• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Reseach Seminar "History of Philosophy: Texts and Interpretations"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинара "Текст и интерпретации" является своеобразным введением в специальность методами погружения в чтение текста. Студенты имеют возможность рассуждать о предмете философии и ее бытования в процессе чтения текстов, направленных на понимание этой задачи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями Научно-исследовательского семинара являются: развитие навыков самостоятельного мышления (способность к диалогу и дискуссии); формирование навыков понимания специфики философских текстов; понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского текста в нефилософских текстах; способность отличать философские тексты от нефилософских; формирование аналитической и концептуальной способности к исследовательской работе; развитие логического мышления и способности к самоанализу в ходе чтения и интерпретации философских текстов;
  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар “История философии: тексты и интерпретации”» являются: o закрепление навыков исследовательской работы и научной деятельности; o приобретение знаний об основных направлениях и методах исследований по истории философии; o приобретение знаний о комплексе источников по истории философии; o приобретение умений и компетенций, связанных с поиском и использованием информации; o совершенствование навыков работы с философскими текстами различных жанров; o овладение навыками аннотирования научной литературы и анализа источников; o совершенствование навыков презентации материалов научного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты должны понять специфику изучаемого предмета, отрефлексировать цели и задачи своего вхождения в будущую профессию
  • у студентов должны формироваться навыки не только понимания содержания текста, но и способов его анализа - герменевтических и диалектических аспектов конструирования авторского текста
  • у студентов должны формироваться навыки не только понимания содержания текста, но и способов его анализа - герменевтических, дедуктивных, диалектических аспектов конструирования авторского текста
  • у студентов должны формироваться навыки не только понимания содержания текста, но и способов его анализа - герменевтических и диалектических аспектов конструирования авторского текста. На данном этапе студенты учатся отличать разные виды текстов и аргументации
  • завершающий этап - дискуссии позволяет студентам на основе изученного провести самостоятельную аналитику темы в игровой форме разбора некоего кейса. В заключении пишется небольшая итоговая контрольная работа, позволяющая проверить усвоение базовых понятий и методов работы в курсе
  • студент знает понятия "патристическая философия", "богословие", "позднеантичная философия"; знает основных христианских апологетов; понимает проблематику "Диалога с Трифоном" Иустина Философа
  • студент знает понятия "вера", "гносис", "гностицизм"; умеет определять источники учения Климента о познании; имеет представление о деятельности Александрийской школы во II-III вв.
  • студент знает понятия "герменевтика" и "экзегетика"; представляет основные подходы к изучению Писания в поздней античности; понимает специфику богословского творчества Оригена
  • студент ориентируется в позднеантичной и раннехристианской космологической проблематике; знает, кто такие Каппадокийцы
  • студент ориентируется в антропологической проблематике в раннехристианской литературе; видит философские источники христианской доктрины о душе
  • студент знает, кто такие манихеи, владеет сведениями о жизни и творчестве Августина, владеет философской проблематикой, связанной с происхождением зла
  • студент может определить понятия "сущность" и "ипостась", знает основные богословские течения IV в., может изложить учение Евномия Кизического об именах, знаком с проблемой познаваемости сущности Бога в богословии IV в.
  • студент должен знает понятия "апофатическое" и "катафатическое богословие"; понимает философскую проблематику, связанную с творчеством Пс.-Дионисия Ареопагита
  • Студент должен знать основные концепции учения о душе - как философские (платоновская, аристотелевская, стоическая), так и нефилософские (представления о душе в народной греческой религии на основании эпоса Гомера, Гесиод и ряда других источников).
  • Студент должен знать специфику христианского понимания души, понимать сходство и различие античных и христианского учения о душе, иметь представление о становлении христианской концепции личности и разбираться в особенностях восточно-христианской (византийской) и западно-христианской (католической) доктрины о личности.
  • Студент должен знать истоки платоновского мифа о пещере на основании литературных (Гомер, Гесиод) и философских источников (Пифагор, Парменид, Эмпедокл) и его вариации в последующих философских концепциях (Аристотель, Плотин, Прокл). Уметь проводить параллели между различными трактовками философского мифа о пещере.
  • Уметь интерпретировать символ/образ пещеры как в философских, литературных текстах, так и в произведениях искусства (живопись, кинематограф).
  • Студенты должны знать две версии происхождения афоризма (традиционную "аристотелевскую", и альтернативную "платоновскую") и понимать специфику исследовательских установок, стоящих за ними.
  • Иметь представления о концертах счастья в различных школах античной философии, что является условием и критерием блаженной жизни.
  • Студенты должны уметь различать и анализировать трактовки времени сквозь призму учений античных и христианских учений.
  • Уметь разбираться в специфике античных представлений о природе света (Эмпедокл, Демокрита, Платона, Аристотеля, Плотина).
  • Студент должен ориентироваться в особенностях традиционного античного благочестия и "философского" благочестия, декларируемого Платоном ("Евтифрон") и Аристотелем ("Евдемова этика", "Никомахова этика").
  • Знать теорию платоновского очищения души. Знать платоновскую критику знания, основанного на ощущении, мнении, мнении с “объяснением”.
  • Студенты должны знать античные и христианские концепции времени
  • Знать факты, концепцию, терминологию
  • решение задач на понимание природы противоречия (задачи из книги Ильенкова "Диалектическая логика".
  • устный опрос. посвященный мотивации поступления на философское отделение, выявление первичных знаний о специальности. Разбор эссе Маркса: "Размышления юноши пр выборе профессии"
  • понять разницу между рациональными способами познания и иррациональными на примерах из текста Шестова
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие: Виды и специфика научно-исследовательской работы в ВУЗе, проблема изучения текстов; виды текстов; философский текст, его разновидности
    Обсуждение природы текста, герменевтические приемы анализа, определение ФТ
  • Тема 2. Обсуждение вводной статьи М.К. Мамардашвили «Что такое философия»
    Анализ природы текста, понимание приемов конструирования текста, способов аргументации и логического анализа изложения идей
  • Тема 3. Обсуждение фрагмента статьи Э.В. Ильенкова «Учиться мыслить»
    Понимание природы мышления, отличие мышления от формальной логики, анализ связи мышления и морали
  • Тема4. Обсуждение фрагмента статьи Л. Шестова «Об источниках познания»
    Понять способ мышления и аргументации на примере русской философской традиции, попытка схватить суть религиозного способа «аргументации»
  • Тема5 Итоговая дискуссия и контрольная работа
    Развитие навыков диалогизирования и устного аудирования текстов
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 1. Философия и богословие
    Понятия философии, богословия, патристики, позднеантичной философии. Проблема разграничения этих понятий применительно к раннехристианской письменности. Иустин Философ и его учение.
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 2. Вера и знание
    Понятия веры и гносиса. Полемика Климента Александрийского с Валентином и Василидом. Среднеплатонические источники учения Климента о познании. Структура и проблематика "Стромат"
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 3. Герменевтика
    Понятия герменевтики и экзегетики. Ориген Александрийский как экзегет. Антиохийская и Александрийская школы. Учение о смыслах Писания. Соотношение методов типологии и аллегорезы
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 4. Космология
    Понятия космогонии, космологии, космографии. Раннехристианские толкования Книги Бытия. Платоновский "Тимей" и его влияние на раннехристианскую литературу. Полемика с учением Аристотеля о вечности космоса.
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 5. Антропология
    Проблемы бессмертия и воскресения. Апокатастасис. Полемика с учением о предсущестовании душ. Григорий Нисский о душе и воскресении.
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 6. Происхождение зла
    Полемика Августина с манихеями в трактате "О природе блага против манихеев". Материя и зло. Зло как лишенность. Плотин и Августин.
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 7. Теория имен
    Основные богословские течения первой половины IV в. Понятия "сущность" и "ипостась". Двуипостасные и одноипостасные теологии. Арий, Астерий, Маркелл.
  • Раздел 2. Патристическая философия. Тема 8. Апофатическое богословие
    Символи и синфема в богословии Дионисия Ареопагита. Понятия апофатического и катафатического богословия. Возможность богопознания по Дионисию.
  • Раздел 4. Тема 1. Истоки понятия “личность” в античной культуре.
    Античные философы об “основании” (hypokeimenon/substratum) человека: Платон (душа как “самое само”), Аристотель (душа и разумный деятель), стоики (человек как актер, исполняющий роль). Цицерон: изобретение “личности” (persona).
  • Раздел 4. Тема 2. Становление понятия “личность” в христианском богословии.
    Отцы Церкви о соотношении трех Лиц Божественной природы и человеческой личности. Понятие личности в схоластической философии. Боэций и его определение личности. Критика концепции Боэция Ришаром Сен-Викторским. Рецепция Фомы Аквинского учения Боэция о личности.
  • Раздел 4. Тема 3. Символ пещеры в античной культуре
    Образ пещеры в античной культуре: пещера как дом, храм, темница. Spelaion или antron? Философские интерпретации пещеры: Эмпедокл – Платон – Аристотель – Порфирий. Мир как пещера. Восхождение от тьмы к свету: этические, онтологические и гносеологические аналогии. Анализ и сопоставление платоновского («Государство») и аристотелевского («О философии») мифов о пещере.
  • Раздел 4. Тема 4. Символ пещеры в европейской культуре
    Символ пещеры в христианском богословии (Арнобий, Григорий Нисский). Символ пещеры в философии эпохи Возрождения и Нового времени (Дж.Бруно, Фр.Бэкон). Художественные интерпретации символа пещеры в европейской литературе (К.С.Льюис, Л. Пиранделло, С. Бэккет, Б. Чопич, Ф. Дюрренмат). Образы пещеры в живописи и кинематографе.
  • Раздел 4. Тема 5. Amicus Plato sed magis amica veritas: история философского афоризма.
    Философские и литературные источники афоризма “AmicusPlato…”. Хронология оформления афоризма. Дискуссии об авторстве: Платон или Аристотель? Интерпретации платоновского и аристотелевского прообразов афоризма. Неоплатонический “след” в истории афоризма. Рецепция апологетов, арабских философов, схоластов.
  • Раздел 4. Тема 6. “Теэтет” Платона: что есть знание?
    Проблема определения истинного знания как основной объект философской деятельности. Авторитеты от знания: софист или философ? Представление о знании как ощущении, мнении, мнении с “объяснением”. Доводы “за” и “против”. Платоновское понимание логоса. Соотношение эйдоса и логоса. Сопоставление платоновского “символа линии” (“Государство”) с определениями знания, данными в “Теэтете”.
  • Раздел 4. Тема 7. Благочестие в античной культуре и философии
    Традиционное (религиозное) и философское определения благочестия и неблагочестия. Попытка философской рефлексии о благочестии в псевдо-платоновском "Евтифроне". Аристотель: мудрец/философ как носитель подлинного благочестия и любимец богов.
  • Раздел 4. Тема 8. Проблема счастья в античной философии.
    Традиционное (религиозное) и философское определение счастья. Соотношение счастья, удовольствия и блага. Вопрос о достижимости счастья и способы его достижения. Философские "рецепты" счастья: Платон, Аристотель, стоики, эпикурейцы, скептики.
  • Раздел 4. Тема 9. Проблема времени и вечности: Платон, Аристотель, Плотин, Августин
    Архаически представления о времени и вечности (Гомер, Гесиод). Платон о времени и вечности («Тимей», «Парменид», «Государство»). Аристотель о вечности как атрибуте времени (“Физика”, “О небе”). Плотиновская рецепция платоновского и аристотелевского учения о времени (III.7. О времени и вечности). Августин Аврелий о времени как “растяженности” души ("Исповедь").
  • Раздел 4. Тема 10. Понятие света в античной философии
    Религиозно-мифологическое понимание света. Физические и философские интерпретации природы света в античности (Эмпедокл, Демокрит, Платон, Аристотель, Плотин). Философская символика света: свет как символ бытия, знания, божественной субстанции.
  • Раздел 3. Тема 1. Китайская философия
    Тема 1. Зарождение философской прозы в Китае. Проблема существования философии на Дальнем Востоке. Периодизация истории китайской философии. Понятия лунь 論 «суждение», шо 說 «разъяснение», бянь 辯 «полемика», цзы 子 «мудрец», шу 書 «писания», сюэ 學 «учение». Историко-политическая проблематика ранней китайской философии: тянь мин 天命 «небесный мандат», ли 禮 «этико-ритуальные нормы», чжэн 政 «правильное управление». Религиозно-антропологическая составляющая древнекитайской мысли: ди 帝 «божество», шэн 聖 «совершенномудрый», дэ 德 «благодать», сань цай 三才 «три основы»: небо, земля, человек.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий зачет по всем семинарам (Модуль 1)
  • неблокирующий Текущий контроль: семинары (модуль 2)
  • неблокирующий Письменный экзамен (2 модуль)
  • неблокирующий Экспресс-контрольные (2 модуль)
  • неблокирующий Текущий контроль: семинар (4 модуль)
  • неблокирующий Экспресс-контрольная (4 модуль )
  • неблокирующий Эссе (4 модуль)
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (4 модуль)
  • неблокирующий Текущий контроль семинар (модуль 3)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Письменный экзамен (2 модуль) + 0.5 * Текущий зачет по всем семинарам (Модуль 1) + 0.15 * Текущий контроль: семинары (модуль 2) + 0.15 * Экспресс-контрольные (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Текущий контроль семинар (модуль 3) + 0.15 * Текущий контроль: семинар (4 модуль) + 0.2 * Экзамен (4 модуль) + 0.15 * Экспресс-контрольная (4 модуль )
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головко В.М. - Герменевтика литературного жанра - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 184с. - ISBN: 978-5-9765-1185-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74595
  • Шестов Л. И. ; под науч. ред. Ахутина А.В. - РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ. НА ВЕСАХ ИОВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 464с. - ISBN: 978-5-534-01625-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-religioznaya-filosofiya-na-vesah-iova-437790
  • Шульга Е. Н. - СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ПОНИМАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 2-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-10841-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-filosofskaya-germenevtika-ponimanie-i-interpretaciya-431672

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A A Nikitin. (2015). Evolution of consideration of problems of consciousness in research of the Russian philosophy of Soviet period (Vygotskiy, Ilenkov, Mamardashvili). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.405A46C0
  • Aristotle. (2012). The Nicomachean Ethics. [United States]: Start Publishing LLC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=811459
  • Ashwin-Siejkowski, P. (2008). Clement of Alexandria : A Project of Christian Perfection. London: T&T Clark. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=378429
  • Augustine the Manichaean and the problem of evil. (1990). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4269211F
  • Benson, H. H. (2006). A Companion to Plato. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=193221
  • Collins-Dogrul, J., & Saldaña, K. (2019). Text Selection and Course Design: Faculty Perspectives on Critical Reading and Critical Thinking. Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, 19(2), 88–101. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1214008
  • DelCogliano, M. (2010). Basil of Caesarea’s Anti-Eunomian Theory of Names : Christian Theology and Late-antique Philosophy in the Fourth Century Trinitarian Controversy. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=360458
  • Di Silva, M. F. (2018). Plotinus and Augustine on evil and matter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B8AD747B
  • Dmitry Ryndin G., & Дмитрий Рындин Геннадьевич. (2016). MAMARDASHVILI: SPEECH AS AN EVENT OF THOUGHT ; ЛЕКЦИЯ КАК СОБЫТИЕ МЫСЛИ (К юбилею М. Мамардашвили). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D0CFD1B
  • Dobrokhotov, A. L. (2009). The Austrian Experience: The Mamardashvili Variant. Transcultural Studies: A Series in Interdisciplinary Research, 5(1/2), 65–73. https://doi.org/10.1163/23751606-00501006
  • Finkenthal, M. (2010). Lev Shestov : Existential Philosopher and Religious Thinker. New York: Peter Lang Inc., International Academic Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=542618
  • Guthrie, W. K. C. (1971). A History of Greek Philosophy: Volume 3, The Fifth Century Enlightenment, Part 1, The Sophists. London: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=711676
  • HANSON, R. P. C. (1948). Origen’s Doctrine of Tradition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA48FCD4
  • Hanzel, I. (2018). Ilyenkov and language. Studies in East European Thought, 70(1), 1–18. https://doi.org/10.1007/s11212-018-9297-1
  • K. V. Vorozhikhina. (2019). Lev Shestov. RUDN Journal of Philosophy, (2), 192. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-2-192-209
  • Levitt, S. R. (2019). Cultural Dialectics in International Teamwork Dynamics. International Journal of Business Communication, 56(3), 326–348. https://doi.org/10.1177/2329488416629094
  • Louth, A. (2001). Denys the Areopagite. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=265462
  • Maidansky, A. (2014). Reality of the Ideal. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44866E63
  • Malkmus, B. F., & Cooper, I. (2013). Dialectic and Paradox : Configurations of the Third in Modernity. Oxford: Peter Lang AG, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573756
  • Mareev, S. (2016). Lifshits and Ilyenkov on the nature of the ideal. Studies in East European Thought, 68(4), 319–329. https://doi.org/10.1007/s11212-016-9264-7
  • Marmodoro, A., & McLynn, N. B. (2018). Exploring Gregory of Nyssa : Philosophical, Theological, and Historical Studies. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1910853
  • Nardi, P. M. (2017). Critical Thinking : Tools for Evaluating Research. Oakland, California: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1555898
  • Pouderon Bernard. (2004). 36. Bobichon (Philippe), Justin martyr. Dialogue avec Tryphon (édition critique, traduction, commentaire). Revue Des Études Grecques, (2), 810. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.2004.num.117.2.4601.t2.0810.0000.3
  • Sandwell, I. (2011). How to teach Genesis 1.1-19 : John Chrysostom and Basil of Caesarea on the creation of the world. Journal of Early Christian Studies, 19(4), 539–564. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000513821
  • Sineokaya, J., & Khokhlov, A. (2016). Lev Shestov’s philosophy of freedom. Studies in East European Thought, 68(2/3), 213–227. https://doi.org/10.1007/s11212-016-9257-6
  • Васил Пенчев. (2018). Mamardashvili, an Observer of the Totality. About “Symbol and Consciousness”, and the cross between East and West, infinity and finiteness. . . https://doi.org/10.6084/m9.figshare.6142652
  • Викторовна, У. В. (2019). Понятия «Идеал» И «Идеальное» В Творчестве Э.В. Ильенкова. Society: Philosophy, History, Culture, (5), 97–101. https://doi.org/10.24158/fik.2019.5.1
  • НИЖНИКОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ. (2015). Постижение Мамардашвили Часть 2. Символ и сознание в творчестве М. К. Мамардашвили. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7B0DCA2
  • Пашкова, Н. В. (2017). Мысль, Которая Не Должна Завершиться: Актуальность И Значение Идей М.К. Мамардашвили. Society: Philosophy, History, Culture, (7), 1–4. https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.17
  • ЯНУШКЕВИЧ А.С., & КОШЕЧКО А.Н. (2014). Психоаналитический Подход К Изучению Форм Экзистенциального Сознания В Творчестве Ф. М. Достоевского. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8C764149