• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy of Art

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Философия искусства» охватывает ряд основных тем современной философии искусства в рамках аналитической философской традиции. Мы начнем с вопроса о том, что такое искусство. В ходе рассмотрения этого вопроса мы проанализируем наиболее известные подходы к определению «искусства»—институциональный и исторический—а также аргументы против определимости «искусства» и альтернативные определению способы прояснения данного понятия. Затем мы обратимся к проблеме онтологического статуса произведений искусства. Здесь наше внимание будет сосредоточено, главным образом, на абстракционистском, физикалистском и фикционалистском решениях данной проблемы. После этого мы перейдем к проблематике, связанной с художественным вымыслом. Сперва мы рассмотрим основные теории художественного вымысла, а затем обратимся к проблеме онтологического статуса объектов художественного вымысла, в связи с чем проанализируем традиционные онтологии таких объектов, а также аргументацию против их существования и ряд антиреалистских теорий. Далее мы рассмотрим проблему установления истинности высказываний в рамках художественного вымысла и наиболее известные решения этой проблемы. Наконец, мы рассмотрим парадоксы, возникающие при восприятии художественного вымысла—«парадокс художественного вымысла» и «парадокс трагедии»—и попробуем установить, как можно их разрешить. Заключительной темой курса станет проблематика, касающаяся соотношения моральности и художественной ценности. Нас будет интересовать, прежде всего, вопрос о влиянии аморальности произведения искусства на его художественную ценность. В контексте этого вопроса мы проанализируем две основные позиции по соотношению моральности и художественной ценности—морализм и автономизм.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Прояснение базовых понятий философии искусства
  • Рассмотрение ряда основных проблем философии искусства и подходов к решению этих проблем
  • Определение областей, где возможна оригинальная философская работа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание того, что такое философия искусства
  • знание основных периодов развития философии искусства
  • знание основных позиций по вопросу о влиянии моральности/аморальности художественного произведения на его эстетическую ценность
  • знание проблематики, касающейся соотношения моральности и эстетической ценности
  • знание возможных подходов к решению "парадокса художественного вымысла" и "парадокса трагедии/ужаса"
  • знание основных теорий эмоций
  • знание возможных решений проблемы установления истинности высказываний в рамках художественного вымысла
  • знание основных подходов к трактовке онтологического статуса объектов художественного вымысла
  • знание основных теорий художественного вымысла
  • знание основных подходов к трактовке онтологического статуса произведений искусства
  • знание основных подходов к ответу на вопрос "Что такое искусство?"
  • знание истории искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Что изучает философия искусства? Эстетика и философия искусства. Периодизация.
  • Что такое искусство?
    Определение «искусства» как ответ на вопрос «Что такое искусство?». Общие требования, предъявляемые к определению. Платон и Аристотель об искусстве. Искусство как эмоциональное заражение (Л. Н. Толстой). Искусство как значимая форма (Клайв Белл и Роджер Фрай). Искусство как эмоциональное выражение (Р. Дж. Коллингвуд). Аргументы против определимости «искусства»; антиэссенциализм (Моррис Вейц). Реляционная природа «искусства». Искусство как эстетический артефакт (Монро Бердсли). Искусство как институциональный объект (Джордж Дики). Искусство как исторический объект (Джеррольд Левинсон). Искусство как то, что подпадает под какой-либо вид искусства (Доминик Лопес). Вопрос о необходимости определения «искусства». Кластерный подход к «искусству» (Берис Гот).
  • Онтология искусства
    Отличие вопроса «Что такое искусство?» от вопроса об онтологическом статусе искусства. Онтологические категории: физическое, ментальное, абстрактное. Онтологический плюрализм касательно искусства. Физикалистский подход к трактовке онтологического статуса повторяемых произведений искусства (Питер Элвард, Крис Тиллман, Бен Каплан). Менталистский подход к трактовке онтологического статуса повторяемых произведений искусства (Р. Дж. Коллингвуд, Жан-Поль Сартр). Абстракционистский подход к трактовке онтологического статуса повторяемых произведений искусства (Платон, Питер Киви, Джулиан Додд, Грегори Карри, Джеррольд Левинсон, Эми Томассон, Гай Рорбау). Проблема создания. Фикционализм относительно онтологии повторяемых произведений искусства (Эндрю Каниа, Росс Кэмерон).
  • Что такое художественный вымысел?
    Теории художественного вымысла Джона Серла, Кендалла Уолтона и Грегори Карри.
  • Онтология объектов художественного вымысла
    Мотивация в пользу реализма относительно объектов художественного вымысла. Теории онтологического статуса объектов художественного вымысла Жан-Поля Сартра, Алексиуса Майнонга и Теренса Парсонса. Теория онтологического статуса объектов художественного вымысла Эми Томассон. Проблема создания (Гарри Дойч). Аргументы Энтони Эверетта против реализма относительно объектов художественного вымысла. Антиреализм Энтони Эверетта. Антиреализм Стюарта Брока.
  • Проблема установления истинности высказываний в рамках художественного вымысла
    Теории установления истинности высказываний в рамках художественного вымысла Дэвида Льюиса и Грегори Карри.
  • Эмоции и художественный вымысел
    Основные подходы к пониманию эмоций. Парадокс художественного вымысла (Кендалл Уолтон, Питер Ламарк). Искусство и отрицательные эмоции. Парадокс трагедии/ужаса (Аристотель, Юм, Ноэль Кэрролл, Сьюзен Фейгин, Берис Гот, Колин Рэдфорд). Проблема рациональности эмоционального отклика в отношении произведений искусства.
  • Искусство и мораль
    Радикальный морализм (Л. Н. Толстой, Пьер Бурдье), радикальный автономизм (Ричард Познер, Оскар Уайльд), умеренный автономизм (Джеймс Андерсон, Джеффри Дин), умеренный морализм (Ноэль Кэрролл), этицизм (Берис Гот). Аморальность произведения искусства и цензура.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен по онлайн-курсу «Введение в историю искусства»
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Контрольная работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Экзамен по онлайн-курсу «Введение в историю искусства» + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия искусства : учеб. пособие для вузов, Никитина, И. П., 2008
  • Эстетика : учебник для вузов, Борев, Ю. Б., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anna Christina Ribeiro. (2015). The Bloomsbury Companion to Aesthetics. Bloomsbury Academic.
  • Berys Gaut, & Dominic Lopes. (2013). The Routledge Companion to Aesthetics: Vol. Third Edition. Routledge.