• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Human Development and Education

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors


Kraynova, Polina

Программа дисциплины

Аннотация

Курс позволяет студентам освоить современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; сформировать целостного видения развития человека в онтогенезе; применить знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоить базовые принципы педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития. В рамках курса студенты также освоят особенности педагогического процесса с различными группами учащихся - детей с особыми возможностями здоровья, одаренных детей и др. Особое внимание уделяется трудностям обучения и путям их преодоления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; создание целостного видения развития человека в онтогенезе; применение знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоение принципов педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап старости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
  • Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
  • Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Психология развития: базовые понятия и их трактовки
  • 1.2. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции
  • 2.1. Возрастные закономерности развития: младенчество
  • 2.2. Возрастные закономерности развития: ранее детство
  • 2.3. Возрастные закономерности развития: дошкольное детство
  • 2.4. Возрастные закономерности развития: младший школьный возраст
  • 2.5. Возрастные закономерности развития: отрочество
  • 2.6. Возрастные закономерности развития: юность
  • 2.7. Возрастные закономерности развития: молодость
  • 2.8. Возрастные закономерности развития: зрелость
  • 2.9. Возрастные закономерности развития: старость
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое задание по Возрастной психологии образования
    Итоговая оценка за экзамен Устный экзамен по представлению и обсуждению выполненной работы – до 100 баллов. В оценку экзамена входит: - видео или аналитический текст в соответствии с критериями выбранного варианта задания (50 баллов); - качество рецензии на материалы другого магистранта (20 баллов); - доклад и ответы на вопросы (20 баллов); - участие в дискуссии по представлению итоговых работ (10 баллов). Критерии оценки рецензии: - развернутость; - аргументированность; - обоснованность. Критерии оценки представления работы: - смысловая логика изложения; - наглядность и четкость изложения; - обоснованность ответов на вопросы. Критерии оценки участия в дискуссии на представлении аналитических обзоров: - наличие смысловых вопросов к другим выступающим; - наличие обоснованных суждений по поводу выступлений.
  • неблокирующий Активность 1 и 2 модули
    Активное участие в семинарах и лекциях Проявленная активность на одном семинаре или лекции в режиме "перевернутого класса" оценивается в от 0 до 2 баллов (0 – отсутствие; 1 – пассивное участие; 2 – активное участие) за каждую пару семинарских (практических) занятий. Максимальное число баллов за активное участие в занятиях – 16 баллов за 8 семинаров и 14 баллов за 7 встреч в режиме "перевернутого класса".
  • неблокирующий Выполнение текущих заданий
    Все задания приведены в материалах курса. Каждое задание оценивается по критериям, приведенным в описании задания. Максимум за одно задание – 10 баллов. Курс предполагает выполнение 4-х текущих заданий из 10 по выбору студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.2 * Выполнение текущих заданий + 0.2 * Выполнение текущих заданий + 0.4 * Итоговое задание по Возрастной психологии образования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2003
  • Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2004
  • Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
  • Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
  • Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
  • Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
  • Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2002
  • Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2003
  • Детская психология : теор. и практ. курс: учеб. пособие для вузов, Шаграева, О. А., 2001
  • Детская психология : учебник для вузов, Смирнова, Е. О., 2009
  • Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
  • Детская психология с элементами психофизиологии : учеб. пособие для вузов, Каменская, В. Г., 2010
  • Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 1996
  • Мышление дошкольника, Поддьяков, Н. Н., 1977
  • Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие, Шнейдер, Л. Б., 2004
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бытие и сознание. Человек и мир, Рубинштейн, С. Л., 2003
  • Генетическая эпистемология, Пиаже, Ж., 2004
  • Детство и общество, Эриксон, Э., 2000
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров : Психолог. Психопедагог. Психоисторик., Асмолов, А. Г., 1996
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001

Авторы

  • Комарова Наталья Михайловна
  • Обухов Алексей Сергеевич
  • Крайнова Полина Олеговна