• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Islam

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Minor
When:
3, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках этой части майнора студенты познакомятся с самой молодой из мировых религий - исламом. Курс разделен на 2 блока - в первом основное внимание будет уделено ключевым периодам в истории мусульманских стран, социально-политическим институтам, существовавшим в мусульманском мире, историко-культурным особенностям, свойственным каждому из периодов. Второй блок курса посвящен различным аспектам исламского вероучения. Студенты узнают об авторитетных текстах ислама - Коране и Сунне, исламской догматике, богословско-правовых толках и различных направлениях, развившихся за время существования этой религии. Особое внимание будет уделено шиитской ветви ислама, которая исповедуется в современном Иране
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с ключевыми процессами, приведшими к становлению ислама как мировой религии
  • Дать студентам представление об общем и частном в процессах функционирования государственных образований на территории мусульманского мира
  • Познакомить с основными догматическими положении ислама как религиозной системы
  • Дать представление об авторитетных текстах ислама
  • Познакомить с многообразными религиозными течениями и ответвлениями, возникшими в ходе существования ислама
  • Познакомить студентов со специальной терминологией, используемой как носителями, так и исследователями исламской традиции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны обладать знаниями об основных догматах ислама, понимать и трактовать ключевые категории ислама как религиозной системы
  • Студенты должны знать причины расколов в исламе, понимать их последствия и различия между сложившимися толками
  • Студенты должны понимать структуру природу процесса возникновения разнообразных толков в исламе, выделять их ключевые особенности, знать важнейшие этапы их развития, авторов и их труды
  • Студенты должны иметь представление о процессе развития шиитского учения, его утверждении и бытовании в Иране
  • Студенты имеют представление о развитии философской и богословской традиций в мусульманском мире, знают основных представителей, их сочинения, ориентируются в круге обсуждавшихся этими мыслителями вопросов
  • Студенты имеют представление о ситуации в ближневосточном регионе до возникновения ислама, понимают периодизацию Великих арабских завоеваний, знают ключевые особенности устройства и функционирования Халифата
  • Студенты знают основные причины дезинтеграции Аббасидского Халифата, имеют представления о государствах, существовавших на его территории, понимают процессы, связанные с тюркской экспансией в мусульманском мире
  • Студенты имеют представления о периодизации монгольской экспансии на Ближний Восток, понимают ее последствия для региона
  • Студенты имеют представления о возникновении и развитии Османского государства, знают социально-политические и культурные особенности этого процесса
  • Студенты имеют представления о тюркских кочевых государствах, их особенностях и эволюции
  • Студенты имеют представления о проникновении европейских держав на территорию мусульманского мира, понимают природу этого процесса, а также его ключевые особенности и последствия
  • Студенты имеют представления о процессах модернизации и основных модернизационных проектах в мусульманском мире
  • Студенты понимают процессы, происходившие в мусульманском мире в ХХ веке, имеют представления о природе этих процессов, их участниках, а также понимают их значение
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение ислама и Великие арабские завоевания
    Западная Азия в начале VII века. Византия и Сасанидский Иран. Аравия накануне возникновения ислама. Жизнь и учение пророка Мухаммада. «Праведные халифы». Великие арабские завоевания. Возникновение халифата Омейядов. Халифат Аббасидов. Роль неарабских этносов в аббасидской революции. Движение шуʻубийя. Социально-экономическое и культурное развитие халифата
  • Тюркское проникновение в Иран и на Ближний Восток
    Дезинтеграция Аббасидского халифата. Тюркские кочевники на границах мусульманских земель. Первые тюркские династии. Сельджукское завоевание и «иранизация тюрок». Расцвет арабо-мусульманской культуры и науки
  • Монгольское завоевание и исламский мир
    Государства Чингизидов в Иране и Средней Азии. Династия Хулагуидов. Послемонгольские государства. Завоевание Тимура и государство Тимуридов
  • Османская империя
    Возникновение Османского государства. Мамлюкский султанат и его отношения с османами. Экспансия и расцвет Османской империи.
  • Тюркские кочевые государства в Иране и их наследники
    Особенности администрации кочевых государств. Государства Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Государство Сефевидов. Распространение шиизма в Иране. Падение Сефевидского государ-ства и завоевания Надир-шаха
  • Колониализм и колониальная политика в регионе
    Французская и британская экспансия в Египте. Строительство Суэцкого канала. Колонизация стран Магриба. «Большая игра» Британии и России в Иране и Средней Азии. Антиколониальное движение
  • Исламский мир и модернизация
    Реформизм и конституционализм. Реформы Мухаммада Али в Египте. Танзимат и его значе-ние для Османской империи. Младотурецкая революция. Реформы Амир-Кабира и конституционное движение в Иране. Конституционная революция в Иране
  • Исламский мир в ХХ веке
    Распад Османской империи и образование новых государств. Реформы Ататюрка в Турции и их значение для региона. Еврейская миграция и создание государства Израиль. Исламизм, национализм и социализм в регионе. Возникновение радикальных и террористических организаций
  • Догматика ислама
    Исламское вероучение в его основных интерпретациях. Исламский ритуал. Коран и кораническая традиция. Сунна и ее формирование. Шариʻат и фикх.
  • Суннизм и шиизм
    Возникновение главных религиозно-политических течений в исламе – суннитов, шиитов и хариджитов; доктринальные различия суннитского и шиитского ислама; суннизм и суннитские представления о государстве и власти в исламе; эволюция шиитского направления в исламе.
  • Богословие и философия в мусульманском мире
    Развитие калама (спекулятивного богословия). Круг обсуждавшихся вопросов. Учение мутазилитов. Ал-Ашари и возникновение ашаризма. Влияние античного наследия на философскую мысль в мусульманском мире. Учение фальсафа: основные представители, их сочинения, круг обсуждавшихся вопросов.
  • Различные толки и направления в исламе
    Разделение шиитской общности на ранних этапах. Возникновение и расцвет исмаилизма. История и структура исмаилитской общины. Хамид ад-дин ал-Кирмани и философия исмаилитов. Исмаилизм по-персидски: Насир-и Хусрав. Раннемусульманское подвижничество. Движение зухд, его возникновение, основные представители и идеи. Региональный мистицизм: Абу Йазид Бистами и Зу-н-Нун Мисри. Джунайд Багдади и распространение суфизма. «Мученик любви» Хусайн ибн Мансур Халладж. Институализация суфизма. Возникновение первых суфийских сообществ. Суфийская литература и систематизация суфийского учения. «Суфийская наука»: основные понятия и концепты. Путь как основная метафора суфийского самосовершенствования. Суфийские братства.
  • Шиизм в Иране
    Утверждение шиитского вероучения в качестве государственной идеологии Сефевидов, развитие шиитских ритуалов и практик, расцвет шиитской литературы. Религиозная обстановка в Иране первой половины XIX в. Разногласия между усулитами и ахбаритами. Движение шейхитов. Проповедь Саййида Али Мухаммада Ширази и его самопровозглашение «Бабом». Бабидские восстания и реакция властей. Казнь Баба: раскол на азалитов и бахаитов. Проповедь Бахауллы и распространение бахаизм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные тестирования
  • неблокирующий Мозговой штурм
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/93937105188) . К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие микрофона и веб-камеры. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться специальной и справочной литературой, а также собственными материалами для подготовки к ответу. Во время экзамена студентам разрешено: один раз кратковременно отлучиться от монитора. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи в течение не более чем 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи более чем на 5 минут без оповещения о наличии технических или других проблем. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.29 * Мозговой штурм + 0.21 * Письменные тестирования + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Karamustafa, Ahmet T. Sufism : The Formative Period, Edinburgh University Press, 2007. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=292370.
  • Lapidus, Ira M. Islamic Societies to the Nineteenth Century : A Global History, Cambridge University Press, 2012. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1057460.
  • Politics, Patronage and the Transmission of Knowledge in 13Th - 15Th Century Tabriz, edited by Judith Pfeiffer, BRILL, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1579897.
  • Turko-Mongol Rulers, Cities and City Life, BRILL, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1460652.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Daftary, Farhad. Historical Dictionary of the Ismailis, Scarecrow Press, 2011. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=886803.
  • Newman, A.J. Society and culture in the early modern Middle East : Studies on Iran in the Safavid period, BRILL, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=253673.
  • Safi, Omid. Politics of Knowledge in Premodern Islam : Negotiating Ideology and Religious Inquiry, The University of North Carolina Press, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=413413.