• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Second Foreign Language (Old Greek)

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

На 3-м году обучения студенты, изучающие древнегреческий как второй иностранный язык, повторяют "школьную" греческую грамматику, освоенную ими на 1-2 курсах, и знакомятся с языком греческой поэзии, а также постклассическим греческим. Студенты читают авторов эпохи эллинизма и фрагменты Ветхого и Нового Завета, осваивают язык древнехристианской и ранневизантийской письменности. Особый раздел посвящен основам греческой палеографии и кодикологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с фонетической, морфологической и синтаксической системами древнегреческого языка на углубленном уровне
  • закрепление знаний по грамматике греческого языка классической аттической прозы
  • приобретение опыта самостоятельного перевода фрагментов оригинальных текстов греческих авторов постклассического периода и их филологического анализа
  • овладение лексикой в объеме, необходимом для чтения текстов постклассической эпохи
  • знакомство с историей греческого языка в эпоху эллинизма и поздней античности
  • овладение терминологией палеографических и кодикологических исследований
  • знакомство с основами греческой текстологии
  • приобретение опыта самостоятельного чтения, перевода и анализа античной лирики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Читает, переводит и анализирует язык фрагментов из Сапфо, Алкея, Анакреонта и Пиндара.
  • Ориентируется в системе стихотворных размеров античной лирики
  • Читает, переводит и комментирует языковые особенности фрагментов античного любовного романа
  • Читает, переводит и комментирует языковые особенности фрагментов постклассических авторов: Либания, Полибия, Плутарха, Лукиана.
  • Ориентируется в системе жанров раннехристианской письменности
  • Знает историю складывания новозаветного канона
  • Знает особенности новозаветного койне
  • Читает, переводит и комментирует языковые особенности фрагментов Септуагинты и Нового Завета
  • Ориентируется в системе жанров ранневизантийской литературы, знает основных ее представителей
  • Читает, переводит и комментирует язык фрагментов произведений Евсевия Кесарийского, Афанасия Александрийского, Нонна Панополитанского, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Григория Назианзина.
  • Ориентируется в истории античной и средневековой книги, может рассуждать об эволюции ее форм, материальных носителей, типов письма
  • Умеет читать критическое и дипломатическое издание
  • Умеет читать античные тексты в византийских маюскульных и минускульных рукописях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Античная лирика.
    Метры античной лирики. Язык Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара. Анакреонтическая традиция в Византии.
  • Постклассический греческий
    Язык античного романа: Ксенофонт Эфесский, Лонг, Гелиодор, Ахилл Татий. История: Полибий. Риторика: Либаний. Биография: Плутарх. Феномен второй софистики. Сатира: Лукиан
  • Язык Библии
    Язык Ветхого и Нового Завета. Септуагинта. Гебраизмы. Складывание новозаветного канона. Язык раннехристианской письменности: апокрифические Деяния апостолов, Пастырь Ермы, акты мучеников.
  • Позднеантичная литература. Греческий язык отцов Церкви.
    Аппроприация античного риторического инструментария христианской литературой. Проповеди Иоанна Златоуста. Зарождение агиографического канона: Афанасий Александрийский, Григорий Нисский. Церковная история: Евсевий Кесарийский. Античные метры у христианских авторов: Григорий Богослов. Феномен Нонна Панополитанского.
  • Греческая палеография и кодикология
    Форма книги: свиток и кодекс. Писчие материалы (бумага, папирус, пергамен) и типы письма (унциал, курсив, минускул). Датировка рукописей, отождествление почерков. Основы кодикологии. Основы текстологии. Критические и дипломатические издания. Эдиционные принципы. Построение и чтение стеммы кодексов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные домашние задания
  • неблокирующий устный опрос
  • неблокирующий письменная контрольная работа
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * письменная контрольная работа + 0.2 * Письменные домашние задания + 0.2 * устный опрос + 0.4 * устный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * письменная контрольная работа + 0.2 * Письменные домашние задания + 0.2 * устный опрос + 0.4 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Croteau, D. A., Murphy, C. L., & Gutierrez, B. (2009). Learn to Read New Testament Greek, Workbook : Supplemental Exercises for Greek Grammar Students. Nashville: B&H Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1051022
  • Decker, R. J. (2014). Reading Koine Greek : An Introduction and Integrated Workbook. Grand Rapids, Michigan: Baker Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=906402
  • Horrocks, G. C., & Wiley InterScience (Online service). (2010). Greek : A History of the Language and Its Speakers (Vol. 2nd ed). Oxford: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=308962
  • Klaas Bentein. (2013). Register and the diachrony of Post-classical and Early Byzantine Greek. Revue Belge de Philologie et d’histoire, (1), 5. https://doi.org/10.3406/rbph.2013.8407
  • Miller, D. G. (2013). Ancient Greek Dialects and Early Authors : Introduction to the Dialect Mixture in Homer, with Notes on Lyric and Herodotus. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=699628
  • Summers, R., & Sawyer, T. (2019). Essentials of New Testament Greek (Vol. Revised edition). Nashville, Tennessee: B&H Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2150405

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ars Edendi Lecture Series, vol. IV. (2016). Netherlands, Europe: Stockholm University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7240D23F
  • Betts, G. (2010). Complete New Testament Greek. Blacklick, OH: Hodder Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=475027
  • Bile Monique. (1996). Staffan Wahlgren, Sprachwandel im Griechisch der frühen römischen Kaiserzeit. L’antiquité Classique, (1), 364. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.1996.num.65.1.1262.t1.0364.0000.2
  • Brigitte Mondrain. (2012). Bernard de Montfaucon et l’étude des manuscrits grecs. Scriptorium, (2), 281. https://doi.org/10.3406/scrip.2012.4180
  • Dickey, E. (2003). Greek forms of address : from Herodotus to Lucian /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.255104975
  • Duhoux Yves. (1997). Wahlgren (Staffan). Sprach wandel im Griechisch der frühen römischen Kaiserzeit. Revue Belge de Philologie et d’histoire, (1), 169. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rbph.0035.0818.1997.num.75.1.7214.t1.0169.0000.1
  • Klaas Bentein. (2013). HAVE-perfects in Post-classical and Early Byzantine Greek. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.78860935
  • Köstenberger, A. J., Merkle, B. L., & Plummer, R. L. (2016). Going Deeper with New Testament Greek : An Intermediate Study of the Grammar and Syntax of the New Testament. Nashville, Tennessee: B&H Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1247902
  • Les Manuscrits ; La genesi del metodo del Lachmann. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE3B46B8
  • Levels of Style in Byzantine Greek and the Role of Syntactic Complexity: A Quantitative Analysis of the Sentence Structure of Three Early Byzantine Hagiographic Texts. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.715B2CB5
  • McLean, B. H. (2011). New Testament Greek : An Introduction. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408861
  • Montanari, F., Matthaios, S., & Rengakos, A. (2015). Brill’s Companion to Ancient Greek Scholarship. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1058885
  • Mussies, G. (1971). The Morphology of Koine Greek, As Used in the Apocalypse of St. John : A Study in Bilingualism. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1940365
  • Perfect periphrases in post-classical and early Byzantine Greek: an ecological-evolutionary account. (2012). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B5D28B7
  • Redondo Sánchez, J. (2018). Modal Substitution in Koine Greek: the Gospels of Mark and Luke. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A708938
  • Review “Martin Hinterberger (ed.), The Language of Byzantine Learned Literature.” (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FFE74A18
  • Rose, H. J. (2013). A Handbook of Greek Literature (Routledge Revivals) : From Homer to the Age of Lucian. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799960
  • Sappho, & Petersen, W. (2013). The Poems of Sappho and the Other Greek Lyricists. Stilwell: Digireads.com Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1537107
  • Sim, M. G. (2011). Marking Thought and Talk in New Testament Greek. Havertown, United States: James Clarke & Co. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1004951