исторических явлений, выявлять влияние истории на литературу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Литература изучаемого региона (Китай)» в соответствии с общими целями основной образовательной программы являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
  • Выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание традиционных и современных востоковедных исследований в области изучения литературной традиции Китая; умение применять общемировой и региональный (национальный) подходы в интерпретации литературного развития изучаемого региона;
  • Сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание истории развития и этапов становления китайской литературы, синхронного и диахронного процессов в контексте общемирового литературного процесса;
  • Сформировать знания о национальной самобытности китайской литературной традиции, её выдающихся представителях;
  • Сформировать представления об основных особенностях и этапах развития китайской литературы с древности до наших дней;
  • Развить у студентов навыки системного подхода к анализу памятников китайской литературы, знать ключевые фигуры и имена китайских литераторов, их творчество с древности до современного периода;
  • Сформировать и развить навыки проведения научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия китайской традиции, связанные с письменным текстом.
  • Описывают истоки китайского даосизма, связь его с другими китайскими философскими учениями. Распознает влияние даосских книг на развитие литературы.
  • Различает коллективную и авторскую поэзию. "Чуские строфы" как главный памятник южнокитайской словесности.
  • Определяет жанр фу - придворной оды (или поэмы), описывает истоках жанра, знакомятся с примерами. Отличает жанр оды от более ранних текстов китайской литературы.
  • Распознаёт состав традиционных китайских историографий, которые на протяжении многих веков будут традиционным жанром китайской литературы и истории. Историографии как материал для ранних сяошо.
  • Показывает роль рода литературы сяошо для китайской словесности. Сяошо как общее понятие для прозы. Примеры ранних сяошо, их истоки, сравнение с историографией и философской прозой.
  • Отличает средневековую литературу от древней, описывает влияние даосизма на средневековую китайскую поэзию. Распознаёт структуру жанров времен шести династий в Китае.
  • Анализирует влияние даосизма на средневековую китайскую поэзию. Называет истоки философии "Ветра и потока". Впервые встречается с понятием школы в китайской литературе. Называет великую троицу Цао.
  • Распознаёт жанровые и стилистическиеособенности танской литературы. Отличает танскую литературу от древней китайской литературы, знакомится на конкретных примерах с танской новеллой, эссе и поэзией.
  • Отличает творчество авторов "золотого века" китайской поэзии, распознаёт отличия классической танской поэзии от поэзии "Ши цзина".
  • Распознаёт структурные и стилистические особенности жанра танской новеллы. Доказывает важность этого жанра как основополагающего для дальнейшего развития произведений сяошо, включая поздний роман.
  • Называет первый в истории китайской культуры этап фугу - движением за возвращение к древности, называет его особенности. Определяет жанр гувэнь как литератную форму выражения идей фугу в танское время.
  • Сопоставляет две жанровые системы - танскую и сунскую - и распознаёт отличия и общие черты. Объясняет литературную связь древности и средневековья.
  • Описывает расцвет городской культуры в Китае и новом жанре, соединяющем в себе элементы ранних сяошо, устных сказаний и театрального действа.
  • Описывает жанровые особенности и примеры юаньской драмы, выделяет наиболее известных драматургов средневековья, отличает северную драму от южной.
  • Отличает драму для чтения и драмы для постановки, называет с различные сюжеты и мотивы.
  • Анализирует классические китайские романы, историю появления и закрепления романа как жанра китайской литературы.
  • Распознаёт особенности известнейших китайских романов. Роман "Путешествие на запад" как роман-травелог, связь текста произведения с буддийской традицией. Роман "Сон в красном тереме" - роман о роли женщин в жизни китайской семьи. Идея буддийского перерождения, бытописание и любовная линия - все это черты романа, которые воспроизводит студент.
  • Различает прозу на байхуа и прозу на вэньяне. Формулирует особенности творчества Пу Сунлина и его предшественников, называет примеры их творчества.
  • Описывает литературу начала XX в. в связи с историческими изменениями в Китае.
  • Описывает изученный период китайской литературы.
  • Определяет особенности драмы 20 - х гг. XX в. , выделяет методы создания, заимствования элементов в новом драматическом искусстве Китая, называет примеры драматических произведений.
  • Называет разные примеры антияпонской литературы 30 - 40-х гг. Анализирует связь литературы с историческими событиями,распознаёт появление нового жанра - военной журналистики (эссеистики).
  • Называет примеры произведений периода после 1949 г., через которые объясняет политическую обстановку в стране. Оценивает "культурную революцию" и ее последствия для китайской интеллигенции.
  • Описывает биографии и труды российских востоковедов-китаистов, их вклад в российскую синологию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 К, 3 К, 4 К Роль текста в китайской цивилизации. Соотношение мифа и истории
    Тема является вводной для студентов, она помогает понять важность изучения литературы через иероглифические тексты для изучения цивилизации и истории Китая.
  • 2 К, 3 К. Философская проза древности. Даосские книги VI - IV вв.
    Изучение даосских памятников является важнейшим для понимания китайской литературной традиции. Отголоски "Чжуан-цзы" есть во многих произведениях китайского средневековья. Идеи трактата "Дао дэ цзин" помогают не только узнать об истоках даосизма, но и лучше понимать связь с буддизмом.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Первая индивидуальная поэзия. Чуские строфы. Цюй Юань.
    Переход от коллективной к индивидуальной поэзии в разных культурах происходит в разное время. В Китае это произошло в древности, в IV в. до н. э. Изучение творчества Цюй Юаня позволяет нам не только познакомиться с его литературным творчеством, но и дает возможность обратиться к истории Китая времен образования первой империи.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сун Юй, Сыма Сянжу. Ода фу как первый прозопоэтический жанр китайской литературы.
    Сун Юя (иногда более раннего Цюй Юаня) считают изобретателем жанра китайской оды фу. При изучении этой темы студенты получают возможность изучить не только теоретические особенности этого придворного жанра, но и прочитать несколько од, отличающихся тематическим разнообразием.
  • 2 К, 3 К. Ранняя китайская историография. "Исторические записки" Сыма Цяня, "История Хань" Бань Гу.
    Историография является важным этапом развития китайской исторической науки. Два ранних историографа задали тон всей дальнейшей историографии в Китае. При изучении литературы труды Сыма Цяня и Бань Гу дают биографический и библиографический материал.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Ранние сяошо. История возникновения, истоки в историографии, примеры произведений.
    Время возникновения сяошо в китайской литературе может быть условно определено как I-II вв. н.э. Сяошо нельзя назвать жанром литературы, это более крупное объединение прозаических текстов, которое в дальнейшем разделилось на многочисленные жанры, в том числе дало начало знаменитому китайскому роману.
  • 3 К, 4 К. Тема 5. Литература III – VI вв. Жанровая система китайской литературы раннего средневековья.
    Период III - VI в. является одним из самых неизученных в китайской истории. Но литература этого времени богата на поэтические и прозаические произведения. Знаменитые поэтические школы III - IV вв., сборники прозы об удивительном, первые поэтики - все в это время представляет интерес для изучающих китайскую литературу.
  • 2 К. Поэзия III - VI вв. Поэтические школы. Теория "Ветра и потока". Три Цао.
    Военная поэзия III - VI вв. в Китае и поэзия "ветра и потока" являются самобытными явлениями в китайской литературе. Зачастую китайской традиционной поэзией считается только поэзия династии Тан, ни до, ни после нее поэзия не рассматривается. Поэзия шести династий не должна ускользать от взгляда исследователя, чтобы была видна преемственность китайской литературы.
  • 3 К, 4 К. Танская литература. Особенности жанров и стиля.
    Танская литература - яркий этап в развитии китайской словесности. В это время четко выделяются три жанра литературы - танский стих, танская новелла и эссеистика гувэнь. Эти жанры закрепятся в китайской литературе и останутся в ней навсегда.
  • 2 К. Особенности танской поэзии. Ли Бо, Ду Фу и др.
    Танская поэзия во многом отличается от поэзии древности и поэзии раннего средневековья. Она будет ориентиром для поэтом дальнейших эпох. В танское время был введен нормативный стих, закреплены многие темы. Преобладающими мотивами были даосские мотивы одиночества, увядания, путешествия, но также важное значение приобретает тема дружбы, отчасти любви, после восстания Ань Лушаня выходят на первый план темы гражданской поэзии.
  • 2 К. Танская новелла. Особенности жанра.
    Танская новелла дала основу развитию и сунской городской повести, и юаньской драме, и роману, сама при этом являясь наследницей ранних средневековых сяошо. Изучение танской новеллы об удивительном является важным этапом в понимании китайской культуры.
  • 2 К. Движение за возвращение к древности. Эссеистика гувэнь. Хань Юй, Лю Цзунъюань и др.
    Фугу - движение за возвращение к древности - конфуцианское движение времен Тан. Оно дало китайской культуре на только исторический, но и литературный материал. Большинство произведений, созданных в рамках этого движения, стали жемчужинами нового жанра прозы - коротких бессюжетных, часто философских эссе на разные темы. Чаще всего это были произведения на остросоциальные и политические темы, но могли быть посвящены и теме дружбы, творчества, роли человека в обществе.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сунская система жанров. Сунская новелла, эссеистика, сунская поэзия.
    Время династии Сун является важнейшим для истории китайской литературы. Дальнейшее развитие получают и новелла, и поэзия, и эссеистика гувэнь. Сунская гувэнь во многом превосходит танскую в разнообразии тем, в осмыслении философских вопросов. Закрепляется жанр городской повести. берущий начало в ранних сяошо, устных сказаниях и частично в фольклоре.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сунская городская повесть как предвестник китайской традиционной драмы.
    Сунская городская повесть хуабэнь - интересное являение в китайской культуре. Этот написанный текст берет начало в устном рассказе (или даже является его записью) и в дальнейшем дает материал для синкретического искусства - театрального представления, в котором собраны и устное, и письменное, и визуальное. Сунская повесть - яркий пример городской культуры, активно развивающейся в Китае с XII в.
  • 2 К, 3 К. 4 К. Юаньская драма - синкретический жанр китайской культуры.
    Изучение юаньской драмы находится на стыке литературоведения, истории и культурологии. Это явление, позволяющее отследить изменения в династийной истории, когда Китаем начала править иноземная династия. Литература, подстраиваясь под исторический контекст, изобрела жанр, представляющий интерес и для иноземцев. и для китайцев. Юаньская драма сохранила в себе основные китайские литературные сюжеты и преподнесла их в доступной для зрителей форме. В последующие эпохи юаньская драма стала в основном драмой для чтения, усилив литературный и уменьшив визуальный компонент.
  • 2 К. От театрализованного искусства к драме для чтения.
    Юаньская драма постепенно утратила свою функцию развлекательного представления. В позднее юаньское время и в Мин тексты драматических произведений все чаще относят к драмам для чтения. а не для постановки на сцене. Особенно заметно это в южном варианте драмы. Текст становится все обширнее, авторы обращаются к историческим или известным литературным сюжетам, часто в драмах описывается любовный сюжет. Жанр меняется, подстраиваясь под обстановку. Теперь это не столько театральное представление, сколько возможность в завуалированной форме, понятной только образованному читателю, покритиковать власть и существующие порядки. Драма становится жанром двойного, сохраняющим литературные сюжеты и форму драматургии и при этом несущим идеи гражданской литературы, высказывающей критику в отношении власти.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Четыре классических китайских романа "Троецарствие", "Речные заводи".
    Первые китайские романы относятся ко времени династии Мин. Их основу составил весь корпус сяошо, имеющийся к тому времени - былички, новеллы, повети и драмы. Для романов "Троецарствие" и "Речные заводи" характерен фольклорный элемент, что выражается в описании образов героев, их речи, действиях и частично сюжете. Рамка сюжета взята из китайской истории, большинство персонажей реально существовали. Но повествование нельзя воспринимать полностью как исторический роман.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Четыре китайских классических романа. "Путешествие на запад", "Сон в красном тереме".
    Романы "Путешествие на запад" и "Сон в красном тереме" отличаются от пары романов "Троецарствие" и "Речные заводи" и отсутствием фольклорного компонента, и более слабой привязкой к историческому контексту. "Путешествие на запад" использует известный буддийский сюжет о царе обезьян - Ханумане (в китайской традиции "Сунь Укуне) и его путешествии за сутрами. В романе Сунь Укун сопровождает танского монаха, история о котором действительно существует в китайской традиции. но роман не является историческим. Это роман-травелог, приключенческий роман развлекательного и при этом философского характера. "Сон в красном тереме" - наиболее известный из всех четырех романов. Это бытописательный роман, энциклопедия китайской жизни и при этом произведение о роли женщин в китайской жизни.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Проза на вэньяне времен Цин. Цзи Юнь, Юань Мэй, Пу Сунлин.
    Со времен Сун китайская проза постепенно начинает разделяться на два вида - проза на классическом китайском языке (вэньяне) и проза на разговорном языке (байхуа). Вплоть до начала XX в. литература на вэньяне являлась классической и более подходящей для вхождения в корпус литературы. Новые жанры. использующие элементы разговорного языка или полностью написанные на нем, воспринимались сначала как находящиеся вне литературы и лишь спустя некоторое время (часто века) начинали считаться литературой. Так произошло с танской новеллой, сунской повестью, минским и цинским романом. Проза Цзи Юня, Юань Мэя и особенно Пу Сунлина - классика литературы малой формы на вэньяне цинского времени. Пу Сунлина истользовал в своем творчестве фольклорные и традиционные для китайской литературы сюжеты, но придал им более совершенную литературную форму. Его рассказы написаны с юмором, привлекавшим читателя, они насыщены бытовыми деталями и развлекательными элементами. Во многих рассказах есть любовный сюжет и даже эротические описания. Благодаря высокой литературной ценности и использованию традиционных сюжетов Пу Сунлин стал одним из первых китайских литераторов, переведенных иностранцами на европейские языки.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Общественное движение и литература начала XX в. Лян Цичао, Кан Ювэй, Лу Синь, Лао Шэ.
    Начало XX в. является последним периодом классической китайской литературы. И вместе с тем начинают появляться новые тенденции в литературе, связанные с активным проникновением западных идей в Китай. С точки зрения изучения литературы эти новые идеи более интересны как несущие новые сюжеты и формы. Лу Синь - величайший авторов и исследователей XX в. Лян Цичао и Кан Ювэй - публицисты и политики, ставшие инициаторами преобразований в Китае.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Писатели первой половины XX в. Ху Ши, Мао Дунь, Ба Цзинь.
    Писатели, творчество которых выбрано для этой темы, являются отчасти и общественными деятелями, политиками, что традиционно для Китая. Почти никто из литераторов не избежал государственной службы, для многих она была делом жизни. даже не находясь на чиновничьей должности, писатель должен был реагировать на события, происходящие в обществе. Ху Ши был инициатором реформы письменности в Китае, Мао Дунь - председатель Союза писателей Китая, долгие годы занимал пост министра культуры, Ба Цзинь - плодотворный автор, известнейший переводчик западной литературы.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Драматургия первой половины XX в. Драматургия первой половины XX в. Хун Шэнь, Тянь Хань, Цао Юй, Лао Шэ.
    В первой четверти XX в. в Китае произошла революция в драматическом искусстве. Классическая китайская драма постепенно уходит на второй план (однако не исчезает, часто ей придают новую форму и смысл), в Китай приходит европейская драма. Некоторые авторы начинают эксперименты и пытаются сочетать классическую драму с европейской. Параллельно с этим складывается совершенно новая драма с современными сюжетами и героями.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Антияпонская литература 30 – 40 гг. Эссеистика, поэзия, военная журналистика.
    Антияпонская литература тесно связана с историческими событиями 30- 40 гг. в Китае. Она включает в себя несколько направлений литературы. Новая поэзия, которая складывается в Китае начиная с 20-х гг. XX в., в 30-40-е гг. получает новые темы - патриотизм, героизм, эмоциональные переживания лирическоо героя. Важнейшим направлением литературы становится военная журналистика.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Китайская литература периода становления КНР. Культурная революция.
    После образования КНР в китайской литературе началось формирование новой литературы, которая, по словам Мао Цзэдуна, должна была стать "составляющей частью революции". Это мешало свободному развитию литературы в стране. Отражение одних тем и неприятие других усложняло задачи свободного выражения авторского мнения. Почти сразу после образования КНР начались кампании против китайской интеллигенции. Но самое страшное было впереди. в середине 60-х гг. началась "культурная революция", уничтожившая, часто физически, большую часть китайской интеллигенции. Многие писатели были отправлены в лагеря на перевоспитание, некоторые погибли, кто-то перестал писать. Только к середине 70-х гг. Китай начал оправляться от последствий "культурной революции".
  • 2 К, 3 К, 4 К. Важнейшие фигуры в отечественном китаеведении.
    При изучении курса китайской литературы необходимо познакомиться с достижениями отечественных китаеведов. Без накопленных за многие годы переводов и исследователей российских ученых было бы невозможно полноценное понимание текстов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Письменная работа + 0.25 * Письменный тест + 0.5 * Устный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Письменная работа + 0.25 * Письменный тест + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lewis, Mark Edward, and Mark Edward LEWIS. China Between Empires : The Northern and Southern Dynasties, Harvard University Press, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3300073.
  • Бичурин Н.Я. - Китай, его жители, нравы, обычаи - Издательство "Лань" - 2013 - 450с. - ISBN: 978-5-507-10011-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10034
  • Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М., 2000. - 208 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/346108
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 369с. - ISBN: 978-5-534-00071-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-2-438133
  • Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока: Монография / Нефедов П.В. - М.:ИД Тер. будущего, 2008. - 752 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-026-X - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/179348
  • Двойной зрачок. Китайская проза конца XX—начала XXI века : художественная литература / Н. Н. Власова, И. А. Егоров, А, А. Родионов. - [пер. с кит, яз. / отв. ред. А. А. Родионов]. — Санкт-Петербург : Институт Конфуция в СПбГУ, КАРО, 2015. - 464 с. - ISBN 978-5-9925-1047-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049000
  • Историография истории Древнего Востока. Т.1: ., , 2008
  • Историография истории Древнего Востока. Т.2: ., , 2009
  • Красные туфельки. Сборник произведений молодых китайских писателей : художественная литература / А. А. Родионов, Н.Н. Власова, И. А. Егоров. - [пер. с кит, яз. / отв. ред. А. А. Родионов]. — Санкт-Петербург : Институт Конфуция в СПбГУ, КАРО, 2014. - 368 с. - ISBN 978-5-9925-0945-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049012
  • Много добра, мало зла. Китайская проза конца XX - начала XXI века : художественная литература / А. А. Родионов, Н. Н. Власова, И. А. Егоров. - [пер. с кит, яз. / сост. А. А. Родионов]. — Санкт-Петербург : Институт Конфуция в СПбГУ, КАРО, 2013 г. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0863-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049014
  • Новое сибирское китаеведение. Мифы и концепты китайской культуры : монография / Н.П. Копцева, О.А. Карлова, Лия Ма [и др.] ; под науч. ред. Н.П. Копцевой, О.А. Карловой. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 264 с. - (Путь в будущее: Сибирь глазами ученых). - ISBN 978-5-7638-3475-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1031819 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1031819
  • Потанина А.В. - Театральные представления и религиозные празднества в Китае - Издательство "Лань" - 2013 - 14с. - ISBN: 978-5-507-31489-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32809
  • Скворцов А. В. - ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ ЯЗЫК. АНАЛИЗ И ПЕРЕВОД "ДАО ДЭ ЦЗИН" 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-08601-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnekitayskiy-yazyk-analiz-i-perevod-dao-de-czin-442313
  • Сорок третья страница. Китайская проза XXI века : художественная литература / А. А. Родионов, Н. А. Спешнев. - [пер. с кит, яз. / сост. А. А. Родионов]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 432 с. - ISBN 978-5-9925-0622-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049016
  • Спешнев, Н.А. Китайцы : особенности национальной психологии : монография / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-9925-0634-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БУДДИЗМ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-07304-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-buddizm-442147
  • Буксгевден А. - Русский Китай. Очерки дипломатических сношений России с Китаем. 1. Пекинский договор 1860 г. - Издательские архивы - 1902 - 259с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912910
  • Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура: К 60-летию КНР / Российская академия наук. - Москва : ИД ФОРУМ, 2009. - 592 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-8199-0417-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/181151
  • Китайский язык. Лингвострановедение. Часть I/ДубковаО.В., СелезневаН.В. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 132 с.: ISBN 978-5-7782-1705-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/548156
  • Коган П. С. ; Под ред. Дживелегова А.К. - ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-05840-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-po-istorii-zapadnoevropeyskogo-teatra-441696
  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев: Монография / Собольников В.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.: 60x90 1/16 (Обложка. КБС) ISBN 978-5-9558-0561-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/854592
  • под редакцией Д. В. Стрельцова - История Японии: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 592с. - ISBN: 978-5-7567-0932-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/112507
  • Потанина А.В. - О китайской женщине - Издательство "Лань" - 2013 - 25с. - ISBN: 978-5-507-31490-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32810
  • Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / под ред. А.В. Лукина. - М.: Весь Мир, 2013. - 704 с. - ISBN 978-5-7777-0548-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013928
  • Экономика Китайской Народной Республики. Важнейшие этапы развития, 1949-2007. Ч.1: ., Гельбрас, В. Г., 2007