• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old Church Slavonic

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Literary History and Theory
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructor


Mishina, Ekaterina

Программа дисциплины

Аннотация

Первый славянский книжный язык складывается в результате деятельности Константина Философа, епископа Мефодия и их учеников и последователей в IX в. как язык переводов с греческого. Основанный на южнославянских диалектах, он, постепенно приспосабливаясь к местным диалектам, к X столетию становится литературным языком всех славян. Без него невозможно представить себе историю Slaviae Orthdoxae и ее литературное наследие. На Руси наследующий старославянскому языку церковнославянский язык русского извода использовался в качестве книжно-литературного языка в XI по XVII век и оказал колоссальное влияние на формирование современного русского литературного языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического языкознания славянских языков
  • Усвоение студентами знаний об основных законах языковой эволюции (на материале праславянской исторической фонологии и морфологии)
  • Развитие у студентов представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.)
  • Усвоение студентами знаний о периодизации языка славянской письменности
  • Формирование у студентов умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв.
  • Создание у студентов лингвистической базы для чтения и анализа текстов древнерусской письменности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает общую проблематику праславянской исторической фонологии и исторической морфологии
  • Имеет общее представление о старославянском и церковнославянском языке
  • Знает жанры, периодизацию и региональные изводы старославняского языка
  • Знает основные черты и специфику языковой эволюции праславянского языка в сравнении с другими индоевропейскими языками
  • Знает структуру и происхождение глаголицы и кириллицы
  • Знает основные черты фонологии старославянского языка
  • Знает историческую основу явлений современного русского языка
  • Имеет представление о типах склонения в старославняском языке
  • Имеет навык определения реликтов старых склонений в современном русском языке
  • Умеет читать и понимать памятники древней славянской письменности X-XI вв.
  • Имеет представление о типах местоимений и их словоизменительных парадигмах
  • Владеет навыками лингвистического чтения памятников древнецерковнославянской письменности
  • Имеет представление о системе прилагательных в старославянском языке
  • Владеет приемами и методами исторического анализа языковых явлений
  • Имеет общее представление о старославянских числительных
  • Представляет в общих чертах систему старославянского глагола
  • Знает систему времен старославянского глагола
  • Представляет в общих чертах эволюцию индоевропейских гласных
  • Знает основные индоевропейские фонетические законы применительно к старославянскому
  • Знает основы старославянской палатализации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Старославянский и церковнославянский язык:
    Круг понятий; «старославянский корпус» и его происхождение. Праславянский язык среди индоевропейских языков, периодизация праславянского языка. Объём и история понятий «старославянский» и «церковнославянский язык», альтернативные определения. Жанровый состав старославянского канона, его периодизация и региональная соотнесённость. Древнейшая славянская эпиграфика, распределение по регионам и датировка. Праславянский язык в генетической классификации индоевропейских языков; происхождение праславянского из позднеиндоевропейского, балто-славянская проблема, варианты её решения; древнейшие языковые контакты праславянского.
  • Старославянские азбуки, система фонем старославянского языка; редуцированные гласные: «правило Гавлика», «еровый умлаут», напряжённые редуцированные региональные отличия в старославянской фонетике на материале памятников XI в.
    Структура и происхождение глаголицы и кириллицы; графико-орфографическая вариативность старославянских памятников. Система фонем старославянского языка. Носовые гласные. Редуцированные гласные, сильные и слабые позиции редуцированных, их отражение в современных славянских языках. «Переогласовка» редуцированных под влиянием последующего слога. Позиции напряжённых гласных, их обозначение на письме. Региональные различия в области вокализма: утрата назальности, падение и вокализация редуцированных и напряжённых гласных.
  • Именная словоизменительная парадигма
    Распределение имён существительных по типам склонения в зависимости от качества тематического гласного основы и твёрдости или мягкости согласного, индоевропейские истоки такой парадигмы, проблема её грамматическо-семантической мотивации. Аналогическое взаимодействие между разными словоизменительными типами. Реликты архаических словоизменительных типов в современном русском языке.
  • Местоименная словоизменительная парадигма
    Типы старославянских местоимений и их словоизменительные парадигмы, твёрдый и мягкий подтипы, историческая устойчивость местоименной парадигмы в истории славянских языков.
  • Членные и местоименные прилагательные; структура старославянского компаратива, его словоизменительные парадигмы
    Склоняемые и несклоняемые прилагательные в старославянском. Структура членных и местоименных адъективных форм, их синтаксические функции. Структура и формообразование сравнительной и превосходной степени прилагательных в старославянском.
  • Морфосинтаксис числовых обозначений
    Старославянские числительные как теоретическая проблема. Морфосинтаксис старославянских числительных, их словоизменительные парадигмы и сочетание с другими частями речи: квантитатив одного, дуальный квантитатив, малый квантитатив, большой квантитатив. Составные и порядковые числовые обозначения.
  • Система времён старославянского глагола
    Основы старославянского глагола, образование глагольных форм от этих основ. Классы и «подклассы» старославянского глагола, способы их описания; «лескиновские классы». Три типа старославянского аориста, старославянский имперфект; формообразование причастий прошедшего времени; супин. Личные и неличные (причастные) формы старославянского глагола от основы презенса: презенс, императив, простое будущее время, причастия настоящего времени. Перфект, плюсквамперфект, способы образования условного наклонения, проблема происхождения старославянского условного наклонения
  • Ряды индоевропейских согласных и их история в праславянском; регулярные индоевропейские фонетические соответствия в области консонантизма
    Разрушение нескольких рядов индоевропейских согласных и позднеиндоевропейские фонетические законы в контексте проблемы праславянской прародины. Раннепраславянский вокализм в его отношении к позднеиндоевропейскому. Универсальные законы законы строения слога в языках мира; закон восходящей звучности и закон открытого слога как реализация универсальных типологических закономерностей строения слога; утрата конечных согласных, праславянские протетические согласные. Закон восходящей звучности и правила разрушения раннепраславянских дифтонгов и дифтонгических сочетаний; образование носовых гласных; реликты раннепраславянских дифтоногов и дифтонгических сочетаний в современном русском языке. Позднеиндоевропейские слоговые плавные, раннепраславянские сочетания гласных с плавными и их распад: в середине слова и в анлауте в разных регионах славянского ареала
  • Палатализация
    Первая, вторая и прогрессивная («третья», «бодуэновская») палатализации как проявление закона слогового сингармонизма, йотовая палатализации; праславянские палатализации и их морфологические последствия: современные чередования согласных как результат праславянских палатализаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Оценка за экзамен выставляется на основе тестирования знания студентов, которое проводится в письменной форме: в качестве экзамена выступает заключительный контрольный тест. Письменный тест будет проводиться на основе платформы LMS (для каждого студента будет выложен текст для анализа, задание к тексту будут выложены в созданном для этого проекте. В течение пяти минут до начала теста студентам будет открыт доступ к заданиям и скачиванию текста для анализа (в отдельной папке в метериалах курса). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность скачать файл в формате pdf или jpg, просмотр файлов pdf, jpg, возможность прикрепить к проекту свой файл с выполненным заданием (в формате pdf). Для участия в письменном тестировании студент обязан: вовремя подключиться и скачать задание. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате, по телефону), списывать.). Во время экзамена студентам разрешено: (пользоваться учебниками, таблицами, личными записями и конспектами, словарем). Студент обязан сдать выполненную работу в срок (через 1,5 часа после начала тестирования). В случае написания тестовой письменной работы на неудовлетворительную оценку, студенту предоставляется возможность улучшить свой результат в процессе дополнительного устного тестирования, проводимого в сессию. Экзамен в сессию проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в устном экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий (чтение и разбор текста с листа без подготовки). Процедура пересдачи осенью проводится в письменной форме при условии экзамена в формате офф-лайн и устной форме при условии формата он-лайн.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Селищев А. М. - СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 337с. - ISBN: 978-5-534-03204-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/staroslavyanskiy-yazyk-v-2-ch-chast-1-433684
  • Селищев А. М. - СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-03209-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/staroslavyanskiy-yazyk-v-2-ch-chast-2-434149

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. - Старославянский язык: Таблицы. Тексты. Учебный словарь: для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 295с. - ISBN: 978-5-89349-408-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106824