• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of the Russian Literature

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. III. Русская литература XIX – начала ХХ вв.: 1826 – 1913» студенты сформируют навыки ориентации в русском историко-литературном процессе на фоне западноевропейского, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; освоят принципы анализа текстов XIX – начала XX вв. при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; усовершенствуют навыки самостоятельной исследовательской работы. У студентов сформируется представление о персональном составе русской литературы XIX – начала ХХ вв. и важнейших сочинениях, составивших по мере развития словесности национальный канон; о базовых чертах «русского XIX века», исторических и социокультурных, и их динамике в различные царствования; о судьбе важнейших произведений XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; о наиболее существенных литературных школах, обществах и кружках. Студенты научатся сопоставлять тексты в рамках жанров и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания текста. Формы контроля: письменная работа (в 1 и 4 модулях), аудиторная работа на семинарах (во 2 и 3 модулях) и экзамен (в конце 2, 3 и 4 модулей).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. III. Русская литература XIX – начала ХХ вв.: 1826 – 1913» являются: - формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; - развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - персональный состав русской литературы XIX – начала ХХ вв. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; - базовые черты «русского XIX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды (царствования); - судьбу важнейших произведений XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; - наиболее существенные литературные школы, общества и кружки.
  • Уметь: - проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст; - сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации; - различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (круга текстов).
  • Иметь навыки (приобрести опыт): - полифокусного анализа текстов XIX – начала ХХ вв.; - отслеживания динамики развития литературы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент ориентируется в историко-литературном процессе эпохи царствования Николая I, анализирует литературные явления на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, уместно применяет филологический инструментарий для анализа текста, корректно интерпретирует предложенный текст в заданном аспекте с привлечением информации, полученной в ходе изучения курса, и фоновой информации.
  • студент ориентируется в историко-литературном процессе к. XIX – начала ХХ вв., анализирует литературные явления на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, уместно применяет филологический инструментарий для анализа текста, корректно интерпретирует предложенный текст в заданном аспекте с привлечением информации, полученной в ходе изучения курса, и фоновой информации.
  • Понимание социальных и культурных обстоятельств, определивших развитие литературы 1840-х и начала 1850-х гг., основных закономерностей литературного процесса этого периода; умение анализировать произведения русской литературы в историческом контексте этой эпохи.
  • Понимание социальных и культурных обстоятельств, определивших развитие литературы 1860-х гг., основных закономерностей литературного процесса этого периода; умение анализировать произведения русской литературы в историческом контексте этой эпохи.
  • Понимание роли медиа в развитии русской литературы, знания об основных толстых журналах и театрах в России середины XIX века, их социальных и культурных функциях; умение анализировать литературные произведения в контексте их бытования.
  • Понимание устройства системы литературы середины 19 века, знание роли и места в ней основных жанров, умение анализировать произведения этого периода в контексте творчества их авторов и системы литературы в целом.
  • Студент знаком с основными научными подходами к исследованию творчества Л.Н.Толстого; разбирается в вопросах эволюции толстовской прозы в контексте историко-литературного процесса 1850-1900-х гг.; умеет анализировать произведения Толстого, опираясь на широкий спектр методов историко-литературного анализа; знаком с ключевыми произведениями Л.Н.Толстого разных жанров, выполненных в разные периоды его творчества.
  • Студент разбирается в основных проблемах изучения творчества Ф.М.Достоевского, знаком с ключевыми произведениями Достоевского, умеет их анализировать через призму основных научных концепций изучения творчества писателя, разбирается в проблематике жанровых и идеологических истоков прозы Достоевского.
  • Студент ориентируется в особенностях историко-литературного процесса 1870-х гг.; разбирается в основных подходах к изучению русской литературы этого периода, знает ключевые тексты прозы М.Е.Салтыкова (Щедрина), Н.С.Лескова, А.К.Толстого. Владеет теоретико-методологическим инструментарием и навыками анализа произведений этого периода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение 3)
    Исследования: Обязательные: А. П. Чудаков. Поэтика Чехова. М., 1971. А. П. Чудаков. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. Книги переизданы одним томом: СПб., 2016. Ю. К. Щеглов. Из работ о поэтике Чехова // Ю. К. Щеглов. Избранные труды. М., 2014. З. Г. Минц. Лирика Александра Блока; Символ у Александра Блока; Функция реминисценций в поэтике Ал. Блока // З. Г. Минц. Блок и русский символизм. Избр. труды: В 3 кн. СПб., 1999. Кн. 1. Поэтика Александра Блока. З. Г. Минц. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов; О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // З. Г. Минц. Блок и русский символизм. Избр. труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3. Поэтика русского символизма А. В. Лавров. «Соловьиный сад» А. Блока. Литературные реминисценции и параллели // А. В. Лавров А.В. Этюды о Блоке. СПб., 2000. Дополнительные: А. С. Долинин. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989 (раздел «Чехов»). Д. Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. М., 2006 (переизд. – 2011). М. Ю. Лотман, З. Г. Минц. Статьи о русской и советской поэзии // З. Г. Минц. Блок и русский символизм. Избр. труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3. Поэтика русского символизма.
  • Литература в царствование Николая I
    Тема 1. Общие идеологические и литературные тенденции в царствование Николая I. События «междуцарствия», их роль в изменении идеологии и литературного баланса, позднейшая мифологизация. Государственная политика второй половины 1820-х гг. и литература. Польское восстание (1830-1831) и его следствия в политике, идеологии и литературе. Формирование доктрины «православие – самодержавие – народность». Расширение читательской аудитории. Проблема «словесность и коммерция»; альманахи, «энциклопедические» журналы, газета «Северная пчела». Вытеснение поэзии прозой. Тема 2. Творчество А. С. Пушкина (1826 – 1836). Единство и эволюция поэтической системы. «Классицизм» (ориентация на образцы) Пушкина. «Конспективность» пушкинских сочинений. Роль «больших форм». Взаимодействие лирики и поэм. Многовекторность литературной стратегии Пушкина на всех этапах творческой эволюции. Синкретический характер поэм и драматургии. Особое место романа в стихах «Евгений Онегин» (длительность работы над текстом как смыслообразующий фактор; принцип противоречий; автор и герои; литература и реальность). Проза Пушкина и проза 1820-30-х гг. Стилевые, жанровые, сюжетные особенности пушкинской прозы; ее эволюция. Стилизация и пародия в прозе Пушкина. История и современность в прозе Пушкина. Тема 3. Поэзия 1820 - 1830-х гг. Творчество М. Ю. Лермонтова. «Поэтический (пушкинский) период» русской литературы и его кризис на рубеже 1820-30-х гг. Поэзия Е. А. Баратынского: трансформация элегии, антологической лирики, романтической поэмы. Архаистические корни и переосмысление поэтики элегической школы в поэзии Ф.И. Тютчева. Судьба традиционных жанров в поэзии Тютчева (фрагментаризация); стихотворения на случай. Поэзия М. Ю. Лермонтова: устойчивость основных мотивов и приемов; освоение пушкинской поэтики и борьба с Пушкиным. Английский опыт в поэзии Лермонтова. Лермонтовская трансформация романтической поэмы, элегии, баллады, стихов на случай. Специфика лермонтовского историзма. Стихи и проза Лермонтова. Поэтические принципы построения романа «Герой нашего времени» (композиция и мозаика жанров; проблема «автор, повествователь, герой»; символика).
  • Литература в царствование Николая I (Продолжение)
    Тема 4. Творчество Н. В. Гоголя и литература конца 1840-х гг. Гоголевские сборники повестей как смысловые единства. Фольклорные и литературные традиции. Эклектизм и контраст в стиле Гоголя. Проблема гоголевской фантастики. Эпическое (поэтическое) прошлое и абсурдно-прозаическое настоящее; апокалиптические мотивы. Эстетизм и социально-религиозная функция искусства. Петербург и Россия; формирование «петербургского мифа» и «мифа о России». Символический и социально-политический планы комедии «Ревизор». «Мертвые души»: жанр, композиция, литературные традиции, проблема героя, проблема автора, прагматика текста. Переосмысление эстетики Гоголя «натуральной школой». Значение Гоголя и Лермонтова для русской литературы второй половины XIX века. Источники и исследования к разделу 1: Источники: Обязательные: А. С. Пушкин. Стихотворения (1826-1836): И.И. Пущину; Стансы («В надежде славы и добра…»); «Во глубине сибирских руд…»; «Поэт» («Пока не требует поэта…»; Друзьям; Воспоминание; «Дар напрасный, дар случайный…»; Предчувствие; Поэт и толпа; «Жил на свете рыцарь бедный…»; Дорожные жалобы; «Зима. Что делать нам в деревне?»; Зимнее утро; «Я вас любил: любовь еще, быть может…»; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; Кавказ; Монастырь на Казбеке; К вельможе; Поэту; Мадонна; Бесы; Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»); Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы; Герой; Моя родословная; «Перед гробницею святой…»; Клеветникам России; Бородинская годовщина; «Чем чаще празднует Лицей…»; Гнедичу («С Гомером долго ты беседовал один…»); Гусар; Воевода; «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»; Полководец; Странник; «…Вновь я посетил…»; Пир Петра Первого; Мирская власть; Подражание итальянскому; «Напрасно я бегу к сионским высотам…»; Из Пиндемонти; «Отцы пустынники и жены непорочны…»; «Когда за городом задумчив я брожу…»; «Я памятник себе воздвиг нерукотоворный…»; «Была пора: наш праздник молодой…»; Сказки: Сказка о попе и о работнике его Балде; Сказка о царе Салтане…; Сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о золотом петушке; Поэмы: Полтава; Домик в Коломне, Анджело; Медный всадник; Евгений Онегин; Драматургия: Скупой рыцарь; Моцарт и Сальери; Каменный гость; Пир во время чумы; Проза: Повести <…> Белкина; Пиковая дама; Капитанская дочка // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1977-1979. Е. А. Баратынский. «К чему невольнику мечтания свободы…»; «Наслаждайтесь: все проходит…»; На смерть Гете; Запустение; Последний поэт; Недоносок; Бокал; Осень; «Сначала мысль воплощена…»; «Толпе тревожный день приветен, но страшна…»; «Благословен святое возвестивший!..»; «Были бури, непогоды…»; «На что вы дни! Юдольный мир явленья…»; «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..»; Рифма; «Предрассудок! он обломок…»; «Что за звуки? Мимоходом…»; Ахилл; «Когда твой голос, о поэт…»; Пироскаф // Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1989 (или другое авторитетное издание). Ф. И. Тютчев. Проблеск; 14 декабря 1825; «Еще шумел веселый день…»; Безумие; «Песок сыпучий по колени…»; Цицерон; «Как над горячею золой…»; Silentium!; Осенний вечер; «О чем ты воешь, ветр ночной…»; «Я лютеран люблю богослуженье…»; «И гроб опущен уж в могилу…»; «Я помню время золотое…»; Сон на море; «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»; «В душном воздухе молчанье…»; «Как птичка с раннею зарей…»; «Вечер мглистый и ненастный…»; «Тени сизые смесились…»; «Душа моя – Элизиум теней…»; «Не то, что мните вы, природа…»; «Нет, моего к тебе пристрастья…»; «Из края в край, из града в град…»; «Люблю глаза твои, мой друг…»; «И чувства нет в твоих очах…»; 1 декабря 1837; «Давно, давно ль, о Юг блаженный…»; «Глядел я, стоя над Невой…»; «Еще томлюсь тоской желаний..», «Итак, опять увиделся я с вами…»; «Слезы людские, о слезы людские…»; «Кончен пир, умолкли хоры…»; Наполеон; «Не рассуждай, не хлопочи!..»; Два голоса; «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»; «Сияет солнце, воды блещут…»; Последняя любовь; Лето 1854; «Эти бедные селенья…»; «Есть в осени первоначальной…»; «Она сидела на полу…»; «О, этот Юг, о эта Ницца!..»; «Весь день она лежала в забытьи…»; Накануне годовщины 4 августа 1864; «Когда дряхлеющие силы…»; «Умом Россию не понять…»; «Нам не дано предугадать…»; «Природа – сфинкс. И тем она верней…»; К.Б.; «Брат, столько лет, сопутствовавший мне…» // Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1987 (или любое другое авторитетное издание).
  • Литература в царствование Николая I (Продолжение 2)
    М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: 1831-го, июня 11 дня; Ангел; «Нет, я не Байрон, я другой…»; Парус; Русалка; Умирающий гладиатор; Еврейская мелодия («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..»); Смерть поэта – далее все, кроме эпиграмм и набросков; Поэмы: Тамбовская казначейша; Песня про царя Ивана Васильевича…; Демон; Мцыри // Лермонтов М. Ю. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1989. Т.1-2. (Библиотека поэта, Большая серия; 3-е изд.); Герой нашего времени; <Штосс> (любое авторитетное издание). Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки (8 рассказов); Миргород (4 повести); Невский проспект; Записки сумасшедшего; Нос; Шинель; Ревизор; Мертвые души; сохранившиеся главы второго тома «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. М., 2001 - . Вышли тт. 1 («Вечера на хуторе…), 3 («Арабески» - «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»), 4 («Ревизор»), 7 («Мертвые души»; комментарий – кн. 2); остальное – по любым авторитетным изданиям. Дополнительные: А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки (1826 – 1836), не указанные выше; Поэмы: Тазит; Езерский; Драматургия: Русалка; Сцены из рыцарских времен; Проза: Египетские ночи; Путешествие в Арзрум…; История Пугачева // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1977-1979. Е. А. Баратынский. Стихотворения (1830 – 1844), не указанные выше. М. Ю. Лермонтов. Беглец; Ашик-Кериб; Кавказец (любое авторитетное издание) Н. В. Гоголь. Портрет (две редакции); Коляска; Рим; Женитьба; Игроки; статьи из книги «Арабески»; Выбранные места из переписки с друзьями (любое авторитетное издание) В.Т. Нарежный. Два Ивана, или Страсть к тяжбам (любое издание). Ф.В. Булгарин. Иван Выжигин (любое издание). М.Н. Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году (любое издание). А.А. Бестужев (Марлинский). Испытание; Страшное гадание; Фрегат «Надежда»; Аммалат-бек (любое издание). В.Ф. Одоевский. Княжна Мими; Сильфида; Косморама; Саламандра // Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1988.
  • Литература в царствование Николая I (Продолжение 3)
    Исследования Обязательные: Ю. Н. Тынянов. Пушкин // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. Ю. М. Лотман. А.С. Пушкин: Биография писателя; К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских примечаний к тексту); Посвящение «Полтавы» (Адресат, текст, функция); Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995 (есть переиздания). В. Э. Вацуро. «К вельможе»; «Сказка о золотом петушке» (Опыт анализа сюжетной семантики) // Вацуро В. Э. Пушкинская пора. СПб., 2000; В. Э. Вацуро. Поэтический манифест Пушкина; «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994. Л.В. Пумпянский. «Медный всадник» и поэтическая традиция XVIII века // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собр. трудов по истории русской литературы. М., 2000. Е. А. Тоддес. К изучению «Медного всадника» // Е. Тоддес. Избранные труды по русской литературе и филологии. М., 2019. О. А. Проскурин. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М., 1999. В. Шмид. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. Изд.2-е (СПб., 2013). Ч. II-III. А. М. Песков. Взгляд на жизнь и сочинения Боратынского // Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. М., 1998. Б. М. Эйхенбаум. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Ю. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. В. Э. Вацуро. М. Ю. Лермонтов <и фольклор>; Последняя повесть Лермонтова; Чужое «я» в лермонтовском творчестве; Художественная проблематика Лермонтова // Вацуро В. О Лермонтове. М., 2008. Ю. В. Манн. Поэтика Гоголя // Манн Ю. В. Творчество Гоголя: Смысл и форма. СПб., 2007 (см. также ранние издания книги «Поэтика Гоголя»). Дополнительные: В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсон. Сквозь «умственные плотины»: Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1986 В. Э. Вацуро. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига – Пушкина // Вацуро В. Э. Избр. труды. М., 2004 Л. Н. Киселева. Карамзинисты – творцы официальной идеологии (заметки о российском гимне) // Тыняновский сборник. М., 1998. Вып. 10 А. Л. Зорин. Заветная триада: Меморандум С. С. Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие – самодержавие – народность» // Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001 Ю.М. Лотман. Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»; Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995 (есть переиздания). С. Г. Бочаров. «Обречен борьбе верховной» // С. Г. Бочаров. О художественных мирах. М., 1985. Д. С. Мережковский. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002 (переизд.: СПб., 2013. Т.1). И. Б. Роднянская. Демон ускользающий // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002 (переизд.: СПб., 2013. Т.1). А. Немзер. Об «антиисторизме» Лермонтова // А. Немзер. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы. М., 2013 Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995. Гиппиус В. Гоголь. Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб., 1994. Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934 (переизд. - 2011). М. Вайскопф. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.
  • Литература 1840-1850-х гг.
    Люди 1840-х годов и русская литература. Политическая ситуация в России. Философская рефлексия и новая концепция личности и “действительности”. Западничество и славянофильство в литературе. Натуральная школа. Формы психологизма в литературе 1840-х гг. "Мрачное семилетие". Цензурные репрессии 1848-1855 гг.
  • Реформы Александра II и русская литература.
    Начало реформ и его последствия для русской культуры. Новое понимание роли общества и государства в развитии литературы. “Гласность” в литературе. Переосмысление понятия “народ”. Репрезентация власти в эпоху реформ. Выработка нового политического языка в русской литературе. “Нигилизм” как литературный проект. Разночинцы в русской литературе. Политические, эстетические и социальные конфликты 1860-х гг.: “Отцы и дети” и “Что делать?” Деконструкция повествовательных моделей русской прозы в произведениях “нигилистов”.
  • Толстые журналы и их роль в русской литературе 1840-1860-х гг.
    Состав журнала и границы литературы. Читательская аудитория толстого журнала и адресация в русской литературе. Журналы в поэзии Некрасова. Литературная критика и ее связь с литературным процессом. Театр в России середины 19 века. Театральная публика и ее специфика. Место драматической словесности в истории литературы. Публика в драматургии Островского.
  • Жанровая система и проблематика литературы середины XIX века
    Значение романа для русской литературы 19 века. Романное повествование у Тургенева: исторические и универсальные проблемы. Новые формы лирического субъекта в поэзии Некрасова и Фета. Невымышленные жанры в литературе середины 19 века: травелоги, автобиографии, фельетоны. Личность и история в “Былом и думах” Герцена. Концепция истории Гончарова во “Фрегате Паллада” и в романе “Обломов”. Обязательная литература на 2 модуль: И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч. Певцы. Гамлет Щигровского уезда. Дневник лишнего человека. Рудин. Дворянское гнездо. Отцы и дети. И. А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Фрегат «Паллада» (гл. «От Кронштадта до мыса Лизарда», «Из Якутска»). Н. А. Некрасов. Я за то глубоко презираю себя…; В дороге; Нравственный человек; В деревне; Ночь. Успели мы всем насладиться…; Тишина; Размышления у парадного подъезда; Рыцарь на час; Не говори: забыл он осторожность…; Баюшки-баю; Коробейники. Мороз — Красный нос. Кому на Руси жить хорошо. Стихотворения по выбору. А. А. Фет. Шепот, робкое дыханье; Непогода — осень — куришь…; Кот поет, глаза прищуря…; Одним толчком согнать ладью живую…; Только в мире и есть, что тенистый…; Пчелы; Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…; Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне… Alter Ego; Среди звезд. А. И. Герцен. Кто виноват? Былое и думы (одна часть по выбору студента). Н. Д. Хвощинская. Братец. А. Ф. Писемский. Тюфяк. А. Н. Островский. Свои люди — сочтемся! Гроза. Лес. Бесприданница. Н. Г. Помяловский. Мещанское счастье. Молотов. Н. В. Успенский. Рассказы по выбору. Н. Г. Чернышевский. Что делать? Настоятельно рекомендуется знакомиться с произведениями классиков по комментированным изданиям, прежде всего — полным собраниям сочинений (см., например: russian-literature.org). С биографиями изучаемых писателей следует знакомиться по словарю «Русские писатели. 1800‒1917» (см., например: imwerden.de). Рекомендуемая научная литература: Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977. Журавлева А. И. А. Н. Островский — комедиограф. М., 1981. Макеев М., Герасимова К. Стихотворение Н. А. Некрасов «Школьник» и проблемы "демократизации" канона в русской школе 1860-х гг // Acta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии. IX. Учебные тексты: русская педагогическая практика XIX века поэтический канон. Тарту 2013. Макеев М. Николай Некрасов — Поэт и Предприниматель (очерки о взаимодействии литературы и экономики). М., 2009. Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Маркович В. М. «Дневник лишнего человека» в движении русской реалистической литературы // Русская литература. 1984. № 3. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996. Пумпянский Л. В. Романы Тургенева и роман «Накануне» // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв.
    Тема 1. Творчество А. П. Чехова. Молодой Чехов и журнальная юмористика; широта тематического диапазона и «предметного мира» ранней прозы Чехова. Серьезное в комическом; мотивы глухоты и взаимонепонимания, их дальнейшая судьба. Дети, простолюдины, иностранцы, животные в прозе Чехова. Влияние Л. Н. Толстого и спор с ним. Значение поездки на Сахалин и работы над книгой «Остров Сахалин». Мотивы и персонажи русской классики в творчестве Чехова; их ироническое переосмысление. Принципиальная неопределенность авторской позиции, скептическая оценка персонажей. Неопределенность финалов. Символика и подтекст. Близость драматургии и прозы. Жанровая неопределенность пьес: комизм трагедии и трагизм комедии; значимость «второстепенных» персонажей; ансамблевое построение пьес и неизбежность режиссерских интерпретаций. Единство драматургических приемов Чехова и Горького. Чехов и литература ХХ в. Тема 2. Основные тенденции развития литературы рубежа XIX – XX вв. Исторические, мировоззренческие и литературные предпосылки возникновения литературы европейского модернизма. Философия и поэзия В.С. Соловьева. Опора на традиции французской поэзии. Обновление поэтического языка, поиски новых выразительных средств. Доминирование темы искусства и творца в поэзии и прозе модернистов. Декларации модернизма Д. Мержковского и В. Брюсова. «Поэзия намеков». Приемы символизма в пародийном представлении В. Соловьева. Декларации этического релятивизма в поэзии и прозе. Понятие жизнетворчества в русском модернизме. Экзотика и звук поэзии К. Бальмонта. Поэтика недосказанности, загадочности, соединение предметности и импрессионистичности в лирике И. Анненского. «Пессимизм» поэзии и прозы Ф. Сологуба. Модернизм и литературная традиция в поэзии А. Белого. Сюжеты, законы организации пространства, литературная традиция, идеология и мифология в прозе модернистов. История и религия в прозе Дм. Мережковского. Тема красоты и безобразия, культуры и хаоса, христианства и язычества. Техника аллюзий и реминисценций в прозе Ф. Сологуба, Дм. Мережковского, А. Белого. Темы судеб религии, культуры, России, Петербурга, революционного и стихийного разрушения. Ирония и рефлексы жизнетворчества в прозе А. Белого. Городской текст в романе «Петербург». Революционная и религиозная идеология – роман М. Горького «Мать».
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение)
    Тема 3. Творчество Александра Блока «Автобиографизм». Соловьевская «утопия» в «Стихах о Прекрасной Даме». Построение поэтических книг и циклов как единого сюжета. Лирическая трилогия – «роман в стихах». Двойственность мира. Трагическая ирония в драме «Балаганчик». Предметность и символы в лирике. Воплощение темы жизненного и поэтического пути. Мотивы обреченности и возмездия. Темы города и Петербурга, противостояние цивилизации и природы. Темы страшного мира, стихии, музыки. Пушкинская, тютческая, некрасовская и толстовская традиция в теме России. Историософия в лирике. Культура в истории человечества и индивидуальной жизни. Назначение искусства и путь поэта. Осмысление и описание истории как истории семейной в поэме «Возмездие». Изображение революции в поэме «Двенадцать»: стихия, народная культура, «музыка революции»; фольклорная и литературная традиции в поэме «Двенадцать». Источники и исследования к разделу 3: Источники: Обязательные: А. П. Чехов. Проза: Забыл!!; Жалобная книга; Дочь Альбиона; Налим; Лошадиная фамилия; Злоумышленник; Ведьма; Святой ночью; Ванька (1886); Враги; Мальчики; Каштанка; Спать хочется; Степь; Припадок; Сапожник и нечистая сила; Скучная история; Гусев; Дуэль; Попрыгунья; Палата № 6; Рассказ неизвестного человека; Черный монах; Студент; Учитель словесности; Рассказ старшего садовника; Три года; Убийство; Анна на шее; Дом с мезонином; Мужики, В родном углу; На подводе; Ионыч; Человек в футляре; Крыжовник; О любви; Душечка; Новая дача; Дама с собачкой; В овраге; На святках; Архиерей; Невеста; <Н. М. Пржевальский>. Пьесы: Чайка; Три сестры // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1983-1988. М. Горький. На дне. Вл. С. Соловьев. Три свидания // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974 или Владимир Соловьев. «Неподвижно лишь солнце любви…»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990. Вл. С. Соловьев. Русские символисты // В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. В. Я. Брюсов. Стихотворения: Творчество; Юному поэту; «Неколебимой истине…» (З.Н. Гиппиус); Каменщик; Встреча («О эти встречи, мимолетные…»); Конь блед; Грядущие гунны; Мумия; Нить Ариадны; Раб; Наполеон; Младшим (любое издание). К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…»; Безглагольность; «Я изысканность русской медлительной речи…» (любое издание).
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение 2)
    шарманка; То было на Вален-Коски; Буддийская месса в Париже, Тоска вокзала; Зимний поезд; Тоска маятника; Старая усадьба; Среди миров; Петербург; Старые эстонки (любое издание). А. А. Блок. Вступление («Отдых напрасен. Дорога крута…»); «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»; «Какому Богу служишь ты?..»; Из газет; Болотные чертенятки; «Я восходил на все вершины…»; «Вот он – Христос – в цепях и розах…»; Ангел-Хранитель; Русь; Петр; Незнакомка; Клеопатра; Снежное вино; Второе крещенье; «Ты отошла и я в пустыне…»; цикл «Пляски смерти»; цикл «Жизнь моего приятеля»; Шаги командора; «Я – Гамлет. Холодеет кровь…»; Равенна; Друзьям; Поэты; «Я пригвожден к трактирной стойке…»; поэма Соловьиный сад; цикл «На поле Куликовом»; Осенний день; Россия; На железной дороге; «Грешить бесстыдно, непробудно…»; «Петроградское небо мутилось дождем…»; «Рожденные в года глухие…»; «Мы забыты одни на земле…»; Пушкинскому Дому; поэмы Возмездие; Двенадцать; лирические драмы Балаганчик; Незнакомка; статья Народ и интеллигенция (по любым изданиям). Андрей Белый. Симфония (2-я, драматическая) // Андрей Белый. Симфонии. Л., 1991. *Д. С. Мережковский. Христос и Антихрист. Трилогия. III. Антихрист (Петр и Алексей) // Д. С. Мережковский. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2 (или другие издания) *Федор Сологуб. Мелкий бес (любое издание) *Андрей Белый. Петербург. М., 1981; серия «Литературные памятники» (переизд. – СПб., 2004) NB: следует пользоваться только изданиями, где представлена полная редакция романа. *Из трех романов, отмеченных в списке знаком *, студенты обязаны детально ознакомиться как минимум с двумя. Дополнительные: А. П. Чехов. Письмо ученому соседу; Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?; Жизнь в вопросах и восклицаниях; Сельские эскулапы; Смерть чиновника; Злой мальчик; Толстый и тонкий; Хирургия; Хамелеон; Свадьба с генералом; Унтер Пришибеев; Кухарка женится; Пересолил; Детвора; Тоска; Глупый француз; Пассажир 1-го класса; Добрый немец; Жена; Бабье царство; Скрипка Ротшильда; Моя жизнь // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1983-1988. М. Горький. Мать. Вл. С. Соловьев. Стихотворения // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974 или Владимир Соловьев. «Неподвижно лишь солнце любви…»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990. Вл. С. Соловьев. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе… // Вл. Соловьев. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. Д. С. Мережковский. Христос и Антихрист. Трилогия. I. Смерть богов (Юлиан Отступник); II. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) // Д. С. Мережковский. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990 Т. 1-2 (или другие издания) Д. С. Мережковский. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Д. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995 (или другие издания) З. Н. Гиппиус. Стихотворения 1890-х – 1910-х гг. // З. Н. Гиппиус. Стихотворения. СПб., 1999. З. Н. Гиппиус. Из кн. «Живые лица»: Мой лунный друг (О Блоке) // З. Н. Гиппиус. Живые лица: В 2 т. Тбилиси, 1991 (или по иным изданиям) Федор Сологуб. Стихотворения (любое издание) В. Я. Брюсов. Огненный ангел (любое издание) Андрей Белый. Стихотворения из книг «Золото в лазури» и «Пепел» // Андрей Белый. Стихотворения и поэмы: В 2 т. СПб., 2006. Т. 1. Андрей Белый. Серебряный голубь (любое издание)
  • Единство и эволюция художественного мира Л.Н. Толстого
    «Внелитературное» положение Толстого-дебютанта на фоне эстетических и социально-политических дискуссий 1850-х гг. Семейно-интимный мир автобиографической трилогии; ослабленность внешнего сюжета; «текучесть» и неповторимость человеческой личности. Оппозиция «естественное – искусственное» и ее изводы. Остранение. «Случайность» деталей и «генерализация» индивидуального. «Интимизация» свершающейся истории в «Севастопольских рассказах»; проблема «человек и война». Путь от «современности» к эпическому повествованию. Жанр, сюжетосложение, композиция книги «Война и мира». Историзм и антиисторизм Толстого. Проблема личности в истории и «человеческие истории»; значение «многогеройности» «Войны и мира». Опыт «опрощения» повествования в «Азбуке». «Анна Каренина» как современный роман; сюжетосложение и композиция, полемическое переосмысление «французской» и «английской» романических традиций. «Анна Каренина» и позднее творчество Толстого. Место «Исповеди» в эволюции Толстого. Критика культуры (государства, общественных институтов, церкви, семьи и брака, «барского» искусства) в публицистических, философских и художественных сочинениях 1880-1900-х гг. Темы «ухода» и «воскресения»; их варьирование. Поэтика позднего Толстого; ее связь с общественно-политическим сознанием 1880-1900-х гг. Толстовское понимание назначения искусства. Религиозно-философская и художественная танатология поздней прозы Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова Соната», «Хозяин и работник», «Хаджи-Мурат», «Алеша Горшок».
  • Творчество Ф.М. Достоевского
    Осмысление романтической традиции и ее преломление в прозе Достоевского 1860-70-х гг. Фантастический реализм. Бахтинская концепция творческого мышления Ф.М.Достоевского и ее критика. «Чужое слово» и «чужое сознание» в прозе Достоевского; невозможность «последнего слова» о герое. Проблема личности: «я» и «другой». Проблема зла и оправдания мира. Национализм и критика идеологического сознания. Эстетический и идеологический генезис «пятикнижия»; сюжетосложение и жанровые особенности романов 1860-1870-х гг.. Критика нигилизма и нигилистическая логика в романах Достоевского. Достоевский и русская периодика. Богословско-политические мотивы «Дневника писателя», их связь с художественной прозой. Достоевский как мыслитель и художник.
  • Проза и поэзия 1870-х гг.
    Литература для "образованного класса" и литература "для народа". Трансформация политических, социальных и интеллектуальных обстоятельств в пореформенной России. Влияние этих исторических процессов на эволюцию литературных форм. Жанровые особенности, характерология, сюжетосложение романа М.Е. Салтыкова (Щедрина) «Господа Головлевы». Эстетика и поэтика А. К. Толстого; взаимодействие лирики и баллады; установка на сохранение и практическое переосмысление принципов «классической» свободной поэзии. Пародия, стилизация, игра у А.К.Толстого. «Документальный» генезис прозы Н.С. Лескова (физиологический очерк, памфлет, фиксация «анекдота», «случая», «легенды»). Многообразие социокультурных типов и сюжетов в прозе Лескова. Поиски идеала и иронический скептицизм. Проблема рассказчика и сказа. Неудачи в «больших формах» и отказ от них; циклизация «малых форм».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен во 2, 3, 4 модулях
    Экзамен в сессию 2 модуля проходит следующим образом. Билет будет состоять из двух вопросов: один по содержанию 1 или 2 модуля, другой - по анализу текста 2 или 1 модуля, соответственно. Студенты, получившие отлично по модульной работе в первом модуле и за работу на семинаре во втором, имеют право отвечать на один вопрос из двух по собственному выбору. Оценки за ответы по 1 и 2 вопросам также суммируются. Итоговая также будет среднеарифметической. В летнюю сессию письменный экзамен за 4 модуль. Экзаменационный билет состоит из вопроса и задания (анализ текста – текст или фрагмент текста из списка обязательных источников). Распределение вопросов проводится экзаменатором с помощью генератора случайных чисел. В назначенный учебным офисом день и час экзаменатор отправляет на общий адрес курса три файла: 1) распределение билетов (при фамилии студента стоит номер доставшегося ему билета); 2) пронумерованные вопросы; 3) пронумерованные тексты для анализа. Студенты должны отправить письменные ответы на адрес, с которого придут задания, не позднее, чем через полтора часа (90 минут). Экзаменатор проверяет работы в течение двух-четырех дней, после чего возвращает их студентам с замечаниями и оценкой.
  • неблокирующий письменные домашние работы в 1 и 4 модулях
    Предусмотрены письменные домашние работы в 1 и 4 модулях. Оценка за письменную домашнюю работу составляет 0,3 от общей оценки. Во 2 модуле оценка за текущий контроль является средним арифметическим от оценки за письменную домашнюю работу 1 модуля и оценки за аудиторную работу на семинарах 2 модуля. Округление итоговой суммы среднеарифметическое. Оценка по дисциплине ниже 4 (неудовлетворительно) до последующего целого балла не округляется (например: 3,8 = 3). В случае пропуска даты подачи модульной письменной работы по уважительной причине дополнительный срок подачи составляет неделю после даты, в которую студент официально приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. В документе об образовании отображается среднее арифметическое всех промежуточных аттестаций по курсу.
  • неблокирующий работа на практических занятиях
    Во 2 модуле за каждое соответствующее критериям выступление на семинаре зачисляется один балл. За каждый доклад на семинаре зачисляется два балла. Студенты могут дополнительно сдать в письменном виде реферат научной работы из списка рекомендованной литературы и получить за него 2 балла. После суммирования баллы умножаются на 1,25. Итоговая оценка составляет 0,3 от оценки за 2 модуль. Студенты, получившие за практические занятия и за письменную работу в модуле 1 оценку "отлично", могут во время экзамена во 2 модуле выбрать один из двух включенных в билет вопросов. В 3 модуле работа на семинаре составляет 0,3 от итоговой оценки, экзамен составляет 0,7 от итоговой оценки за 3 модуль.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * письменные домашние работы в 1 и 4 модулях + 0.7 * экзамен во 2, 3, 4 модулях
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * письменные домашние работы в 1 и 4 модулях + 0.7 * экзамен во 2, 3, 4 модулях
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * письменные домашние работы в 1 и 4 модулях + 0.7 * экзамен во 2, 3, 4 модулях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Голубков М. М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-07240-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-xx-veka-434278
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-10656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-430987
  • Отв. ред. Аношкина В. Н., Громова Л. Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 406с. - ISBN: 978-5-534-03982-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434091
  • Отв. ред. Аношкина В. Н., Громова Л. Д., Катаев В. Б. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-534-07662-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434092
  • Отв. ред. Громова Л. Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-07720-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434093
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-07714-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433955
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д., Катаева В.Б. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 235с. - ISBN: 978-5-534-03972-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433960
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д., Катаева В.Б. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 402с. - ISBN: 978-5-534-07655-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433961
  • Под ред. Романовой Г.И. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 2. XX ВЕК 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-07770-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-2-xx-vek-434640
  • Под ред. Чернец Л.В. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 1. XIX ВЕК 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07963-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-1-xix-vek-434288
  • Соколов А. Г. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 501с. - ISBN: 978-5-9916-6305-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-426514
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-01043-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-433732
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 207с. - ISBN: 978-5-9916-6020-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-433733

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Акимова Н.Н., под ред., и др. - Русская литература и культура XIX века. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 398с. - ISBN: 978-5-406-07754-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933613
  • Кременцов Л.П. - Русская литература XIX века. 1801–1850 - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 248с. - ISBN: 978-5-98349-757-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3770
  • Кременцов Л.П. - Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-0008-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2631
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 310с. - ISBN: 978-5-534-10666-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-431053