• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Key Texts of the Russian Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of Literary History and Theory
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructors


Зубков Кирилл Юрьевич


Trenikhina, Maria

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины «Ключевые тексты русской литературы» студенты детально знакомятся с отдельными важнейшими текстами русской литературы конца XVIII – XX вв., рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов; формируют навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа; осваивают комплексный подход к литературному тексту и умение помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; готовятся к дальнейшей исследовательской деятельности. Осваиваются основные принципы «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; систематизируются представления о поэтике русской короткой прозы и поэзии XIX-XX вв., социокультурных и литературных контекстах разбираемых текстов. Студенты учатся видеть в текстах аллюзии и реминисценции из других текстов в синхронии и диахронии, различать биографические контексты, релевантные для понимания текста; сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов. Формы контроля: домашняя письменная работа (в каждом модуле); экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • детальное знакомство студентов с отдельными важнейшими текстами русской литературы конца XVIII – XX вв, рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов
  • формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа;
  • развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и умения помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных принципов «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; главных черт поэтики русской короткой прозы и поэзии XIX века
  • Знание социокультурного и литературного контекста разбираемых текстов.
  • Умение интерпретировать и анализировать неоднозначные фрагменты и анализировать произведение в историческом контексте.
  • Умение анализировать произведение в контексте творчества автора, проводить параллели между различными его текстами, анализировать адаптации.
  • Знание главных черт поэтики русской короткой прозы и поэзии XX века
  • Умение сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Повесть Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
    Тема 1. Место повести в корпусе текстов Гоголя и его биографии. Творческая и эдиционная история повести. Ее восприятие критикой. Литературный фон и контекст повести. Тема 2. Европейские и российские представления первой половины XIX в. о душевном здоровье и душевных болезнях. Этиология и классификация душевных болезней. Методы лечения. Отношение к умалишенным: гуманитарные, правовые и гражданские аспекты. Маска сумасшедшего и ее использование властью и подданными. Тема 3. Нарративное устройство повести. Фигура героя-повествователя. Возможности повествования от первого лица; особенности формы дневника/автобиографических записок. Столица как фон для невзгод Поприщина и повествования о них. Тема 4. Новаторство Гоголя: композиционное; сюжетное. Суггестивность текста; эмоциональное вовлечение читателя. Приемы формирования эмоционального напряжения. Ирония и абсурд. Источники и исследования: XIX век Раздел 1 Источники Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего // Гоголь Н.В. Петербургские повести. СПб., 1995. Полевой Н. А. Блаженство безумия // Русская фантастическая проза XIX - начала XX в. М., 1989. Литература Обязательная 1. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. М., 2005. 2. Бутковский П.А. Душевные болезни, изложенные сообразно началам нынешнего учения психиатрии в общем и частном, теоретическом и практическом содержании: В 2 ч. СПб., 1834. 3. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология, идеология, контекст. М., 2002. 4. Лотман Ю.М. О «реализме» Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993). СПб., 1997. С. 694-712. 5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя / 2-е изд., доп. М.: Художественная литература, 1988. 6. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. Дополнительная 1. Велижев М.Б. «Безумие» и «закон» в николаевское царствование: Петр Чаадаев и Альфонс Жобар // Лотмановский сборник. Вып. 4 / Под ред. Л. Киселевой и Т. Степанищевой. М., 2014. С. 298—309. 2. Сироткина И.Е. Гений и безумие: из истории идеи // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1. С. 116-124. 3. Страно Дж. Причины безумия. О Булгарине, о Гоголе и о прочем // Ф. В. Булгарин — писатель, журналист, театральный критик. М., 2019. 4. Чиж В.Ф. Болезнь Н. В. Гоголя. М., 1904. 5. Brintlinger, Angela, and Ilya Vinitsky. Madness and the Mad in Russian Culture. University of Toronto Press, 2015.
  • «Городские тексты» лирики Н.А. Некрасова
    Тема 1. Петербург в русской литературе 18‒19 веков. Конфликтующие традиции изображения Петербурга в русской поэзии. Петербург в торжественной поэзии XVIII века. Образы Петербурга у Пушкина и Гоголя. Концепция «петербургского текста русской литературы». Тема 2. Лирика Некрасова конца 1840-х гг. в контексте произведений натуральной школы. Полемика об изображении «натуры» и общества в русской критике 1840-х гг. Научный и литературный дискурс в творчестве представителей натуральной школы. Жанр очерка и стихотворный цикл «На улице». Правдоподобное и условное в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Тема 3. Поэтика цикла «На улице». Язык и стих Некрасова. Поэтическая традиция и «антипоэтическое» в его поэзии 1840-х гг. Позиция лирического субъекта. Тема города и репрезентация сознания в русской литературе. Образ фланера во французской и русской поэзии середины XIX века. Тема 4. Поэзия Некрасова 1860-х гг. и жанр фельетона. «Газетное» и «поэтическое» в цикле «О погоде». Параллели между циклом и стихотворением «Размышления у парадного подъезда». Пародийное начало в поэтике Некрасова. «Обличительная» тематика в поэзии Некрасова. Тема 5. Отражение петербургских реалий в цикле «О погоде». Кладбищенская тема у Некрасова. Фантастическое и гротескное в поэзии Некрасова. Проблема «реализма» поэтического языка Поэтика стихотворения «Утро». Композиция текста. Монтажный принцип организации. Визуальные и звуковые образы у Некрасова. Позиция лирического субъекта. Петербургские реалии в стихотворении. Тема 6. Место стихотворения «Утро» в русской литературе. Эволюция ранних поэтических тем и приемов в стихотворении. Некрасов и модернизм в русской поэзии. Брюсов о Некрасове. Некрасов и Ходасевич. Источники Некрасов Н. А. На улице. Вчерашний день, часу в шестом… Размышления у парадного подъезда. О погоде. Утро // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 1‒3. Л., 1981‒1982. Литература Обязательная Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Любое изд. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974. Введение. Лазурин В.С. Некрасов Николай Алексеевич // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. С. 269‒280. https://imwerden.de/pdf/russkie_pisateli_1800-1917_tom4_1999_text.pdf Топоров В. Н. Петербург и «петербургский текст русской литературы» // Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: избранные труды. СПб., 2003. Тынянов Ю. Н. Стиховые формы Некрасова // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 18‒27. Успенский П. Ф. «Начинаются мрачные сцены»: поэзия Н.А. Некрасова в «Европейской ночи» В.Ф. Ходасевича // Europa Orientalis. 2012. № 31. С. 129‒170. Дополнительная Брюсов В.Я. Н.А. Некрасов как поэт города. Любое издание. Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Беньямин В. Маски времени (эссе о культуре и литературе). СПб., 2004. С. 47‒235. Душечкина Е. В. Стихотворение Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом...» // Преподавание литературного чтения в эстонской школе. Таллин. 1983. С. 28-49. Макеев М. С. Николай Некрасов: поэт и предприниматель (очерки о взаимодействии литературы и экономики). М., 2009.
  • Поэма А.А. Блока "Двенадцать" как этап его творческого пути
    Тема 1. Тема пути в поэтическом творчестве Александра Блока. Символистский этап. Этап разочарования в прежних идеалах. Этап возрождения надежд. Влияние философии В.С. Соловьева на Блока. Устойчивые символы в творчестве Блока. Тема 2. Октябрьский переворот и русская интеллигенция. Специфика блоковского отношения к перевороту. Статья Блока «Интеллигенция и революция» (1918). Пореволюционные дневники поэта. Отношение Блока к перевороту в воспоминаниях современников. Восприятие Блоком октябрьского переворота в контексте его поэтического пути. Тема 3. Жанровое и языковое своеобразие поэмы «Двенадцать» на фоне прежнего творчества Блока. Элементы частушки, народной драмы, городского романса и кинематографа в поэме. «Святочная» концепция Ю.М. Лотмана и Б.М. Гаспарова. Тема 4. Образы революционеров и бунтарей в русской культуре и в поэме Блока «Двенадцать». Тема 5. Женские образы в творчестве Блока. «Любовный треугольник» в поэме «Двенадцать». Образ Катьки в поэме. Тема 6. Образ Христа в мировой культуре и в поэме Блока «Двенадцать». Источники: Блок А.А. Двенадцать // Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20-ти тт. Т. 5. М., 1999 (там же - обширный комментарий к поэме). https://imwerden.de/pdf/blok_polnoe_sobranie_sochineny_tom05_1999_text.pdf Блок А.А. Собрание сочинений в 8-ми тт. М. - Л., 1960 - 1963. https://imwerden.de/razdel-273-str-1.html Литература Обязательная: Гаспаров Б. М. Тема святочного карнавала в поэме А.Блока «Двенадцать» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ века. М., 1993. См.: https://klex.ru/mld. Магомедова Д. М. Две интерпретации пушкинского мифа о бесовстве: (Блок и Волошин) // Московский пушкинист: Ежегод. сб. М., 1995. См.: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/mp1/mp1-251-.htm?cmd=p Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом мире Ал. Блока // Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л., 1981. См.: http://padaread.com/?book=42305&pg=8 Петровский М. С. «Двенадцать» Блока и Леонид Андреев // Литературное наследство. Том 92: Александр Блок: Новые материалы и исследования. Кн. 4. М., 1987. См.: https://studylib.ru/doc/2074814/petrovskij-m. Дополнительная: Федякин С. Р. Послесловие к 1917-му: (Еще раз о поэме Блока «Двенадцать») // Литературовед. журн. 2017. № 41. См.: https://cyberleninka.ru/article/n/posleslovie-k-1917-mu-esche-raz-o-poeme-bloka-dvenadtsat-1
  • "Записки юного врача" в контексте творчества М.А. Булгакова
    Тема 1. Биографическая основа «Записок юного врача» Михаила Булгакова. Как соотносятся действительность и художественный текст. Тема 2. Проблема единства цикла и его канонического состава. Ключевые темы и сквозные мотивы цикла. Тема 3. Изображение пореволюцинной России в «Записках юного врача». Проблема принятия (неприятия) Булгаковым октябрьского переворота 1917 г. и советской власти. Тема 4. Образ врача в русской литературе (Чехов, Вересаев и др. писатели) и в цикле Булгакова Тема 5. Темы и мотивы «Записок юного врача» в позднейшем творчестве Булгакова: от «Собачьего сердца» до «Мастера и Маргариты». Тема 6. Русские и западные экранизации рассказов из «Записок юного врача». Проблема перевода с языка одного искусства на язык другого. Источник: Булгаков М. А. Записки юного врача // Булгаков М. А. Собрание сочинений: в 5-ти тт. Т. 1. М., 1989 (там же - комментарий к «Запискам»). См.: https://imwerden.de/publ-9565.html Литература Обязательная: Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988. См.: https://www.youtube.com/watch?v=LTq8xf5wQzA Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. См.: https://imwerden.de/publ-9577.html Яблоков Е. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). Тверь, 2002. Тан Мэн Вэй. Художественное своеобразие «Записок юного врача» М. А. Булгакова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. М., 2016. № 1. См.: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-svoeobrazie-zapisok-yunogo-vracha-m-a-bulgakova/viewer
  • Новелла В.В. Набокова «Весна в Фиальте»
    В ходе лекционно-семинарской работы рассматривается следующий круг проблем: а) Жанр рассказа в русской литературе первой трети ХХ в. б) Эмигрантская литература vs. советская. в) Соотношение реального и художественного пространства в прозе. г) Функция подтекста в прозе В. Набокова. д) Ключевые мотивы в прозе В. Набокова и способы их выявления.Источник: Набоков В.В. Весна в Фиальте (любое издание) Литература Обязательная: Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина. М., 2004. https://imwerden.de/pdf/dolinin_istinnaya_zhizn_pisatelya_sirina_2004__ocr.pdf Жолковский А.К. PHILOSOPHY OF COMPOSITION (О структуре одного литературного текста) // Жолковский А.К. Очные ставки с властителем. М., 2011. https://dornsife.usc.edu/alexander-zholkovsky/mark120 Долинин А.А. Вослед Жолковскому. Пять заметок о рассказе Набокова “Весна в Фиальте” // AZ: Essays in Honor of Alexander Zholkovsky. Boston, 2018. https://www.academia.edu/36280156/%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94_%D0%96%D0%9E%D0%9B%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%A3_%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B5_%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5_AZ_Essays_in_Honor_of_Alexander_Zholkovsky._Ed._by_Dennis_Ioffe_Marcus_Levitt_Joe_Peschio_and_Igor_Pilshchikov._Boston_2018
  • Цикл А. Ахматовой «Requiem»
    В ходе лекционно-семинарской работы рассматривается следующий круг проблем: а) Цикл в контексте творчества А. Ахматовой. б) Проблема исторического комментария к циклу. в) Функция подтекста в цикле. г) Образ города в цикле. д) Сюжет цикла и способы его выявления. Источники: Ахматова А. Requiem. (любое издание) Чуковская Л.К. Софья Петровна (любое издание) Литература Обязательная: Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. http://www.akhmatova.org/bio/vzh.htm. Тименчик Р.Д. К генезису ахматовского «Реквиема» // НЛО. № 8 (1994). Тименчик Р.Д. Предисловие // Ахматова А.А. Requiem. М., 1989. http://www.akhmatova.org/articles/timenchik20.htm Эткинд Е.Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой «Реквием» // Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. СПб., 1997. Дополнительная: Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (стилистические наброски). Пг., 1925. http://feb-web.ru/feb/classics/critics/vinogradov_v/v76/v762367-.htm. Лекманов О.А. «Ястребиным жарким оком»: к интерпретации одной строки из «Реквиема» Ахматовой // (Не)музыкальное подношение, или Allegro affetuoso. Сборник статей к 65-летию Бориса Ароновича Каца. СПб., 2013. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа. Пб., 1923. http://www.akhmatova.org/articles/eikhenbaum.htm.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    В условиях дистанционного обучения некоторые семинары могут заменяться самостоятельной работой по заданиям, заранее предоставленным преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за семинары в условиях дистанционного обучения рассчитывается путем суммирования баллов, полученных за каждое занятие. За исключительно хорошую работу и тщательную подготовку к занятию студент получает 3 балла, за хорошую подготовку к занятию и активную работу -- 2 балла, за активное участие в занятии -- 1 балл. Итоговая оценка за этот компонент равняется сумме всех набранных баллов. Если по результатам курса студент получил 10 и более баллов, за этот компонент он получает 10 баллов.
  • неблокирующий три письменные домашние работы
    Оценка представляет собой средний арифметический балл за три модульные работы с коэффициентом 0.25. Студенты, получившие оценки «отлично» (8-10) за три модульные работы и не ниже 7 баллов за работу на семинарах, от экзамена освобождаются; их итоговая оценка равна среднему арифметическому баллу за три письменные домашние работы. В случаях, когда оценки за модульные работы колеблются от "4" до "9", а их сумма дает число, не кратное трем, среднее арифметическое округляется в пользу студента; в случае, если одна из оценок "неудовлетворительно", среднее арифметическое округляется не в пользу студента.
  • неблокирующий экзамен
    Округление итоговой суммы среднеарифметическое. Оценка по дисциплине ниже 4 (неудовлетворительно) до последующего целого балла не округляется (например: 3,8 = 3). В условиях дистанционного обучения экзамен проводится по следующей схеме: в случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 8-10, студент освобождается от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 6-7, студент может по собственному желанию быть освобожден от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если накопленный балл меньше 6, студент обязан сдавать экзамен. Если студент сдает экзамен, полученная им оценка учитывается при выставлении итогового балла в соответствии с процедурой округления, описанной выше.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * работа на семинарах + 0.25 * три письменные домашние работы + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Томашевский Б.В. - Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 334с. - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119092

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия, , 2002