• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Phenomenology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих базовых дисциплинах: история философии XIX-XX вв.; современные проблемы философии. Дисциплина включает в себя: - история становления и развития феноменологической философии, основные характерные для нее стратегии философского исследования; - основные методы и подходы немецкой и французской феноменологии; - основные категории и проблемы феноменологической философии Эдмунда Гуссерля, Мориса Мерло-Понти, Жака Деррида и Марка Ришира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с современной французской и немецкой феноменологической философией, с историей возникновения и развития ее ключевых тем.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент определяет ключевые проблемы немецкой и французской феноменологии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
  • Студент знает основные характерные для феноменологии стратегии философского исследования
  • Студент понимает основные категории и проблемы феноменологической философии Эдмунда Гуссерля.
  • Студент понимает основные категории и проблемы феноменологической философии Мориса Мерло-Понти.
  • Студент понимает основные категории и проблемы феноменологической философии Жака Деррида.
  • Студент понимает основные категории и проблемы феноменологической философии Марка Ришира.
  • Студент владеет навыком самостоятельной и творческой работы с наиболее значимыми произведениями современной феноменологической философии (чтение, комментирование, анализ текстов, извлечение методологических процедур).
  • Студент определяет ключевые проблемы феноменологической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
  • Студент определяет ключевые проблемы немецкой феноменологии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
  • Студент определяет ключевые проблемы французской феноменологии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Классическая немецкая и современная французская феноменология.
    Обзор задач курса. Проблема смысла и символических структур в работах Эдмунда Гуссерля (1859-1938), Мориса Мерло-Понти (1908-1961), Жака Деррида (1930-2004) и Марка Ришира (1943- 2015). Трансформация феноменологической философии: от классической немецкой феноменологии к современным феноменологическим исследованиям во Франции.
  • 2. Проект феноменологии Эдмунда Гуссерля.
    В рукописи “Начало геометрии” (1936) Эдмунд Гуссерль в сжатой и концентрированной форме представил идею поиска смыслового истока тех феноменов культуры, которые претендуют на общезначимость (напр. идеальных объектов математики). В этом контексте он ввел идею смысловых учреждений (Urstiftungen), лежащих в основе целых регионов опыта: не только математизированного естествознания, но и других устойчивых символических структур, в том числе, само собой разумеющихся структур повседневности, характерных для европейской культуры в ее историчности.
  • 3. Трансформация феноменологического проекта во Франции.
    Идея смыслового учреждения символических структур является центральной и для современной феноменологической философии, поэтому она послужит отправной точкой. Мы рассмотрим те принципиально разные стратегии работы со смысловым истоком символических структур, которые предлагают Морис Мерло-Понти, Жак Деррида и Марк Ришир, каждый по-своему развивая феноменологический проект в философии.
  • 4. Феноменология восприятия Мориса Мерло-Понти.
    Морис Мерло-Понти (1960) опирается на различение пре-объективного (“дикого”, “сырого”) бытия и актуального присутствия, “говорящей” (смыслообразующей) и “проговоренной” (застывшей) речи, и стремится проанализировать их переплетение в качестве “символической матрицы”.
  • 5. Феноменология письма Жака Деррида.
    В центре внимания будет разбор того, как Жак Деррида (1962) акцентирует взаимосвязь археологии и телеологии смысла, в основе которых он видит символическую операцию различения.
  • 6. Феноменологический проект Марка Ришира.
    Марк Ришир (1990) берет в качестве отправной точки ситуацию разрыва между смысловым учреждением и его смысловым истоком – ситуацию “опустошения” смысла, вводя для этого идею “символического учреждения” (по принципиальным основаниям не имеющего феноменологического истока).
  • 7. Общие интуиции немецкой и французской феноменологии.
    Общей интуицией, характерной как для классической немецкой, так и для современной французской феноменологии, оказывается стремление ухватить смысл в процессе становления, до его фиксации в символических структурах и в процессе этой фиксации. Будет завершен разбор альтернативных стратегий поиска смыслового истока феноменов культуры и символических структур. В центре внимания также будут стоять проблемы феноменологического метода в философии и его границ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Эссе (24 тыс.зн.) (неблокирующий)
  • Работа на семинарских занятиях (неблокирующий)
  • Устный экзамен (неблокирующий)
    Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «устный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Орезультирующая Итог = 0.5*Оэкзамен + 0.5*Онакопленная. Накопленная оценка формируется следующим образом: Онакопленная = 0.5·Оэссе + 0.5*Оработа на семинарах.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Голос и феномен" и другие работы по теории знака Гуссерля, Деррида Ж., Кашиной С. Г., 1999
  • "Голос и феномен" и другие работы по теории знака, Деррида Ж., Калининой С. Г., 2014
  • Избранные работы, Гуссерль Э., Куренного В., 2005
  • Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология : введение в феноменологическую философию, Гуссерль Э., Скляднева Д. В., 2004
  • РИШИР МАРК, СОКОЛОВ РОМАН, & ЧЕРНАВИН ГЕОРГИЙ. (2016). Феноменология поэтического элемента (перевод Р. Соколова, ред. г. Чернавин ). HORIZON. Феноменологические Исследования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16819134
  • Феноменология восприятия, Мерло-Понти М., Вдовиной И. С., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ямпольская, А., & Чернавин, Г. (2012). ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НОВАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВО ФРАНЦИИ» (7-8 МАРТА 2012 г., ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ). HORIZON. Феноменологические Исследования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15606080