• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ethics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Этика" предназначен для студентов философских специальностей, что предполагает, с одной стороны, углубленное изучение основных этапов в ставлении этики как дисциплины в структуре гуманитарного знания с акцентом на ее междисциплинарном характере, а также на исторических, культурных, социальных условиях и особенностях ее развития на Востоке и на Западе в различные периоды; с другой стороны, освоение категориального и методологического аппарата этики, необходимого для его корректного использования в дальнейшем в образовательных и научных целях, в том числе, для проведения так называемой "этической экспертизы".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Этика» являются: 1) создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения; 2) уяснение методологической роли этико-философского знания; 3) ознакомление с основными вехами в истории философской этики; 4) ознакомление с актуальными проблемами современной прикладной, в том числе, профессиональной этики.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Понимание предметного своеобразия этики, оснований для признания этического знания как требующего логического и ценностного обоснования, понимание места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом
  • Знакомство с основными идеями древнегреческой и древневосточной этических традиций. Понимание причин их исторического и культурного своеобразия, умение вычленить «этическое» в совокупности религиозных представлений и иных мировоззренческих установок «древних»
  • Знание практических и теоретических истоков этики как философской дисциплины и как нравственной доктрины, понимание места этики в структуре философского и протофилософского знания, взаимосвязь этики и политики
  • Знание и понимание особенностей христианской культуры, в том числе, деловой этики христианина, эволюции в «христианских» представлениях об основополагающих этических категориях христианина
  • Знание особенностей корпоративной этики средневековых монашеских орденов и ее отличий от рыцарской этики. Понимание причин трансформации полисной античной морали в средневековые ее формы
  • Знание и понимание особенностей мусульманской культуры, в том числе, деловой этики, а также специфики трактовки основополагающих этических категорий и формирования нравственных норм в исламе в отличие от других монотеистических религий
  • Знание и понимание особенностей возрожденческой культуры в контексте гуманистической этики эпохи, а также теоретических и практических причин формирования новых канонов нравственного поведения
  • Знание и понимание социальных, политических и духовных причин «Реформации», целей переосмысления религиозной этики и культуры, анализ причин возникновения новых форм трудовых отношений и переосмысления ценности человека и его поступка в данном контексте
  • Знание основных положений этической теории Франклина и их теоретических и практических истоков, а также прикладного значение его теории для дальнейшего развития эгоистической морали и практической этики
  • Понимание внутренних для западной культуры процессов, приведших к трансформации этического знания в Новое время, переориентации на «светскую» этику; понимание причин углубляющейся взаимосвязи между этикой и политикой, значения этики для теории общественного договора; понимание истоков и своеобразия «добродетельной» эпистемологии
  • Понимание прогрессивных идей просветителей и способность критически отнестись к наследию Просвещения в понимании добродетели и прогресса человеческого разума в контексте философии на рубеже веков. Знание основных этических доктрин и основных их взаимных контраргументов
  • Знание и понимание ключевых критических теорий в отношении нормативных нравственных программ, умение критически переосмысливать новые веяния в западноевропейской этической теории и понимать их социально-политические и духовные основания
  • Умение различать общечеловеческую универсальную мораль и мораль прикладную; понимание значения нравственных дилемм как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни; формирование принципов прикладной этики как условия возможного непротиворечивого совмещения универсальной и частной морали
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет этики. Мораль, ее основные характеристики
    Сущность человека и роль морали в его бытии. Этика и мораль. Этика и наука. Моральные нормы как система запретов. «Негативный» характер морали. Моральная всеобщность и проблема свободы. Добродетель человека и свобода воли. Мораль и произвол. Золотое правило нравственности. Характеристики морали. Формальные свойства и императивно-ценностное содержание морали. Процедура соотнесения наличных и возможных мотивов, поступков, свойств характера. Моральные нормы как безусловно повелительные. Всеобщность моральных норм, их беспристрастность и универсальность. Надситуативность моральных норм. Мораль в качестве основного способа воплощения сущности человека как свободного и сознательного существа, в качестве важнейшего канала осуществления в деятельности индивидов трансцендентного ценностного содержания.
  • Тема 2. Архаичная мораль и мораль Древнего мира
    Табу. Личность доисторического мира. Нерефлексируемость норм жизни и поведения. Древнейшие своды законов. Неразличение правовых, религиозных и моральных норм. Законы дхармы. Неразрывное единство человека и природы. Универсальный принцип упорядоченности — рита. «Закон кармы». Атман и Брахман. Этика и государственное управление в системе ценностей китайской культуры. Основные добродетели в рамках данной культурной парадигмы. Лао-Цзы, «Старый мудрец». Понятие Дао. Моральная доктрина иудаизма. Декалог. Принципы декалога как принудительные законы, за нарушение которых воздается возмездие. Цель Декалога — не индивид, а народ, его государственное устройство. Историческая прогрессивность принципа талиона. Ветхозаветные милосердие и справедливость (минимальное наказание). Нравственные заповеди Декалога являются общими законодательными принципами.
  • Тема 3. Этические учения осевого времени
    Эволюция понятия совесть в античную эпоху. Эпические моральные ценности. Полисные ценности. Моральный закон заставляет индивида ограничивать свой произвол в пользу государства и сограждан. Природно-космические ценности. Эллинизм. Встреча эллинской культуры с культурами других народов и взаимодействие с ними. Персидская традиция и зороастризм. Эсхатология. Моральная доктрина буддизма. Абсолютная противоположность добра и зла. Четыре благородные истины. Восьмеричный путь. Нирвана — это мокша, достигнутая еще при жизни. Китайская моральная традиция и конфуцианство. Человек занимает срединное место (между небом и землей) в мире. Человек находится на пересечении двух детерминаций — природной и этической. Понятия «жэнь», «ли», «сяо», «чжэн мин». Благородный муж. Жэнь, ли, вэнь — непременные черты благородного мужа. Низкий человек. Школа «фа-цзя», школа закона. Понятие «ши».
  • Тема 4. Этическое учение христианства
    Наследие зороастризма — связь мирового процесса и этического выбора человека, но и преодоление проповеди Заратуштры — не человек для мира, а мир для человека. В христианстве реализация чаяний человека, его мечты о счастье и надежды на справедливость переносится в будущее. Воздаяние и возмездие, восстановление справедливости видится как результат действия божества в потустороннем мире. Две составляющие проповеди Христа. (1) Негативная часть. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Несущественность, второстепенность всех земных целей. Мир — мир смерти. Притча о благоразумном и безрассудном строителях. Притча о безумном богаче. (2) Позитивная часть. Заповедь любви. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Значимость мотивов поступков. Снятие национальной ограниченности. Отрицание принципа талиона.
  • Тема 5. Этос средневековья. Монашество. Рыцарство
    Формирование этоса средневековья в позднюю античность. Мораль. Совесть. Греховные помыслы — грех. Добрые поступки, не имеющие целью благо ближнего, не есть благо. Концепция морального прогресса. Особенности средневековой моральной доктрины. Свобода воли как главная характеристика человека. Отличие свободы воли человека средневековья от свободы гражданина человека античности. Нормативные представления о человеке. Структура средневекового социума. Монашество. Апология страдания как залога спасения. В 12 в. ордена, проповедующие и практикующие евангельскую мораль (францисканцы), и монахи-теологи, развивающие религиозную метафизику (доминиканцы). Инквизиция. Бенедиктинцы. Коммуна. Труд как антитеза праздности, которая мать всех пороков и похоти. Труд как лекарство от болезни (праздности), средство смирения плоти. Взаимоотношения внутри монастыря строятся по образцу армейского подразделения (дисциплина и повиновение вышестоящему). Тамплиеры. Иезуиты. «Светские иезуиты». Теократический идеал. Рыцарство. Забота о славе. Недостаток мужества — самое тяжелое обвинение. Неустанное соперничество. Любовь к войне и к женщинам. Любовь как форма борьбы. Жизнь в двух несогласуемых одна с другой иерархиях ценностей.
  • Тема 6. Этика ислама
    Отсутствие в исламе представления о первородном грехе и связанного с этим тезиса о греховной природе человека. Коран и Сунна как источники этики ислама. Роль понятия «уммы» в этике ислама. Пять столпов ислама. Этические категории: обязательное, рекомендуемое, безразличное, нерекомендуемое и непозволительное. Различие в объекте и системах оценок поступков в этике и фикхе. Категория «безразличное» в сфере этического рассмотрения. Действие, неразрывно связанное с породившим его намерением как предмет этики. Оценка намерения-и-действия в ее связи с центральными понятиями этики. Благо и зло как соотносительные, а не противоположные друг другу начала. Принцип перевешивающего баланса. Контекстуальность оценки поступка. Жизнь как ценность, занимающая высшую ступень в аксиологической системе. Жизнь в двух ее аспектах: как «здешняя», или «дольняя» жизнь, и как жизнь «тамошняя», или «загробная». Характер долженствования в исламской этике. Отношение в исламе к монашеству и аскезе. Отношение к женщинам. Отношение к войне. Отношение к торговле. Тема 7. Этические концепции эпохи Возрождения Трансформация института исповеди в позднее средневековье. Интроспекция. Рост самосознания, рост нравственного «Я». Этические особенности понятия «честь». «Кодекс чести». Потеря чести в результате единственного неверного поступка раз и навсегда. Понятие «совесть». Люди нового типа. Личность, способная нарушать (разрушать) традиции. Купеческие города. Сложение особого новоевропейского типа личности. «Studia humanitatis». Концепция человека как эгоиста. Природа человека выводится из общественных отношений — отношений собственности, — а не из акта творения человека богом. Роль Фортуны в судьбе индивида. Политика как автономная сфера человеческой деятельности, имеющая свои законы, независимая от морали и религии (последние, наоборот, зависимы от нее). Политическая деятельность, т. е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет свой собственный критерий оценки, заключенный в ней самой — польза и успех, достижение поставленных целей. Ценности ренессансного человека — земные ценности, даже в посмертной судьбе его больше волнует вечная слава, а не вечное блаженство. Антропоцентризм Ренессанса. Оборотная сторона ренессансного гуманизма.
  • Тема 7. Этические концепции эпохи Возрождения
    Трансформация института исповеди в позднее средневековье. Интроспекция. Рост самосознания, рост нравственного «Я». Этические особенности понятия «честь». «Кодекс чести». Потеря чести в результате единственного неверного поступка раз и навсегда. Понятие «совесть». Люди нового типа. Личность, способная нарушать (разрушать) традиции. Купеческие города. Сложение особого новоевропейского типа личности. «Studia humanitatis». Концепция человека как эгоиста. Природа человека выводится из общественных отношений — отношений собственности, — а не из акта творения человека богом. Роль Фортуны в судьбе индивида. Политика как автономная сфера человеческой деятельности, имеющая свои законы, независимая от морали и религии (последние, наоборот, зависимы от нее). Политическая деятельность, т. е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет свой собственный критерий оценки, заключенный в ней самой — польза и успех, достижение поставленных целей. Ценности ренессансного человека — земные ценности, даже в посмертной судьбе его больше волнует вечная слава, а не вечное блаженство. Антропоцентризм Ренессанса. Оборотная сторона ренессансного гуманизма.
  • Тема 8. Этическая составляющая Реформации
    Социальный статус и проблемы существования горожан позднего средневековья. «Вселенский пессимизм» бюргера, ожидание конца времен. Предбуржуа испытывает потребность в моральном возвышении «честной наживы» (трудолюбия, бережливости, использования чужого труда без обмана и лихоимства). Положение римско-католической церкви в средневековой культуре (латынь, политический авторитет, политика церкви в области спасения души — чистилище и епитимии). Концепция «сокровищницы церкви». Нравственные проблемы и торговля индульгенциями. 95 тезисов М. Лютера. Дискредитация всех форм сакральной активности. Новый взгляд на природу человека. Искоренение практического самодовольства католицизма. Тезис о спасительной силе «одной только веры». Доверие Богу, безропотное принятие его воли. Безусловное устремление к добру (причем во всех «повседневных» делах). Толкование Писания каждым христианином самостоятельно. Религиозный (и житейский) индивидуализм. Принцип всеобщего священства, пасторская служба как одна из общественных служб. Принцип «Свобода, Равенство, Братство», выраженный на теологическом языке. Вера в мирские дела. Новая парадигма человеческого поведения и его оценки. Трудовая этика. Мирские занятия (профессии) как призвания. Мирской аскетизм. Труд. Нравственное значение труда. Эволюция отношения к труду в европейской морали. Предопределение. «Знак» спасения. Люди неравны и тем не менее равнодостойны.
  • Тема 9. Этика Б. Франклина
    Жизненная установка человека, который «всем обязан себе самому», характеризуется «посюсторонней» устремленностью его притязаний и трезвостью ума. «На бога надейся, а сам не плошай», «береженого бог бережет». Успеха нужно добиваться здесь, на этой земле, а то, что человек сам кузнец своего счастья, что он не обязан им каким-либо унаследованным привилегиям, должно для него быть источником особого удовлетворения. Добродетель следует измерять полезностью. Франклин доказывал, что заслуга человека не уменьшается от того, что он делает что-либо без усилия, и что справедливость, милосердие или умеренность останутся добродетелями независимо от того, каким образом они проявляются — в соответствии со склонностями человека или вопреки им. Тот, кто поступает безумно — говорил он, имея в виду различные проявления аскетизма — лишь потому, что это противоречит его наклонностям, должен быть назван безумцем. Порочные деяния не потому вредны, что они запрещены, но они потому и запрещены, что вредны, и каждый должен быть заинтересован в том, чтобы быть добродетельным, если он желает быть постоянно счастливым даже в этом мире. Добродетель окупает себя; «честность — вот лучшая политика». Три основных добродетели обеспечивают кредит: трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость. Основные добродетели по Франклину.
  • Тема 10. Философская этика Нового времени
    Место и значение этики в системе знания Декарта. Этика как «высочайшая и совершеннейшая наука, которая предполагает полное знание других наук и является последней ступенью к высшей мудрости». Спиноза. Основы этики совершенства. Высшее благо и цель жизни. Правила подготовительной морали. Добро и зло. «Золотое правило нравственности» в интерпретации Спинозы. Свобода. Гроций. Общая цель всех людей — самосохранение. Три источника нормативного рассуждения. Концепция естественного права. Гоббс. Естественное состояние. Война всех против всех. Естественное состояние характеризуется отсутствием понятий справедливого и несправедливого. Естественные законы. Гражданское состояние и мораль позитивного права. Общественный договор. Социальная этика как позитивное право. Мораль как социальный институт. Кембриджские неоплатоники. Сфера долженствования и предписания, т. е. сфера принципов, и сфера различения добра и зла, т. е. сфера сознания, сфера представления. Врожденность нравственных законов, постижение добра и зла с помощью интуиции. Локк. Проблема источника морали. Отрицание врожденности идей и принципов и проблема универсальности морального закона. Понятие нравственности. Награда и наказание как добро и зло, которые обусловлены исполнением или нарушением закона. Этический сентиментализм. Шефтсбери. Понятие «морального чувства». Френсис Хатчесон. Моральное чувство как познавательная способность, направленная на постижение добра и зла, а также способность высказывать суждения о добре и зле. Юм. «Материя» морали — аффекты, хотения и действия, а не истина и ложь. Разум и его место в этике. «Принцип Юма». Адам Смит. Мораль как совокупность чувств человека по поводу поступков или событий, имеющих отношение к частному и общему благу. Мандевиль. «Басня о пчелах». Мораль как искусственное образование, изобретение честолюбивых политиков, как форма социального контроля и управления в целях ограничения частных аффектов во благо целого. Дидро. Образ счастья. Критика христианской этики как этики индивидуалистичной. Добродетель должна быть императивом, не только в равной мере вменяемым каждому, но и не противоречащим принципам общественной жизни. Руссо. Особенности теории общественного договора. Критика цивилизации. Концепция отчуждения.
  • Тема 11. Философская этика конца 18 — начала 19 веков
    Кант. Три вопроса: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? Мораль, выведенная из эмпирических начал, и мораль, выведенная из интеллектуальных начал. Третья антиномия. Человек как феномен и человек как ноумен. Моральная вменяемость человека. Автономия морали. Предмет практического разума — высшее благо, обнаружение и осуществление того, что нужно для свободы человека. Философия и сфера практической деятельности. Априорная мораль. Особенности этики Канта: 1) формальный характер; 2) отказ от эвдемонизма; 3) противопоставление долга — влечению. Понятие долга. Понятие максимы. Понятие и виды императива. Три формулировки категорического императива. Утилитаризм. Иеремия Бентам. Принцип полезности, или величайшего (возможного) счастья и благоденствия. Гедонистическое исчисление. Пенология Бентама. Джон Стюарт Милль. Принцип пользы как предполагающий стремление человека к устранению и уменьшению несчастья. Частное благо человека. Профессиональное и социальное предназначение человека. Добродетель ценна не сама по себе, а как средство для достижения счастья или как часть счастья. Общее благо как суммарный итог частных благ. Понятие справедливости.
  • Тема 12. Философская этика 19-20 веков
    Антинормативизм. Этика не как теория морали, а как ее критика. Шопенгауэр. Мировая воля как единственная «вещь в себе». Внутреннее соперничество, беспрерывная война между индивидами. Вожделения людей бесконечны и в принципе не насыщаемы. Человеческие страдания извечны. Воля к жизни — несчастливая воля. Мир как средоточие мук и страданий. Маркс и марксистские традиции. Мораль как «бессилие в действии». Мораль требует критики и преодоления. Моральный смысл учения о коммунизме. Моральная миссия пролетариата. Ницше. Ценность моральных ценностей. Критика морального сознания. Мораль господ и мораль рабов. Роль христианской религии в формировании морали рабов. Рабская мораль и ее претензии на безусловность, абсолютность. Рабская мораль как стадная мораль. Ее отчужденный характер. Рабская мораль и ее ограниченность областью намерений. Лицемерие морали. Понятие ressentiment. Мораль господ. Понятие сверхчеловека. Три этапа развития морали. Фрейдизм. Структура человеческой личности. Репрессивность. Super-Ego. Понятие сублимации. Переход от классического психоанализа к неофрейдизму. Экзистенциализм. Кьеркегор. Три стадии человеческой жизни. На этической стадии человек руководствуется долгом, делает радикальный выбор («или» — «или»). На этой стадии человек становится тем, чем он должен быть. Ясперс. Пограничная ситуация. Сартр. Человек — это абсолют, хотя и «абсолют несубстанциальный». Человек «осужден быть свободным».
  • Тема 13. Профессиональная и универсальная этика
    Прикладная этика. Ее соотношение с нормами универсальной морали. Моральная практика и нормативно-теоретическое знание в формировании норм прикладной морали. Профессии и свойственные им моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери». Миссия профессии и функция профессии. Право профессионального сообщества на самоконтроль над собственными действиями. Этизация любой из профессий (самоосознание и саморегуляция). Конкретизация морали как (1) переосмысление моральных представлений, норм, оценочных суждений, (2) появление новых акцентов в способах когеренции моральных ценностей, поведенческих правил между собой и с другими требованиями и максимами, (3) изменение места соответствующих ценностей и норм в ценностном универсуме, (4) возникновение новых установок, дозволений и запретов, не имеющих применения нигде, кроме определенной сферы деятельности. Проблема перевода идеально-ложного в реально-должное. Этика профессиональная (корпоративная) и «последняя инстанция» морального выбора — индивидуальное решение. Принципы персональной этики. Принципы профессиональной этики. Принципы профессиональной «глобальной» этики. Культурные различия и различные системы этики. Функции профессиональной этики. Соединение интересов общества и интересов группы профессионалов. Приоритет общественных интересов. Создание стандарта поведения любого индивида, представляющего данную профессиональную группу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. активность на семинарских занятиях
    При оценивании работы на семинарских занятиях учитывается глубина проработки домашних и творческих заданий во время семинара, вдумчивость и способность студента к анализу изучаемого материала. В случае отсутствия на семинаре по уважительной причине, студент имеет право закрыть задолженность по договоренности с преподавателем, выполнив задание в виде эссе или инфосхемы по теме пропущенного семинара. Работа должна быть выслана на корпоративный адрес преподавателя в течение недели после пропущенного семинара.
  • неблокирующий Created with Sketch. тесты
    Письменный тест проверяет знание студентами материала прошедших лекций и проработку домашнего задания к семинару, на котором пишется тест. Все тесты состоят из закрытых вопросов и проводятся в начале каждого семинарского занятия, начиная со второго семинара, в электронной или письменной форме по усмотрению преподавателя и/или договору с учебной группой. Пересдача тестов не предусмотрена. В случае болезни студента, тест может быть написан вместе с группой дистанционно во время его проведения.
  • неблокирующий Created with Sketch. кейсы
    Кейсы в конце каждого модуля предлагаются преподавателями курса студентам для самостоятельной работы. Они проверяют знание студентом материала прослушанных лекций и освоенных во время подготовки домашних заданий и их обсуждения на семинарских занятиях, владение основными философско-этическими понятиями, понимание общей структуры философской этики. Первый кейс (в конце 2 модуля) проверяет знания по теме религиозной этики; второй кейс (в конце 3 модуля) связан с осмыслением современной этической дилеммы/проблемы с позиции основных нормативных этических доктрин и их критики. Кейс представляет собой описание ситуации и перечень конкретных вопросов по ней, на которые студент должен дать ответы. Кейсы сдаются в электронном виде на корпоративный электронный адрес преподавателя не позднее чем за неделю до начала экзаменационной сессии. Пересдача кейса не предусмотрена.
  • блокирующий Created with Sketch. устный экзамен
  • неблокирующий Created with Sketch. онлайн курс «Moralities of Everyday Life» Йельского университета
    Данный курс является обязательной частью дисциплины и прослушивается студентами самостоятельно на платформе Coursera. Курс стартует раз в четыре недели, записываться на него необходимо с корпоративной почты hse.ru. Вопросы по онлайн курсу включены в список вопросов итогового экзамена. Ссылка на курс: https://www.coursera.org/learn/moralities
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Qрезультирующая = 0,2*Qтесты + 0,3*Qсеминары + 0,2*Qкейсы + 0,3*Qустный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М., 1995. - 354 с. ISBN 5-201-01862-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/347507
  • Апресян, Р.Г. Этика : учебник / Апресян Р.Г. — Москва : КноРус, 2017. — 356 с. — (для бакалавров и магистрантов). — ISBN 978-5-406-05973-9. — URL: https://book.ru/book/922959 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса): Монография / Р.Г. Апресян. - М.: Альфа-М, 2013. - 224 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-373-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/434052
  • Под общ. ред. Гусейнова А.А.-ЭТИКА. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-460-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01075-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/etika-431774