• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Latin

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Delivered at:
School of Literary History and Theory
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructor


Samokhvalova, Natalia

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины изучается латинский язык классического периода. Можно привести много аргументов, почему необходимо изучать латынь, от пользы для освоения романских языков и более глубокого понимания шедевров мировой литературы, от писем Петрарки до сюжетных поворотов "Гарри Поттера". Можно сказать, вслед за Хомяковым, что "тот, кто учился языкам древним, приобретает знания не языков, но самих законов слова, живого выражения мысли. Одного знания древних языков достаточно, чтобы русский человек превосходно овладел своим собственным языком", а можно, вслед за Полом Маккартни, что латынь побуждает к творчеству: "Looking back on school, I really liked Latin. In my case, a little bit stuck: I ended up with a feeling for literature". Но мы скажем вслед за всей живой и процветающей традицией изучения латыни в топовых мировых университетах: изучать латынь - это удовольствие и привилегия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Латинский язык» являются усвоение студентами элементарного курса латинской лексики, морфологии и синтаксиса; знакомство с историей латинского языка и его местом в системе индоевропейских языков; чтение и понимание текстов, написанных на латинском языке классического периода. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - фонетическую, морфологическую и синтаксическую систему латинского языка; - лексику в объёме, необходимом для реализации компетенций филолога-бакалавра; - классификацию античных стихотворных размеров; - наизусть некоторые произведения латинской литературы (стихотворения и отрывки из крупных поэтических произведений) уметь: - пользоваться достижениями лингвистики для анализа лексики и грамматики латинского языка; - анализировать лексику и грамматику латинского языка в сопоставлении с соответствующими разделами изучаемого языка; проводить филологический анализ текста. владеть: - чтением со словарем любых оригинальных текстов латинских авторов классического периода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знакомство с историей латинского языка и его местом в системе индоевропейских языков
  • Освоение системы латинского глагола, умение опознавать в тексте и переводить, а также образовывать указанные формы
  • Освоение именной системы латинского языка, умение опознавать и переводить формы, а также их образовывать
  • чтение и понимание текстов, написанных на латинском языке классического периода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Фонетика и графика
    Основные этапы развития латинского языка. Роль латинского языка в формировании современных европейских языков. Значение латинского языка и античной культуры в европейской образовательной системе, литературе, культуре. Звуки и буквы латинского языка, правила произношения латинских согласных, слогоделение. Правила постановки ударения.
  • Латинский глагол
    Семейство латинских глаголов. Грамматические категории глагола. Личные и неличные формы. Основные формы глагола. Спряжения, наборы личных окончаний активного и пассивного залогов. Отложительные глаголы. Повелительное наклонение настоящего времени. Образование форм имперфекта. Виды латинских причастий и способы их образования. Герундив, герундий, герундивная конструкция. Образование форм перфекта и будущих времен и их значение. Глагольная префиксация.Образование форм конъюнктива. Употребление конъюнктива в главных предложениях.
  • Имя в латинском языке
    Основа практическая и историческая. Основы и склонения. Падежи прямые и косвенные. Образование падежных форм всех склонений в синхронии и диахронии. Правила рода. Склонение прилагательных, местоимений и местоименных прилагательных. Образование форм степеней сравнения прилагательных и наречий.
  • Синтаксис латинского языка
    Важнейшие синтаксические конструкции простого предложения. Система придаточных предложений латинского языка: основные типы, употребление наклонений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий выучивание стихотворений наизусть
  • неблокирующий контрольная работа
  • блокирующий перевод незнакомого текста и ответ на вопросы по грамматике, содержащейся в тексте
    перевод подготавливается с использованием словаря. Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/91813184842?pwd=VENLYW9EeXpNR0tZNUwzL2NSM0NPdz09, Идентификатор конференции: 918 1318 4842, Пароль: 307941). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на общую почту студентов, а также выложенному в ЛМС в разделе «Объявления» накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom, ЛМС. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к ЛМС за час до начала времени ответа согласно графику и получить задание. В течение часа, выделенного на подготовку, выполнить задание в любой удобной форме (ЛМС, Word, на бумаге). Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи, однако выполнение задания во время пересдачи должно осуществляться при включённой камере и микрофоне.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * выучивание стихотворений наизусть + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * перевод незнакомого текста и ответ на вопросы по грамматике, содержащейся в тексте
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * выучивание стихотворений наизусть + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * перевод незнакомого текста и ответ на вопросы по грамматике, содержащейся в тексте
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ars Grammatica : книга о латинском языке, , 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Петрученко О. А. - ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ОТ N ДО Z - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 412с. - ISBN: 978-5-534-04862-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/latinsko-russkiy-slovar-v-2-ch-chast-2-ot-n-do-z-441241