• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of the Russian Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Delivered at:
School of Literary History and Theory
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины "История русской литературы. Ч. I. Литература Древней Руси" студенты знакомятся с основными понятиями, ключевыми сведениями и важнейшими текстами эпохи. Существенно включение литературной традиции в исторический контекст. В процессе освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XVIII – начала ХIХ вв.» студенты сформируют навыки ориентации в русском историко-литературном процессе на фоне западноевропейского, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XVIII – первой четверти ХIХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; освоят принципы анализа текстов XVIII – начала XIX вв. при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; усовершенствуют навыки самостоятельной исследовательской работы. У студентов сформируется представление о персональном составе русской литературы XVIII – первой четверти ХIХ вв. и важнейших сочинениях, составивших по мере развития словесности национальный канон; о базовых чертах изучаемого периода, исторических и социокультурных, и их динамике в различные царствования; о судьбе важнейших произведений XVIII – начала ХIХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; о наиболее существенных литературных школах, обществах и кружках. Студенты научатся сопоставлять тексты в рамках жанров и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания текста. Формы контроля: письменная работа (в 3 и 4 модулях), экзамен (в конце 4 модуля).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и об основных понятиях исторической социолингвистики
  • Развитие представлений о фонетическом и рамматическом строе русского книжного (литературного) языка XI-XVII вв. в его сопоставлении с восточнославянскими диалектами
  • Формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.
  • Усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы
  • Усвоение знаний о жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров
  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XVIII - первой четверти XIX века» являются: • формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; • знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XVIII - первой четверти XIX века, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; • развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • базовые черты «русского XVIII века» и «александровского времени», исторические и социокультурные; • основные подходы к изучению этих периодов (отечественные и зарубежные); • систему жанров русской литературы в XVIII – первой четверти XIX в. и ее эволюцию; • границу между литературой как таковой и паралитературными явлениями, как она пересматривалась в течение XVIII – первой четверти XIX столетия; • персональный состав литературы и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон. уметь: • проецировать тексты периода на западноевропейский и русский литературный и исторический фон; • сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации: • различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (серии текстов). иметь навыки: • полифокусного анализа текстов XVIII – первой четверти XIX в.; • отслеживания динамики развития литературы. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: ◦ История (семиотика истории); ◦ Введение в филологию; • Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков; ◦ История русской литературы. Ч. I. Русская словесность допетровского времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает общую проблематику историко--литературных исследований в области допетровской письменной культуры Руси-России
  • Знает основные черты и специфику литературных жанров Древней Руси и России XVII столетия
  • Читает и понимает тексты, написанные на территории Руси в XI-XVII вв., проводить семантический анализ текстов
  • Анализирует тексты русской литературы XI - XVII века как репрезентанты историко-культурной и историко-языковой ситуации
  • Владеет навыками чтения произведений древнерусской литературы XI – XVII вв.
  • Знает общерусские и локальные литературные традиции допетровской Руси
  • Знает фонетические и грамматические особенности языковых страт допетровского периода русской письменности
  • Владеет приемами литературоведческого и анализа письменных текстов XI – XVII вв.
  • Знает литературные традиции России Раннего Нового времени
  • Проводит семантический анализ текстов, написанных на Руси в эпоху Смуты
  • Знает основные черты и специфику литературных жанров, появляющихся в России на рубеже Раннего Нового времени и 18 столетия
  • Студент осуществляет полифокусный анализ текстов изучаемой эпохи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение древнерусской литературы
    Древнерусская литература. Предмет изучения. Церковный, религиозный характер культуры Древней Руси. Русь как часть культурного пространства Slavia Orthodoxa (концепция Р. Пикио). Христианство и язычество. Наднациональный характер средневековой славянской книжной традиции; роль библейских и богослужебных текстов в ее формировании и развитии. Литература и письменность. Книжная и некнижная письменность. Церковнославянский язык – общеславянский литературный язык эпохи Средневековья. Особенности книжного языка восточных славян. Хронологические границы. Периодизация: Литература Домонгольской (Киевской) Руси; Литература времени раздробленности и монгольского ига; Литература Московской Руси. Крещение Руси и возникновение древнерусской письменной традиции. Проблема «дохристианской» письменности на Руси, отсутствие ее достоверных памятников. Начало «книжного учения» при Владимире Святославиче и его продолжение при Ярославе Мудром (по летописным данным). Древнейшие памятники восточнославянской книжности ( Новгородский восковой кодекс, Остромирово евангелие, Изборники Святослава, Новгородские минеи). Источники формирования древнерусской книжной культуры; южнославянские оригиналы ранних восточнославянских кодексов; западное влияние. Возникновение некнижной письменности; динамика распространения письма в древнерусском обществе по данным эпиграфики и берестяных грамот. Проблема репрезентативности сохранившихся памятников ранней восточнославянской письменности. Языковая ситуация Древней Руси: сосуществование книжного (церковнославянского) и некнижного (древнерусского языков). Фонетическая и графико-орфографическая адаптация церковнославянского языка на восточнославянской почве, формирование его местного извода.
  • Система жанров древнерусской литературы 11-15 вв.
    Варьирование церковнославянского языка в зависимости от типа книжной деятельности. Восточнославянский вклад в переводную церковнославянскую литературу: языковые особенности древнерусских переводов домонгольского времени. Особенности рецепции византийской культуры в странах Slavia Orthodoxa, ее избирательный характер, принципы отбора текстов для перевода. Состав импортированного корпуса переводных текстов. Священное писание как ядро церковнославянской литературы. Формы бытования библейских книг: служебные четьи, толковые. Канонические и апокрифические библейские книги. Гимнография, агиография, богословская и аскетическая литература, гомилетика, каноническое право. Переводная византийская историография. Пополнение заимствованного корпуса текстов местными восточнославянскими переводами. Византийская агиографическая традиция и ее преломление на Руси. Типы святости. Становление культов первых русских святых. Летописная повесть об убиении Бориса и Глеба и агиографические памятники «Борисоглебского» цикла; «Чтение» Нестора и анонимное «Сказание», вопрос о соотношении текстов. «Житие Феодосия Печерского» Нестора, его византийские источники и оригинальность композиции. Локальные летописные своды. «Киево-Печерский патерик». Древнерусская гомилетика. Сочинения митрополита Илариона и Кирилла Туровского. «Моление Даниила Заточника». Панегирические и дидактические произведения. Воинские повести. «Слово о полку Игореве», его значение. «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Хожения». Естественнонаучная литература.
  • Второе южнославянское влияние; его предпосылки и последствия
    Межславянские литературные связи XIV-XV вв. Русь в эпоху Куликовской битвы. Произведения «Куликовского цикла»: состав, идейная направленность. Летописные повести о Куликовской битве. «Повесть о Митяе». Митрополит Киприан и его литургическая реформа. Житие митрополита Петра. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. «Плетение словес». Отношение к церковнославянскому как литературному языку в Московской и Юго-Западной Руси. «Повесть о взятии Царьграда» НестораИскандера. Две Руси. Исторический контекст. Языковая и этно-конфессиональная ситуация Литовской Руси. Размежевание культурно-языковых традиций. «Проста мова»
  • Литература Московского царства
    Объединение земель вокруг Москвы и завершение локальных литературных традиций. Новгородская литература XV в.: «Житие Михаила Клопского», «Повесть о Новгородском белом клобуке». Тверская литература: «Слово похвальное инока Фомы», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Флорентийская уния и «Хожение на Флорентийский собор». «Повесть о Меркурии Смоленском». Эсхатологические ожидания конца XV в. и их отражение в древнерусской литературе. Иосиф Волоцкий, его значение. Кружок архиепископа Геннадия Новгородского. Библейский свод 1499 г. Полемика Иосифлян с заволжскими старцами. Вассиан Патрикеев. Максим Грек – человек Ренессанса в Московском царстве, его деятельность. Книгопечатание. Иван Федоров. Государственная» литература Московского царства: Степенная книга. Московское летописание XVI века. Никоновская и Воскресенская летописи. Лицевой летописный свод. Митрополит Макарий и «Великие Минеи-четьи». Домострой. Стоглавый собор. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – публицистика XVI столетия.
  • От Смуты к реформам
    Смутное время и его последствия. Авраамий Палицын и его «Сказание». Русская мифологическая историография: «Повесть о славене и Русе». Время Алексея Михайловича: «Соборное уложение» 1649 г. Киево-Могилянская академия и украинское влияние в культурной жизни Московского государства. Книжная справа. Церковные реформы патриарха Никона. Раскол. Старообрядческая литература. «Житие протопопа Аввакума». «Пустозерская» проза
  • Эпоха барокко: древнерусская литература на пороге 18 столетия
    Появление новых жанров в русской литературе: бытовая повесть, сатира, вирши, «комедия». Зарождение барокко. Беллетристика. Формирование жанра бытовой повести. «Повесть о Фроле Скобееве». «Повесть о Горе-Злочастии». Появление демократической сатиры в литературе второй половины XVII в. Придворный театр Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий. Силлабическая поэзия. Направленность сатирических произведений. Переходный характер литературы XVII века от древнерусского периода к литературе XVIII в. Взаимодействие литературы и фольклора. Переводные произведения: «жарты» и фацеции. Лубочная повесть
  • Литература XVIII века
    Тема 1. Словесность первой четверти XVIII в. Роль реформ Петра I в истории русской культуры: секуляризация, «европеизм», формирование государственной политической мифологии (культа Петра). «Старое» и «новое» в словесности 1700-1720-х гг. Трансформация повести XVII в. в «Гистории о российском матросе Василии Кариотском…». Фольклорные истоки и «современность» в «Гистории…»: сюжет, система персонажей, язык. Словесность на службе государственной идеологии. Политическая, идеологическая и «литературная» деятельность Феофана Прокоповича. «Слово на погребение <…> Петра Великаго»: иделогия, прагматика, поэтика. Значение «Слова…» для русской культуры. Тема 2. Творчество А. Д. Кантемира. А.Д. Кантемир – государственный деятель и идеолог. «Сатиры» Кантемира: политическая (идеологическая) и просветительская функции; жанровая традиция и поэтика; «характеры» в «Сатирах». Кантемир и реформирование силлабического стиха.
  • Литература XVIII века (Продолжение)
    Тема 3. Творчество В.К. Тредиаковского. Ранние опыты, освоение европейских литературных норм, значение перевода романа «Езда в остров любви» и входящих в него стихотворных текстов. Тредиаковский как придворный поэт. Переход от силлабической к силлабо-тонической системе стихосложения; полемика Тредиаковского и М.В. Ломоносова о русском стихе. Поздние сочинения Тредиаковского. Полемический «миф» о Тредиаковском и историческое значение его литературной работы. Тема 4. Творчество М.В. Ломоносова. Биография Ломоносова и «ломоносовский» миф. Словесность в ряду интересов и занятий Ломоносова (естественные науки, техника, российская история). Ломоносов – придворный поэт. Торжественные оды: идеология и прагматика; общие черты (приемы) поэтики Ломоносова (высокий штиль, развернутые метафоры, «сопряжение идей далековатых», свободная композиция) и политические смыслы конкретных од. Духовные оды и стихотворные «размышления». Учение Ломоносова о «трех штилях» и его опыты в разных жанрах. Тема 5. Творчество А.П. Сумарокова. Мировоззрение и литературная позиция Сумарокова. Освоение европейского литературного опыта («классицизм» Сумарокова). «Две эпистолы…» как опыт конструирования «правильной» национальной литературы. Особенности торжественных од Сумарокова и пародирование Ломоносова в «одах вздорных». Жанровое разнообразие поэзии Сумарокова (элегия, песня, притча, сатирические стихи). Трагедии Сумарокова: литературные ориентиры; значение национальных (квази)исторических тем; сюжеты, системы персонажей и типы героев; эволюция жанра. Тема 6. Литература в царствование Екатерины II. Роль «Манифеста о вольности дворянской» в истории русской культуры. Литература и государственная идеология. Литературная деятельность Екатерины II. Ломоносовская линия в поэзии (оды В.П. Петрова). Ирои-комическая и «сказочная» поэмы («Елисей, или Раздраженный Вакх» В.И. Майкова и «Душенька» И.Ф. Богдановича): сюжеты, персонажи, изображение «мира», особенности повествования и стиля, фольклорные мотивы и приемы. Комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль»: проблематика; системы и типы персонажей; сюжеты; бытоописание; особенности комизма; стиль. Эволюция трагедии («Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина) и комедии («Ябеда» В.В. Капниста). «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: идеология, жанр, поэтика, значение в истории русской общественной мысли и литературы. Тема 7. Поэзия Г.Р. Державина. Трансформация оды в поэзии Державина. «Фелица» и стихотворения «в духе Фелицы». Картина мира и «забавный русский слог». Специфика духовной оды («Бог»): философия и поэтика. Человек, судьба человека и история. Сопряжение оды с сатирой и идиллией. Интимные темы в поэзии Державина. Анакреонтика. Тема 8. Творчество Н.М. Карамзина. Эволюция и единство творчества Карамзина: от «Писем русского путешественника» к «Истории государства Российского». Апология и критика «чувствительности» в повестях «Московского журнала», взаимосвязь и противоположность повестей «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Карамзин , Великая французская революция и кризис Просвещения: «готические» повести, диалог Мелодора и Филалета. Историзм, государственничество и политический прагматизм в сочинениях периода «Вестника Европы». Стилевая реформа Карамзина: «проза как поэзия». Значение творчества Карамзина для позднейшей истории русской литературы.
  • Литература XVIII века (Продолжение 2)
    Источники и исследования к разделу 1. Источники: Гистория о россиийском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли. Феофан Прокопович. Слово на погребение <…> Петра Великаго. А.Д. Кантемир. Сатира I. На хулящих учения. К уму своему; Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений; Письмо II. К стихам своим. В.К. Тредиаковский. Стихи похвальные России; Стихи похвальные Парижу; Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санктпетербургу; Строфы похвальные поселянскому жителю. М.В. Ломоносов. Ода <…> на взятие Хотина; Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1746 года; Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года; Ода <…> императрице Екатерине Алексеевне… (1762); Ода, выбранная из Иова; Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния; Разговор с Анакреонтом; Письмо о пользе стекла; Гимн бороде за суд; Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке. А.П. Сумароков. Две эпистолы…; Ода государю Петру Федоровичу; Станс граду Синбирску на Пугачева; Оды вздорные; Другой хор ко превратному свету («Прилетела на берег синица…»; трагедии: Хорев; Димитрий Самозванец. В.И. Майков. Елисей, или Раздраженный Вакх. Екатерина II. О время! И.Ф. Богданович. Душенька. Д.И. Фонвизин. Бригадир; Недоросль. Г.Р. Державин. На смерть князя Мещерского; На рождение в Севере порфирородного отрока; Властителям и судиям; Фелица; Видение мурзы; Бог; На смерть графини Румянцевой; Осень во время осады Очакова; На счастие; На взятие Измаила; Прогулка в Сарском Селе; Ко второму соседу; Водопад; На смерть Катерины Яковлевны; Ласточка; Вельможа; Памятник; К лире; На возвращение графа Зубова; Параше; Арфа; Снигирь; Лебедь; Цыганская пляска; «Река времен в своем теченье» Я.Б. Княжнин. Вадим Новгородский. В.В. Капнист. Ябеда. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза; Наталья, боярская дочь; Остров Борнгольм; Сиерра- Морена; Мелодор к Филалету – Филалет к Мелодору; Марфа Посадница, или Покорение Новагорода. Н.М. Карамзин. Послание к Дмитриеву; Послание к Александру Алексеевичу Плещееву // Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. Л., 1966. Дополнительные: Феофан Прокопович. Феофан архиепископ Новгородский к автору «Сатиры» // Русская силлабическая поэзия XVII –XVIII вв. Л., 1970. В.К. Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов…// Тредиаковский В.К. Избранные произведения. Л., 1963. А.Д. Кантемир. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских // Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956. М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1965 (или иные издания). А.П. Сумароков. Элегии, песни, притчи (по указанию преподавателя). В.П. Петров. На войну с турками. Г.Р. Державин. Разные вина; Решемыслу; На коварство…; На птичку; Храповицкому; Мой истукан; Приглашение к обеду; Пчелка; Похвала сельской жизни; Параше; Тончию; Евгению. Жизнь Званская, Привратнику. А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву Н.М. Карамзин. Н.М. Письма русского путешественника. И.И. Дмитриев. Чужой толк; Модная жена; Два голубя.
  • Литература XVIII века (Продолжение 3)
    Исследования: Обязательные: И. Клейн. Русская литература в ХVIII веке. М., 2010. Г.А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001. Ю.М. Лотман. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996 Ст. Рассадин. Фонвизин (любое издание) С.С. Аверинцев. Поэзия Державина // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996. Ю.М. Лотман. Сотворение Карамзина (любое издание) А.Л. Зорин, А.С. Немзер. Парадоксы чувствительности // Столетья не сотрут…: Русские классики и их читатели. М., 1989. Дополнительные: И. Клейн. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII в. М., 2005. Ю.М. Лотман. «Езда в остров любви» Тредиаковского и функция перодной литературы // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. Т.И. Смолярова. Зримая лирика: Державин. М., 2011. Источники и исследования для самостоятельной работы студентов хранятся в библиотеках г. Москвы и на указанных ниже электронных ресурсах.
  • Литература первой трети XIX века
    Тема 1. Литературное движение 1800-1810-х гг. Спор о старом и новом слоге: архаисты (шишковисты) и карамзинисты. Беседа любителей русского слова. Литература и Отечественная война (1812). Литература и общественно-политическая ситуация второй половины 1810-х гг. Комедия А.А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды»: идеологическая проблематика, особенности поэтики; комедия Шаховского и становление Арзамаса. Борьба Арзамаса с Беседой любителей русского слова, роль Арзамаса в дальнейшей истории русской словесности. Полемика о балладе; младшие архаисты и младшие карамзинисты. Тема 2. Творчество И.А. Крылова. Жизненный и литературный путь Крылова. Особенности литературно-идеологической позиции Крылова 1800-1820-х гг.; их отражение в баснях (автопрезентация «рассказчика»). Единство и разнообразие крыловского басенного мира. Конкретный (социально-политический, литературный) и философский планы басен. Особенности поэтики (фольклорные мотивы) и языка (просторечие) басен. Место Крылова в литературной жизни первой трети XIX в. и истории национальной культуры. Мифологизация личности Крылова. Тема 3. Поэзия В.А. Жуковского. Литературный путь Жуковского. Элегии, песни (романсы), баллады 1800-х гг. как начало «новой» русской поэзии. Лирическое «я» и «двоемирие» Жуковского. Основные мотивы лирики (несчастная любовь и надежда на соединение с возлюбленной; стремление к «горнему» миру; оппозиция «здесь – там»). Сюжетно-тематическое разнообразие баллад и единство балладного корпуса. Баллады и лирика. Жанровый синтез в «Певце во стане русских воинов». «Младоархаистская» реакция на поэзию Жуковского (баллады П.А. Катенина). Жанровые поиски и усложнение символической системы Жуковского во второй половине 1810-х – начале 1820-х гг. (трансформация элегии в «Славянке», «невыразимого» и «таинственного посетителя»). Переложение поэмы Дж. Г. Байрона «Шильонский узник»: особенности поэтики, контекстные связи, значение в истории жанра. Подведение итогов и «завершение» поэтического творчества Жуковского в 1824 г. «Возрождение» Жуковского (1831): новые изводы баллады и «повести в стихах» как опыты построения эпической поэзии.
  • Литература первой трети XIX века (Продолжение)
    Тема 4. Поэзия К.Н. Батюшкова. Элегическая и антологическая («эпикурейская») линии в поэзии Батюшкова. Батюшков и Жуковский. Послание «Мои пенаты»: жанровые и стилистические особенности, специфика «лирического я». Значение Отечественной войны в эволюции Батюшкова (послание «Д<ашков>у»). Духовный кризис Батюшкова. Разочарование в эпикурейской философии (легкой поэзии) и религиозные поиски в лирике Батюшкова середины 1810-х гг. Историческая элегия «Умирающий Тасс» как эпилог поэзии Батюшкова. Поздние опыты «антологической» лирики. Батюшков и формирование «пушкинского» поколения. Тема 5. Творчество А.С. Пушкина: 1814 – 1825. Лицейская лирика: жанровое и стилевое разнообразие (дружеское послание, «легкая поэзия», «историческая элегия», высокая сатира, «унылая» элегия, романс), освоение опыта старших современников (Державин, Жуковский, Батюшков). Особенности пушкинского «карамзинизма». Гражданская («Вольность», «Деревня», «К Н.Я. Плюсковой») и эпикурейская («Кривцову») лирика 1817-1820 гг. Разноликость лирического «я». «Эклектизм» поэмы «Руслан и Людмила»: «фольклорный» сюжет и элегические, фривольные, иронические отступления («болтовня» поэта-рассказчика); квазиисторические и одические фрагменты; освоение, переосмысление и пародирование поэтических решений Жуковского и Батюшкова. Творчество 1820-1824 гг. (пребывание на Юге). «Романтизация» и психологическое усложнение элегии («Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…»; трансформации антологической и эпикурейской лирики; поэтическое осмысление новейшей истории и политической современности («Наполеон», «Кинжал»). История и высшее знание (властитель и поэт) в «Песни о вещем Олеге». Сюжетно-композиционные и стилевые особенности «южных» поэм: эволюция «романтического» героя; повествование и «отступления»; роль пейзажных фрагментов; освоение и переосмысление опыта «восточных» поэм Дж.Г. Байрона. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин» - выработка принципа «противоречий». Кризис 1823 г.; его отражение в политической и философской лирике («Свободы сеятель пустынный…», «Демон») и поэме «Цыганы». Лирика 1824-25 гг. (пребывание в Михайловском). Проблематика, поэтика, эволюционное значение «больших стихотворений» (преобразованных элегий) «Андрей Шенье» и «19 октября». Трагедия «Борис Годунов»: исторические источники и литературные традиции; значение «Истории государства Российского» Карамзина и драматургии Шекспира для «Бориса Годунова»; «вольное и широкое» изображение характеров, проблема «героя», значение «второстепенных» персонажей; сюжетная организация (отказ от «единств»); особенности языка (смена стилевых регистров) и стиха (выбор пятистопного ямба; рифмованные вставки в белом стихе, чередование стиха и прозы).
  • Литература первой трети XIX века (Продолжение 2)
    Тема 6. Литературное движение конца 1810-х – первой половины 1820-х гг. Школа Жуковского и Батюшкова – личный и творческий союз молодых поэтов (Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, Е.А. Баратынский); культ дружества, плотских радостей, свободной поэзии. Психологическая и философская компоненты в ранней поэзии Баратынского. Элегия Баратынского «Признание» («Притворной нежности не требуй от меня…»). Развитие «гражданской» поэзии. История и современная политическая ситуация в аллюзионных «думах» и поэмах К.Ф. Рылеева. Поэтика «дум» Рылеева. Ежегодные альманахи «Полярная звезда…» и «Северные цветы…» - два центра «молодой» литературы середины 1820-х гг. Подъем романтической поэмы после появления «южных» поэм Пушкина и «Шильонского узника» Жуковского; единство и внутренняя дифференциация жанра; его изводы: символико-религиозный («Чернец» И.И. Козлова), историко-аллюзионный, гражданственный («Войнаровский» Рылеева), бытописательно-психологический («Эда» Баратынского). Переход Кюхельбекера на «архаистические» позиции, его критика «элегической школы». Борьба с Жуковским в 1824 г. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиции жанра и их переосмысление. Соединение комедии и трагедии. Бытописание, сатира, лирика в составе «Горе от ума». Сюжет, система персонажей, проблема главного героя. Политический план комедии. Литературная проблематика «Горе от ума»: архаизм Грибоедова, пародирование баллад Жуковского и романсно-элегической поэзии. Особенности языка Грибоедова (просторечие, идиоматика, высокая риторика). «Горе от ума» и последующее движение русской литературы. Тема 7. Творчество А.С. Пушкина: 1826 – 1829. Реакция Пушкина на 14 декабря. Поэма «Граф Нулин»: философия истории и ее пародирование; ироническое бытописание; особенности жанра, сюжета, характерологии, повествования (смена стилевых тональностей). Стихотворение «Пророк» (творческая программа или стилизация?) и его вариации в позднейшей поэзии Пушкина. Оправдание истории (примирение с действительностью) в политической лирике («Стансы», «Друзьям») и апология самодостаточной поэзии («Поэт», «Поэт и толпа». «Полтава»: «антиромантический» извод романтической поэмы; Петра Великий как воплощение духа истории и его обреченные антагонисты (Мазепа, Карл XII); полемика с поэмой Байрона «Мазепа» и поэмой Рылеева «Войнаровский»; смысловое единство «интимного» (Мазепа и Мария) и «исторического» сюжетов; ориентация на одическую и эпическую поэзию XVIII – начала XIX в.; значение эпилога. Трагическая лирика 1828-1829 гг. (трансформации элегии, баллады, философской оды); темы пути и дома. Роман в стихах «Евгений Онегин» - центральное сочинение Пушкина 1820-х гг. Особенности жанра и повествования («болтовня»). Связь с ранними эпическими опытами («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник») и синхронными сочинениями («Цыганы», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Полтава», лирика, замыслы и наброски прозы). «Принцип противоречий»: автор и герои (смена оценки), реальность и литература, основное повествование и «отступления». Проблема «(не)завершенности» романа в стихах. «Евгений Онегин» и дальнейшее движение русской литературы.
  • Литература первой трети XIX века (Продолжение 3)
    Источники: Обязательные: И. А. Крылов. Разборчивая Невеста; Старик и трое Молодых; Пустынник и Медведь; Крестьянин и Смерть; Музыканты; Слон на воеводстве; Стрекоза и Муравей; Лягушки, просящие Царя; Мор зверей; Хозяин и Мыши; Лев и Комар; Осел и Соловей; Синица; Огородник и Философ; Воспитание Льва; Свинья; Совет Мышей; Ворона и Курица; Волк на псарне; Кот и Повар; Щука и Кот; Заяц на ловле; Волк и Кукушка; Демьянова уха; Крестьянин и Разбойник; Конь и Всадник; Чиж и Еж; Лев и Барс; Крестьянин и Работник; Рыцарь; Сочинитель и Разбойник; Осел и Мужик; Муравей; Лисица и Осел; Соловьи; Крестьянин и Овца; Прихожанин; Бритвы; Булат. В. А. Жуковский. Сельское кладбище (1802); Вечер; К Филалету; Песня («Мой друг, хранитель-ангел мой…»); Путешественник; Желание; Певец; Пловец; Элизиум; Певец во стане русских воинов; Теон и Эсхин; Славянка; Голос с того света; Весеннее чувство; Тленность; К мимопролетевшему знакомому гению; Невыразимое; Песня («Отымает наши радости…»); Воспоминание («О милых спутниках, которые наш свет…»); Лалла Рук; Море; 9 марта 1823; Таинственный посетитель; Мотылек и цветы; «Я Музу юную, бывало…»; Ночной смотр; <А.С. Пушкин> («Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе…»); Царскосельский лебедь. Баллады: Людмила; Кассандра; Светлана; Ивиковы журавли; Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди; Алина и Альсим; Ахилл; Эолова арфа; Рыбак; Рыцарь Тогенбург; Лесной царь; Граф Гапсбургский; Замок Смальгольм, или Иванов вечер; Торжество победителей; Кубок; Алонзо; Ленора; Элевзинский праздник. Повесть в стихах: Шильонский узник. К.Н. Батюшков. Выздоровление; Привидение; Мои пенаты; К Д<ашко>ву; Тень друга; Странствователь и домосед; Мой гений; К другу; Пробуждение; Таврида; К друзьям; Надежда; Воспоминания («Я чувствую мой дар в поэзии погас…»; Вакханка; Песнь Гаральда Смелого; Умирающий Тасс; «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…»; «Когда в страдании девица отойдет…»; «Ты знаешь, что изрек…». А.А. Шаховской. Урок кокеткам, или Липецкие воды // А.А. Шаховской. Комедии. Стихотворения. Л., 1961 (= Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX века: В 2 т. Л., 1990. Т.2.). П.А. Катенин. Ольга; Убийца; Леший. А. С. Пушкин. Стихотворения. 1814-1829. К Наталье; К другу стихотворцу; Воспоминания в Царском Селе; Лицинию; Батюшкову («В пещерах Геликона…»); Роза; Элегия («Счастлив, кто в страсти сам себе…»); Певец; Желание; К Каверину, Разлука; Вольность; Кривцову; Жуковскому («Когда к мечтательному миру…»); К портрету Жуковского; К Н.Я. Плюсковой; К Чаадаеву; Деревня; «Погасло дневное светило…»; Черная шаль; «Редеет облаков летучая гряда…»; Муза; Кинжал, В.Л. Давыдову; Наполеон; К Овидию; Песнь о вещем Олеге; Узник; Птичка; «Кто, волны, вас остановил…»; «Надеждой сладостной младенчески дыша…»; Демон; «Свободы сеятель пустынный…»; «Простишь ли мне ревнивые мечты…»; «Недвижный страж дремал на царственном пороге…»; Разговор книгопродавца с поэтом; К морю; Коварность; Чаадаеву. С морского берега Тавриды; Андрей Шенье; К***; 19 октября (1825); Зимний вечер; «Под небом голубым страны своей родной…»; К Вяземскому («Так море, древний душегубец…»); Пророк; И.И. Пущину; Стансы; Зимняя дорога; «Во глубине сибирских руд…»; Три ключа; Поэт («Пока не требует поэта…»); Друзьям; Воспоминание; Предчувствие; «Ворон к ворону летит…»; «Город пышный, город бедный…»; Анчар; Поэт и толпа; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Жил на свете рыцарь бедный…»; Дорожные жалобы; «Зима. Что делать нам в деревне…»; Зимнее утро; «Я вас любил: любовь еще, быть может…»; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; Кавказ; Монастырь на Казбеке; Воспоминания в Царском Селе (1829). Руслан и Людмила; Кавказский пленник; Бахчисарайский фонтан; Братья разбойники; Цыганы; Борис Годунов; Граф Нулин; Полтава; Евгений Онегин
  • Литература первой трети XIX века (Продолжение 4)
    Е.А. Баратынский. Стихотворения: «Он близок, близок день свиданья…»; Финляндия; «Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам…»; «Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти…»; Разуверение; Элизейские поля; «Дало две доли провидение…»; «О счастии с младенчества тоскуя…»; «Притворной нежности не требуй от меня…»; Богдановичу. Поэма: Эда. И.И. Козлов. Чернец. А.С. Грибоедов. Горе от ума. К.Ф. Рылеев. Думы: Олег Вещий; Димитрий Донской; Борис Годунов; Димитрий Самозванец; Иван Сусанин; Петр Великий в Острогожске. Поэмы: Войнаровский; отрывки из поэмы «Наливайко»: Смерть Чигиринского старосты, Исповедь Наливайки. Дополнительные: В.Л. Пушкин. Опасный сосед; К В.А. Жуковскому; К Д.В. Дашкову Аразамас: Сборник в 2 кн. М., 1994. К.Н. Батюшков. Видение на брегах Леты; Певец в беседе любителей русского слова. А.С. Грибоедов. О разборе вольного перевода бюргеровой баллады «Ленора». В.К. Кюхельбекер. О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие. Исследования: Обязательные: В. Э. Вацуро. Лирика пушкинской поры: Элегическая школа. СПб., 1994. А.С. Янушкевич. Творчество Жуковского как художественная система // Янушкевич А. С. В мире Жуковского. М., 2006. А.С. Немзер. «Сии чудесные виденья: Время и баллады Жуковского» // Зорин А.Л., Зубков Н.Н., Немзер А.С. Свой подвиг свершив…М., 1987. А. С. Немзер. Как нам делать историю литературы «эпохи Жуковского» // Немзер А. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы. М., 2013 Н.Н. Зубков. Опыты на пути к славе // Зорин А.Л., Зубков Н.Н., Немзер А.С. Свой подвиг свершив…М., 1987. Е.А. Тоддес. Перечитывая Батюшкова // Тоддес Евгений. Избранные труды по русской литературе и филологии. М., 2019. В.Э. Вацуро. Лицейское творчество Пушкина // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 1999 – изд. продолжается. Т. 1 (1999). В.М. Жирмунский. Избр. труды. Байрон и Пушкин. Л., 1978. Ю.М. Лотман. А.С. Пушкин: Биография писателя; К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских примечаний к тексту); Посвящение «Полтавы» (Адресат, текст, функция); Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста; Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995 (есть переиздания). О.А. Проскурин. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М., 1999. Б.В. Томашевский. Пушкин: В 2 т. М., 1990. Ю.Н. Тынянов. Пушкин; Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969 (статьи переиздавались). А. М. Песков. Взгляд на жизнь и сочинения Боратынского // Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. М., 1998.
  • Литература первой трети XIX век (Продолжение 5)
    Дополнительные: Н.И. Мордовченко. Русская критика первой четверти XIX века. М.; Л., 1959 (часть первая). Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. В. Э. Вацуро. «Северные цветы». История альманаха Дельвига – Пушкина (гл. I, II); С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры // Вацуро В.Э. Избранные труды. М., 2004. Источники и исследования для самостоятельной работы студентов хранятся в библиотеках г. Москвы и на указанных ниже электронных ресурсах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опрос на семинарских занятиях
  • неблокирующий Письменные работы
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзаменационный билет состоит из вопроса и задания (анализ текста), относящихся к разным «разделам» курса. Распределение вопросов проводится экзаменатором с помощью генератора случайных чисел. В назначенный учебным офисом день и час экзаменатор отправляет на общий адрес курса три файла: 1) распределение билетов (при фамилии студента стоит номер доставшегося ему билета); 2) пронумерованные вопросы; 3) пронумерованные тексты для анализа. Студенты должны отправить письменные ответы на адрес, с которого придут задания, не позднее, чем через полтора часа (90 минут). Экзаменатор проверяет работы в течение двух-четырех дней, после чего возвращает их студентам с замечаниями и оценкой. Оценка за дисциплину: 0,3 среднего арифметического двух модульных письменных работ (2-й модуль) или 0,3 оценки модульной письменной работы (3-й модуль) + 0,7 оценки за экзамен. Округление суммы – среднеарифметическое. Если суммарная оценка менее 4, округление проводится до целой части – выставляется оценка 3 (неудовлетворительно).
  • неблокирующий Письменная домашняя работа (3, 4 модули)
    Оценка по дисциплине: 0.3 письменные домашние работы (среднеарифметическое оценок за работы, выполненные в 3 и 4 модулях). В случае пропуска даты подачи модульной письменной работы по уважительной причине дополнительный срок подачи составляет неделю после даты, в которую студент официально приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии.
  • неблокирующий Экзамен в 4 модуле
    Письменный экзамен продолжительностью полтора часа. Задания присылаются и отправляются по эл. почте.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Опрос на семинарских занятиях + 0.25 * Письменные работы + 0.5 * Письменный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Письменная домашняя работа (3, 4 модули) + 0.7 * Экзамен в 4 модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Егоров Б. Ф. - ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-07230-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-442158
  • Минералов Ю. И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1800-1830-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 340с. - ISBN: 978-5-534-09019-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1800-1830-e-gody-436551
  • Минералов Ю. И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1800-1830-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 340с. - ISBN: 978-5-534-10164-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1800-1830-e-gody-437096
  • Отв. ред. Аношкина В. Н., Громова Л. Д. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-07418-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434090
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 354с. - ISBN: 978-5-534-07416-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433934
  • Шелемова А.О. - История русской литературы XVIII века: конспект лекций - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 87с. - ISBN: 978-5-9765-2225-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70432
  • Янушкевич А.С. - История русской литературы первой трети XIX века: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 749с. - ISBN: 978-5-9765-1508-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119464
  • Янушкевич А.С. - История русской литературы первой трети XIX века. Допушкинская эпоха: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-9765-1849-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119919

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Н. Л., Жаткин Д.Н. - Словарь поэтического языка Н.М. Карамзина - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 80с. - ISBN: 978-5-9765-2907-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/99125
  • История русской литературы XVIII века : учебник для вузов, Лебедева, О. Б., 2000
  • Пашкуров А.Н., Разживин А.И. - История русской литературы XVIII века. В 2-х частях. Ч.1: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 408с. - ISBN: 978-5-9765-2975-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/99557
  • Пашкуров А.Н.,Разживин А.И. - История русской литературы XVIII века. В 2-х частях. Ч.2: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 536с. - ISBN: 978-5-9765-2976-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/99558
  • Строев П.М. - Ключ или алфавитный указатель к Истории государства Российского Н.М.Карамзина... - Издательские архивы - 1844 - 301с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913531
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 207с. - ISBN: 978-5-534-01260-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-pervoy-treti-xix-veka-433729
  • Ходасевич В.Ф. - Державин (1916) - Издательство "Лань" - 2013 - 5с. - ISBN: 978-5-507-26881-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/28132