• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russia and Countries of the East

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructors


Karpov, Mikhail


Кучуков Абдулкарим Игоревич

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины - предоставление учащимся систематических сведений об истории политических, культурных и торговых взаимоотношений Руси/России со странами и народами Ближнего Востока, а точнее, на «южной траектории внешней политики России». В результате освоения дисциплины у обучаемых формируются целостные представления о закономерностях эволюции России как социально-политической целостности, ее международного положения и характера ее взаимодействия со странами и народами Ближнего Востока. В результате изучения дисциплины студент приобретает знание общих принципов и закономерностей эволюции отношений Руси/России со странами и народами региона, получившего название Ближний Восток, на разных исторических этапах, наиболее влиятельных концепций развития этих отношений. Научится различать и оценивать внешние и внутренние факторы, обусловливавшие национальные интересы России и ее политику в отношении стран и народов Ближнего Востока, видеть общее и особенное в структуре этих интересов. Приобретет навыки (опыт) последовательного анализа историко-культурных, социально-экономических и политических факторов международного взаимодействия, применения техники реферирования и анализа научных текстов по проблемам истории международных отношений, геополитики, культурного и социально-экономического развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения материала учебной дисциплины «Россия и страны Востока» являются формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: 1) в области научно-исследовательской деятельности − получить базовые знания в области истории отношений русского государства на всех этапах его существования и эволюции со странами и народами Востока, о трактовках исторической наукой ключевых проблем истории этих отношений, а также умения и навыки, необходимые для участия в научных исследованиях, предполагающих анализ исторического материала по соответствующей проблематике; 2) в области экспертно-аналитической деятельности − выработать базовые умения, необходимые для осуществления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, имеющих отношение к указанной проблематике; 3) в области практической и организационно-управленческой деятельности − сформировать базовые умения и навыки, необходимые для анализа названного выше исторического материала, оформления и использования результатов анализа.В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать общие принципы и закономерности развития отношений России со странами и народами Востока на разных исторических этапах, основное содержание соответствующих исторических процессов и факторов, определяющие это содержание; 2) уметь различать общее и особенное в развитии указанных отношений на разных этапах, находить причины их исторической специфики; 3) владеть навыками последовательного анализа исторического материала по соответствующей проблематике и техникой реферирования текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует проблемы изучения и версий этногенеза русского и родственных ему народов, генезиса их государственности, аргументирует научную картину истории Древней Руси.
  • Описывает и отличает содержание и характер отношений домонгольской Руси с южными и восточными соседями, духовных идеологических оснований древнерусской государственности.
  • Анализирует версии истории «монголо-татарского» завоевания Руси и «периода Золотой Орды», аргументирует и отстаивает научные версии истории.
  • Иллюстрирует характер отношений России с Турцией и Ираном в XVII в., объясняет влияние международного контекста как на политику России в от-ношении стран Востока, так и политики Турции и Ирана в отношении России.
  • Сравнивает характер отношений России с Турцией и Ираном в XVIII в., оценивает влияние международного контекста как на политику России в отношении стран Востока, так и политики Турции и Ирана в отношении России, а также характер интересов России на Кавказе и в Закаспии.
  • Описывает характер отношений России с Турцией и Ираном в XVII в., объясняет и аргументирует влияния международного контекста как на политику России в отношении стран Востока, так и политики Турции и Ирана в отношении России.
  • Анализирует, сравнивает и различает характер интересов и содержания политики России на Кавказе и в Средней Азии в XVIII в., распознает влияние международного контекста на эту политику.
  • Выделяет характер интересов и содержания политики России в отношении Турции и Ирана в XIX в., различает следы внешнего влияния во внешней политике этих стран.
  • Иллюстрирует характер интересов России на Дальнем Во-стоке и содержание политики России в отношении Китая, Японии и Кореи в XIX в., различает влияние внешнего фактора на развитие русско-китайских, русско-японских и русско-корейских отношений.
  • Называет, анализирует, различает и сравнивает характер интересов и содержание политики Российской империи на Востоке в начале ХХ в. и политики СССР в отношении стран Востока в первой половине XX в., различает следы внешнего влияния во внешней политике этих стран.
  • Выделяет и иллюстрирует характер интересов и содержание политики СССР на Востоке во второй половине ХХ в., влияние идеологического фактора и международной конкуренции на эту политику.
  • Оценивает и объясняет характер интересов и содержание политики России в Азии в начале ХХI в., анализирует взаимовлияние политических и экономических факторов в международных отношениях применительно к стратегическому курсу «поворота на Восток».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
    Название темы: Проблемы этногенеза Руси-России. Версии этногенеза русского, украинского и белорусского народов и генезиса их государственности в контексте отношений со странами и народами Востока.
  • Тема 2.
    Название темы: Древняя Русь и Великая степь. Отношения домонгольской Руси с Волжско-Камской Булгарией и Хазарским каганатом. Русь и Святая Земля.
  • Тема 3
    Название темы:«Татаро-монгольское иго» и становление Московской Руси. Значение стран Востока для России в XVI в.
  • Тема 4.
    Название темы: Турецкий и иранский факторы в политике России в XVII в. Взаимосвязь турецкого, польского и западноевропейского векторов российской политики.
  • Тема 5.
    Название темы: Отношения с Турцией и Ираном. Интересы России на Кавказе в XVIII в.
  • Тема 6.
    Название темы: Развитие отношений России с империей Цин в XVII-XVIII вв. Русская духовная миссия как орган российской дипломатии в Китае.
  • Тема 7.
    Название темы: Кавказская политика России в контексте международной ситуации. «Большая игра» Великобритании и России в XIX в. Присоединение Средней Азии.
  • Тема 8.
    Название темы: Отношения России с Турцией и Ираном в контексте европейской политики в XIX в.
  • Тема 9.
    Название темы: Цели России в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Треугольник «Китай – Япония – Корея».
  • Тема 10.
    Название темы: Политика России в Азии в начале ХХ в. Коминтерн и Восток. Задачи восточной политики СССР в первой половине ХХ в.
  • Тема 11.
    Название темы: Интересы СССР на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии во второй половине ХХ в.
  • Тема 12.
    Название темы: Интересы России в Азии в начале XXI в. «Поворот на Восток» и его перспективы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Монографический реферат
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий письменный экзамен
    Экзамен проводится офф-лайн. Для участия в экзамене студент обязан явиться согласно точному расписанию. Во время экзамена запрещено пользоваться конспектами и другими подсказками, покидать аудиторию как на долговременный, так и на кратковременный период.
  • неблокирующий Посещаемость занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.16 * Доклад + 0.17 * контрольная работа + 0.17 * Монографический реферат + 0.5 * письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история. Т.1: Древний Восток и античность, Васильев, Л. С., 2007
  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003