• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Latin

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Латинский язык — один из базовых компонентов классического гуманитарного образования. Для студентов, обучающихся по специальности «Философия», изучение этой дисциплины необходимо по следующим причинам: 1) Знание основ латинского языка (лексики и грамматики) является необходимым для изучения истории философии ввиду того, что на латинском языке написана значительная часть текстов, являющихся фундаментальными для европейской философской и научной традиции. 2). Усвоение начального курса латинского языка открывает возможности для более глубокого овладения этим языком в дальнейшем, что позволит осуществлять профессиональную работу по реконструкции воззрений философов и ученых античной эпохи, средневековья и Нового времени. 3). Знание латинского языка делает возможным корректное и эффективное использование научной и философской терминологии, основой и источником которой в значительной части являются латинский и древнегреческий языки. 4). Знание латинского языка открывает доступ к значительному корпусу научной литературы (статьям, монографиям, научным изданиям текстов), написанной на латинском языке. 5). Знание латинского языка приобщает учащихся к вековым традициям европейской культуры и европейского гуманитарного образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение элементарной грамматики латинского языка
  • усвоение базовой лексики латинского языка
  • овладение навыками чтения со словарем латинских текстов различной степени сложности, как прозаических, так и поэтических
  • посредством чтения латинских текстов знакомство с реалиями жизни древних римлян, философской традицией, религией и мифологией
  • понимание значения латинского языка для научно-исследовательской деятельности в разных областях гуманитарных наук
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Иметь четкое представление об основных разделах грамматики латинского языка: фонетика, морфология, синтаксис.
  • Знать латинскую грамматическую терминологию, а также необходимый минимум лексики латинского языка (ок. 500 слов).
  • Уметь анализировать грамматические явления латинского языка в сопоставлении со строем русского языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика и графика
    Латинский алфавит. Звуки и буквы. Гласные звуки. Дифтонги. Согласные звуки. Слогораздел. Долгота и краткость слогов. Правила ударения. Основные законы латинской фонетики. Два типа произношения: pronuntiatus restitutus и средневековое произношение.
  • Краткий очерк истории латинского языка
  • Морфология. Глагол (Verbum)
    Грамматические категории латинского глагола (время, наклонение, залог; лицо, число). Три основы и четыре основные формы глагола. Четыре типа спряжения. Личные окончания. Суффиксы времен и наклонений. Парадигмы спряжения. Глагол esse и его производные, особенности спряжения. Неправильные глаголы. Неличные формы глагола: инфинитивы, причастия, супины, герундий, герундив. Отложительные и полуотложительные глаголы. Описательные спряжения.
  • Имя существительное (Nomen substantivum).
    Основные грамматические категории системы имени (род, число, падеж). Историческая и практическая основа. Пять типов склонения. Парадигмы склонений и общий обзор системы склонения. Особенности склонения существительных среднего рода.
  • Имя прилагательное (Nomen adiectivum).
    Распределение по трем типам склонения. Степени сравнения прилагательных. Парадигмы склонения.
  • Местоимения (Pronomina).
    Группы местоимений и их употребление: личные и возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные. Отсутствие самостоятельного личного местоимения 3-го лица. Употребление указательных местоимений в качестве местоимений 3-го лица. Особенности местоименного склонения. Местоименные прилагательные.
  • Предлоги (Praepositiones).
    Управление: предлоги с аблативом, предлоги с винительным падежом, предлоги с двумя падежами. Постпозитивное употребление causa и gratia. Связь предлогов с приставками.
  • Синтаксис простого предложения.
    Главные и второстепенные члены предложения. Порядок слов. Согласование. Синтаксические функции падежей. Действительная и страдательная конструкции. Синтаксические функции супина, герундия и герундива. Инфинитивные обороты: accusativus и nominativus cum infinitivo. Ablativus absolutus. Конъюнктив в независимом предложении.
  • Синтаксис сложного предложения.
    Типы придаточных предложений. Consecutio temporum.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Текущий контроль: аудиторная (неблокирующий)
  • Текущий контроль: экспресс-контрольные (неблокирующий)
  • Письменный экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Письменный экзамен + 0.25 * Текущий контроль: аудиторная + 0.25 * Текущий контроль: экспресс-контрольные
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Латинский язык : учеб. пособие для бакалавров, Солопов А. И., Антонец Е. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Федоров Н.А. — Латинский язык - Издательство "ФЛИНТА" - 2013 - ISBN: 978-5-89349-542-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/44184
  • Collins Latin Dictionary Plus Grammar, Kidd D.A., 1997
  • Harrison, S. J., & Wiley InterScience (Online service). (2005). A Companion to Latin Literature. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=132392
  • Грамматика латинского языка. Ч.1(теоретическая): Морфология и синтаксис, Соболевский С. И., 2003
  • Грамматика латинского языка. Ч.2(практическая): Синтаксис, Соболевский С. И., 2003
  • Латинский язык для гуманитарных вузов : Учебное пособие, Мирошенкова В. И., Федоров Н. А., 2000
  • Латинско-русский словарь, Петрученко О., 2001
  • Латинско-русский словарь. Около 200 000 слов и словосочетаний, Дворецкий И.Х., 2003
  • Солопов А. И., Антонец Е. В.-ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-458-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00291-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/latinskiy-yazyk-431140
  • Учебник латинского языка, Соболевский С. И., 2004