• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ontology and Epistemology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Philosophy
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание курса “Онтология и теория познания” определено общим пониманием со- временной философии как совокупности мировоззренческих проблем в их рационально- теоретическом осмыслении. Курс ориентирует студентов на проблемное мышление, противостоит догматическому пониманию философии. Этим объясняется то, что многие пункты про- граммы изложены в форме вопросов; студенты должны понимать, что многие из этих вопросов являются “вечными”, то есть их постановка и решения наполняются особым содержанием в каждую историческую эпоху. Автор программы не стремился к исчерпывающему перечню этих вопросов. Он попросту невозможен. Кроме того, многие вопросы специфичны для различных философских систем. Стремление к унификации проблемного поля философии было бы ошибочным и непродуктивным. Студенты-философы должны ориентироваться в различных подходах к проблемам, возникающим в рамках различных мировоззрений. Вместе с тем студенты должны научиться анализу этих проблем, предполагающему рациональный критицизм (который нельзя смешивать с идеологической критикой или методами "борьбы" различных мировоззренческих позиций). Главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу к анализу философских тем. Преобладает такой метод изложения, в котором философские понятия и проблемы рассматриваются в историко-культурном контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для осмысления совокупности мировоззрен- ческих проблем.
  • Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решением философских проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение проблемы познания наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Понимает трудности классической парадигмы философской онтологии и теории познания.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для разработки совокупности проблем, связанных с субъектно-объектным отношением в теории познания.
  • Понимает основные идеи Трансцендентализма И. Канта.
  • Ориентируется на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу философии И. Канта, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы кантовской "вещи в себе".
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу отдельных аспектов немецкого классического идеализма, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления совокупности мировоззренческих проблем.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления концепций немецкого идеализма в контексте проблемы субъектно-объектного дуализма.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления отдельных концепций философии Г.В.Ф. Гегеля.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления критики классической парадигмы А. Шопенгауэром.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы "смерти Бога" в философии Ницше.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления отдельных аспектов философии Ф. Ницше.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы перехода от классической теории познания к неоклассической, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу феноменологической концепции в философии, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления концепции идеи об интециональности в философии Ж.-П. Сартра.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу концепции прагматизма как направления неоклассической онтологии и теории познания, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления философии языка Л. Витгенштейна.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу концепции позитивизма, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления концепций неклассической эпистемологии и неклассической науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Трансцендентализм И. Канта как ступень развития классической теории познания: основания и трудности априоризма
    Отношение философии Канта к эмпиризму и рационализму. Тезис Канта: «...хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта». Идея трансцендентальной критики чистого разума. Трансценденталистский подход к проблеме отношения познания к предмету, его отношение к классической парадигме. Различие между априорным и апостериорным знанием. Критерии априорности знания. Априорные синтетические суждения Канта. Явление как предмет созерцания; чувственность и рассудок; трансцендентальная идеальность пространства и времени в философии Канта и их эмпирическая реальность; идея трансцендентальной логики, ее деление; проблема "Я"; система основоположений чистого рассудка: математические и динамические основоположения.
  • Трансцендентализм И. Канта: проблема «вещи в себе»
    Явления и «вещи сами по себе». Проблема существования вещей независимо от познающего субъекта. Анализ кантовского опровержения идеализма. Основания различения всех предметов на феномены и ноумены.Понятия чистого разума: чем они отличаются от рассудочных понятий, каков способ их открытия? Трансцендентальные основания рациональной психологии (учения о душе) и ее критика. Каким образом, согласно Канту, решается задача объяснения возможности общения души и тела? Система космологических идей. Антиномии чистого разума. Возможно ли «примирить» свободную причинность и всеобщую естественную необходимость? Как возможно разрешение вопроса о том, зависят ли явления в отношении их существования от необходимой причины или от бесконечного ряда причин? Три способа доказательства бытия Бога спекулятивным разумом: единство их основы, опровержение. Регулятивное применение чистого разума. Критика классического трансцендентализма.
  • Немецкий классический идеализм: поиск решения проблемы субъектно- объектного дуализма на основе идеи об интеллектуальной интуиции
    И. Г. Фихте и Ф. В. Й. Шеллинг: критика кантовского понятия о «вещи в себе». «Я» как субъект-объект, как чистое действие. Я как и не-Я как взаимно определяющие друг друга. Идея интеллектуальной интуиции. Самосознание как условие возможности сознания. Бытие как отрицательное, деятельность (свобода) как положительное понятие. Наукоучение Фихте как идеал-реализм. Ответ наукоучения на вопрос: каковы вещи сами по себе? Практический разум как основа теоретического разума. Идея и ее формы. Шеллинг и Фихте: в чем состоит различие их подходов к поиску основания единства субъективного и объективного? В чем, согласно Шеллингу, состоит задача натурфилософии? Какова задача трансцендентальной философии (по Шеллингу)? Я как первое начало философии. Каким образом, согласно Шеллингу, может быть раскрыто единство субъективного и объективного (варианты ответа: путем познания целесообразности природы; в истории; путем практического преобразования мира в соответствии с моральным идеалом; в искусстве)?
  • Философия Г.В.Ф. Гегеля как завершающий этап развития классического рационализма: аргументы в пользу «превращения метафизики в логику»
    «Субъективное» и «объективное» как ключевые противоположности философии Гегеля. Идея интеллектуальной интуиции в философии Гегеля. Три части гегелевской философии (ло- гика, философия природы и философия духа) как следствия идеи интеллектуальной интуиции. Логика Гегеля. Абсолютное знание как освобождение от противоположности сознания и его предмета. Логика как система чистого разума. Аргументы Гегеля в пользу «превращения метафизики в логику». Рассудочное, диалектическое и спекулятивное мышление: взаимное отношение, роль в познании. Деление логики. Объективная логика (учение о бытии). Бытие и ничто: что позволяет утверждать их тождество? Становление. Наличное бытие как результат становления. Субъективная логика (учение о понятии). Что такое понятие? Отношение вещи и идеи. Что есть реальность? Идея как жизнь, идея как познание и воля. Абсолютная идея. Моменты спекулятивного метода. Философия природы. Природа как инобытие идеи: формы и законы. Философия духа. Дух как снятие инобытия идеи. Сущность и этапы развития духа. Кризис классического рационализма.
  • Критика классической парадигмы А. Шопенгауэром: на пути к неклассическому пониманию субъектно-объектного отношения
    Понятие «субъект» в философии Шопенгауэра: субъект – это «то, что все познает и никем не познается». Отрицание существования субъективных представлений. Отношение между субъектом и объектом в философии Шопенгауэра. Значение слов А. Шопенгауэра: «Мир есть мое представление». Шопенгауэр о понятии «вещь в себе». Закон достаточного основания как априорная форма мира представлений. Сущность вре- мени, сущность пространства, сущность материи. Каковы основания возможности априорного познания свойств материи? Интеллектуальный характер созерцания. Опровержение Шопенгауэром кантовского доказательства априорности понятия каузальности. В чем состоит принципиальное отличие шопенгауэровского понимания априорности каузальности от кантовского? Как этоотличие связано с изменением понимания субъектно- объектного отношения? Условия возможности познания наглядного мира. Функции рассудка и разума. Проблема реальности внешнего мира. Критика философии тождества. Критика материализма и идеализма. Безосновное в явлениях. Проблема познания не только форм, но и содержаний наглядных представлений. Способ раскрытия «внутреннего существа явлений». Воля и представление. Во- ля как сущность не только органического, но и неорганического мира. Отношение воли к множественности явлений. Степени объективации воли. Идея как сту- пень объективации воли. Идея, вещь в себе, воля: сходства и различия. Каким образом общие и неизменные законы природы и индивидуальные, изменчивые действия людей могут быть мыслимы как объективации единой воли? Силы в природе: научное и философское рассмотрение. Раздвоение воли, борьба одних ее проявлений с другими. Воля и познание. Иррациональная основа разумности.
  • Ф. Ницше: «смерть Бога» как онтологическая основа перехода к неклассической теории познания
    Что означают слова Ницше о смерти Бога? «Нигилизм». Что разумеет Ницше под «ценностью»? Каково основание принятия тех или иных ценностей? Проблема достоверности ценности.На что направлена, к чему стремится воля? Понятие «воли» у Шеллинга, Шопенгауэра и Ницше: сравнительный анализ. Воля к власти как внутренняя сущность бытия в философии Ницше. Сведение воли к «инстинкту» как следствие новой (неклассической) парадигмы. Вечное возвращение как способ существования сущего. Истина, красота и справедливость как облики воли к власти. Воля к власти как источник и мера нового полагания ценностей. Необходимость появления сверхчеловека, его отличие от прежнего человека. Верно ли, что Ницше на место Бога ставит сверхчеловека? Что такое «вели- кий полдень»?
  • Ф. Ницше: мир как «истолкование» без того, кто истолковывает
    Ф. Ницше о функциях интеллекта. Существует ли мир «в себе», отличный от мира как истолкования? Смысл понятия об истине. Откуда происходит стремление к истине? Функции языка, согласно Ницше. Как происходит образование понятий? Наука и искусство: борьба ра- зума и интуиции за господство над жизнью. Каково, по Ницше, отношение между субъектом и объектом? Существо человека (его «Само»), согласно Ницше. Состоит ли человек из души и тела? Ницше о свободе воли. «Отелеснивание» человека как следствие неклассической парадигмы познания. Ницше о понятиях «субъект» и «объект». Ответ Ницше на вопрос: «Кто истолковывает мир?»
  • От классической теории познания к неклассической: замена противопоставления «объективное – субъективное» корреляцией «предмет – опредмечивание»
    «Неклассическая философия»: проблема очерчивания смысловых и временных рамок. Понятие субъекта в классической теории познания. Особенности неклассического понимания субъективности. Основания перехода к «коллективному» пониманию субъекта научного познания. Проблемы, связанные с перемещением понятия «коллективного субъекта» в центр эписте- мологии. Изменение смыла понятия «объект» и идеала объективности. Наукоцентризм: признак классического или неклассического типа философствования?
  • Феноменология как неклассическое направление онтологии и гносеологии: понимание отношения познания к предмету на основе идеи об интенциональности
    Феноменология: предмет, метод, задачи. Принципы феноменологии. Феноменологическая редукция. Интенциональные предметы: гуссерлевское решение проблемы познания предметов, трансцендентных сознанию. Гуссерль и Декарт. Гуссерль и Кант. Интендирующий акт сознания (переживание). Составные части акта сознания. Корреляция акта сознания и интенционального предмета как структура, являющаяся выражением неклассического понимания субъективности. «Сами вещи» Гуссерля и «вещи в себе» Канта: сравнительный анализ. Эйдетическая редукция. Гуссерлевское понимание априорного знания. Категориальная интуиция. Феноменология и научное знание. Элементы феноменологической теории восприятия: восприятие и трансценденция. Необходимость трансцендентальной редукции. Трансцендентальная редукция. «Имманентное восприятие». Трансцендентальное Я как субъективный полюс интенциональных переживаний сознания. Феноменология как эгология. Проблема конституирования интерсубъективности. Критика гуссерлевского понятия о трансцендентальном «Я» со стороны мыслителей феноменологического направления (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Понятие «времени картины мира»: хайдеггеровская критика «субъективизма». Удалось ли Хайдеггеру преодолеть субъективизм?
  • Развитие идеи об интенциональности в философии Ж.-П. Сартра: сознание без «Я»
    Какой смысл, Согласно Сартру, имеет фраза: «Любое сознание есть сознание о чем-либо». Имеет ли сознание «содержания»? Феномен как относительный абсолют. Проблема бытия феномена: тождественен ли феномен бытия самому бытию? Сознание как измерение трансфеноменального бытия субъекта. Может ли бытие сознания обосновать бытие феномена (зависит ли бытие феномена только от сознания)? Три признака бытия феноменов. Два типа бытия – бытие-в-себе и бытие-для-себя: их смысл и основание принадлежности бытию вообще. Отношение Сартра к кантовскому пониманию Я как условия возможности опыта. Феноменология как путь приближения к решению проблемы фактического существования Я в со- знании. Критика гуссерлевского представления о трансцендентальном Я. Я как центр непрозрачности сознания в философии Сартра. Присутствует ли Я в изначальном сознании (сознании объекта)? Как появляется Я? Следует ли считать Я моментом или структурой моего актуального сознания? Дано ли Я с очевидностью? Включено ли оно во все мои чувства и желания? Автономность нерефлектированного сознания. Смысл утверждения: «Эго являет себя лишь тогда, когда мы на него не смотрим». Обоснование Сартром трансцендентного характера моих состояний, действий, диспозиций. Конституция Эго как полюса действий, состояний и качеств. Способы познания Эго. Функция Эго – самообман?
  • Прагматизм как направление неклассической онтологии и теории познания
    Прагматизм как эмпирическое направление. Прагматизм против рационализма. Родственные прагматизму философские направления. Прагматистский метод как метод улаживания метафизических споров. Какая мысль или теория может быть названа истинной? Старые и новые истины. Истина и благо. В чем состоит истинность абсолюта? Столкновение истин. Эмоциональная природа человека и поиск истины. Эмпирический и абсолютистский путь веры в истину. Вера и желание как основания убеждений. В чем состоит оправдание религиозной веры? Понятие «сознание»: истоки и смысл (по Джеймсу). Каким образом Джеймс решает проблему дуализма физических и душевных процессов, репрезентированного и репрезентирующего? Что такое «чистый опыт»? Обоснование Джеймсом утверждения о том, что сознание не существует; обусловленность этого утверждения неклассическим пониманием субъектно- объектного отношения. В чем состоит значение логики, согласно Дьюи? Каковы ее основания? Является ли логи- ка эмпирической или нормативной, психологической или регулятивной? Прагматическое понимание идей, теорий, систем. Роль в познании дедукции, абстракции, обобщения, классификации. Природа истины, согласно Дьюи. Проблема постоянства истины.
  • От «философии субъекта» к «философии языка» (Л. Витгенштейн)
    Что такое «мир» в «Логико-философском трактате» Витгенштейна? Определенность мира фактами. В каком смысле предмет зависим от факта, а в каком – независим? Объекты как субстанция мира. Форма объектов. Что такое действительность? Что такое образ (картина) факта? Как связан образ с действительностью? В чем состоит истинность (ложность) образа? Мысль как логический образ фактов. В чем состоит метод проекции? Что такое предложение? Анализ предложения. Смысл утверждения: «Предложение – картина действительности». Логическая картина как универсальный способ отображения реальности. Проблема субъекта. Проблема границ мышления. Граница мира. Логика и опыт. Каково место предложений логики среди всех предложений? Математика как логический метод. Фор- мы закона в естествознании. Причинность. Проблема свободы воли. Этика и эстетика. Мистическое. Философия позднего Витгенштейна: трансформация «картины мира» в текст. Бессубъектный и безобъектный характер текстового мира: критика модели «опредмечивание – предмет». Кризис неклассической эпистемологии. Что следует за неклассикой?
  • Позитивизм как направление неклассической онтологии и теории познания
    Позитивная философия О. Конта: основания, метод. Особенности второй волны позитивизма (Э. Мах). Неклассический характер позитивизма. Понимание задач философии представителями логического позитивизма. Критика кантовского априоризма. В чем состоит возможность преодоления метафизики логическим анализом языка? Псевдопонятия метафизики. Примеры метафизических псевдопредложений. Ошибки мета- физиков, основанные на логических дефектах, возникающих при употреблении слова «быть». Нарушение правила «теории типов». Имеются ли в метафизике осмысленные предложения? Осмысленны ли предложения эти- ки и эстетики? Чем должна заниматься философия, с точки зрения Карнапа? Каковы, согласно Карнапу, основания возникновения метафизики? В чем состоит подход Карнапа к решению проблемы реальности «мира вещей»? Что такое «языковые каркасы»? Примеры. Проблема онтологического статуса абстрактных объектов. Критика Карнапом как номинализма, так и реализма. Верна ли, согласно Карнапу, позиция, согласно которой реально лишь то, что дано в опыте? Основания перехода от утверждения физического характера опыта (первый позитивизм) к утверждению его языкового характера (третий позитивизм).
  • Неклассическая эпистемология и неклассическая наука (К. Поппер)
    «Критический рационализм» как направление в философии науки. Предпосылки критической рациональности. Понятие «правдоподобие» как альтернатива понятию «истинность». Оценка К. Поппером значимости индуктивных выводов для эмпирических наук. Как, согласно Попперу, осуществляется проверка теорий? Суть проблемы демаркации. Критика Поппером старых и новых позитивистов. Критерий демаркации. Отношение Поппера к метафизике. Требования, которым должна удовлетворять эмпирическая теоретическая система. Схема роста знания. Сравнение третьего мира Поппера с платоновским миром идей и гегелевским «объективным духом». Рост третьего мира как биологическая эволюция. Фальсифицируемость как критерий демаркации: суть, возможные возражения и ответы на них. Проблема «эмпирического базиса». Основание объективности научных высказываний. Конвенционалистские возражения против принятия фальсифицируемости в качестве критерия демаркации. Логические характеристики фальсифицируемых систем. Фальсифицируемость и фальсификация. Фальсифицируемость и требование непротиворечивости. Теория третьего мира (тезисы) и традиционная эпистемология. Биологический подход к третьему миру. Аргументы Поппера в пользу объективности и автономии третьего мира. Об- ратная связь третьего мира со вторым.
  • Классическая парадигма философской онтологии и теории познания: субъектно-объектный дуализм и проблема его преодоления
    Понятие «субъект» в античной философии, философии Средних веков и в Новое время: сходства и различия. Основания изменения понимания места и роли данного понятия в теоретико-познавательных концепциях Нового времени по сравнению с предшествующими эпохами. Р. Декарт как родоначальник «философии субъекта». Постановка проблемы познания в философских учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма: общие черты. Понимание характера субъектно-объектного отношения в Новое время. Основные модели философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. В чем состоит их сходство? Анализ трудностей классических концепций. Трансцендентализм, его отношение к рационализму и эмпиризму. И. Кант о возможности метафизики. В чем суть его «коперниканского переворота»? Что, по Канту, мы познаем – явления или вещи сами по себе? Априорное знание: признаки, примеры априорного знания в математике и естествознании. Аналитические и синтетические суждения. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений как ключевой вопрос обоснования возможности наук.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Работа сдается через LMS или по электронной почте не позднее, чем за 2 недели до конца модуля. Объем эссе: 8000-12000 печатных знаков с пробелами
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Ссылка: https://zoom.us/j/9114944041. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддерживать программу Zoom, работающую камеру, микрофон, наушники Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар реальную фотографию, использовать реальное ИФ, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: отключать камеру. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается (5 минут). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается (больше 5 минут). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-06738-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-1-uchenie-o-bytii-412328
  • Избранные работы / Витгенштейн Л., Руднев В. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-7333-0151-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/105972
  • Избранные работы / Гуссерль Э. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 464 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-7333-0177-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/108756
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Кант И. - Критика чистого разума (Пер. М. И. Владиславлева (1867); Н. М. Соколова) - Издательство "Лань" - 2013 - 452с. - ISBN: 978-5-507-11693-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5922
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • На пути к неклассической эпистемологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИФРАН, 2009. – 240 с.. – ISBN 978-5-9540-0151-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357164
  • Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
  • Сартр, Ж. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания [Электронный ресурс] / Ж. Сартр. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 162 с. - ISBN 978-5-94193-889-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018077 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018077
  • Шопенгауэр А. - Мир как воля и представление (1819) (Пер. Ю. И. Айхенвальд) - Издательство "Лань" - 2013 - 221с. - ISBN: 978-5-507-10859-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5908

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-06740-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-2-uchenie-o-suschnosti-412329
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-06741-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-3-uchenie-o-ponyatii-412330
  • ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940