• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy of Science

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавра образовательной̆ программы "Физика", "Прикладная математика и информатика", "Программная инженерия". Этот курс исследует эпистемологические, методологические и онтологические аспекты науки. Студенты будут изучать отношения между восприятиями, моделями и теориями в контексте научных исследований, а также различные логические объяснения этих отношений. Особое внимание будет уделено использованию различных видов доказательств для подтверждения или опровержения научных теорий. Студенты познакомятся с критическим анализом различных этапов научного метода, в первую очередь в физике. На примере конкретных физических теорий студенты узнают, каким образом создаются модели для предсказания и объяснения феноменов, какую роль в этом играют интуиция, математика и эксперименты. Студенты также познакомятся с современными методологическими, философскими, социологическими и этическими проблемами науки. Студенты получат представление об эволюции онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий, а также о философских проблемах современной физики и различных подходах к их решению. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями: способностью критически воспринимать и структурировать информацию; способностью ясно и аргументированно излагать результаты своей мыслительной деятельности; умение работать с научными и философскими текстами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин цикла магистратуры и аспирантуры, а также при выполнении выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов систематического представления и навыков критического рассуждения об этапах научного исследования, о философской интерпретации проблем научной методологии, об историческом развитии науки и ее философских оснований, о социальной размерности естественнонаучного знания, а также об особенностях современного состояния науки.
  • Формирование у студентов систематического представления об эволюции и современном состоянии онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные понятия, концепции и проблемы философии науки, относящиеся к эволюции как научного познания в целом, так и его отдельных элементов.
  • Имеет представление об особенностях современного состояния науки и современной научной картины мира.
  • Ориентируется в естественнонаучных теориях прошлого и их связи с философскими концепциями. Знает онтологические и эпистемологические основания фундаментальных физических теорий и их связь с философскими программами.
  • Применяет основные положения философии науки к критическому анализу и интерпретации современных научных достижений, излагаемых в научных и философских текстах. При этом отличает научное исследование от философского анализа, а модель и формализм теории от их интерпретации.
  • Умеет критически анализировать все этапы научного метода, в частности: выдвижение гипотез, создание моделей, интерпретацию результатов экспериментов, проверку на совместимость с моделями и онтологиями различных теорий, объяснение и критику.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискуссия об источниках и основаниях достоверного знания. Эмпиризм и рационализм в XVII-XVIII вв.
  • Научные теории. Наблюдение и эксперимент.
  • Проблема индукции. Фальсификация. Проблема демаркации.
  • Экспериментальное подтверждение гипотез. Научный метод. Критерии научности.
  • Научное объяснение.
  • Научные революции. Сравнение оснований физических парадигм.
  • Основания квантовой парадигмы.
  • Научное познание и реальность. Научный реализм и анти-реализм.
  • Философия науки, ее место в философии. Научная картина мира.
  • Положение науки в современном мире. Наука и ценности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все семинары приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального возможного числа баллов с округлением до одной десятой.
  • неблокирующий Домашнее задание по теме занятия
    Оценки за выполнение домашнего задания преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все задания приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального числа баллов с округлением до одной десятой.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится очно. При наличие медицинских показаний, экзамен проводится в дистанционном формате через платформу Zoom. Процедура экзамена описана в приложенном файле.
  • неблокирующий Контрольные тесты
    Оценки за тесты преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все тесты приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального возможного числа баллов с округлением до одной десятой.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Контрольные тесты + 0.2 * Работа на семинарах + 0.25 * Домашнее задание по теме занятия + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 529 с. - ISBN 978-5-89826-517-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018097
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2000
  • Лебедев С. А. - МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-00588-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-434162
  • Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
  • Очерки истории философской мысли : о влиянии философских концепций на развитие научных теорий, Койре, А., 2003
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • Физика и реальность : сб. статей, Эйнштейн, А., 1965
  • Физика и философия . Часть и целое : пер. с нем., Гейзенберг, В., 1990
  • Философия и история науки : учеб. пособие, Никифоров, А. Л., 2014
  • Характер физических законов, Фейнман, Р., 2017
  • Эволюция физики : развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов, Эйнштейн, А., 1968

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bas. C. van Fraassen. (1980). The Scientific Image. Clarendon Press.
  • Chalmers, A. (2013). What Is This Thing Called Science? University of Queensland Press.
  • Larry Laudan. (n.d.). 1980]: ’A Confutation of Convergent Realism.
  • Psillos, S. (2002). Causation and Explanation. MQUP.
  • Psillos, S. (2017). Induction and Natural Necessities. Journal for General Philosophy of Science, 48(3), 327–340. https://doi.org/10.1007/s10838-017-9366-z
  • Psillos, S., & Curd, M. (2014). The Routledge Companion to Philosophy of Science: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Tim Maudlin. (2007). The Metaphysics Within Physics. OUP Oxford.
  • Tim Maudlin. (2012). Philosophy of Physics : Space and Time. Princeton University Press.
  • Вариационные принципы механики: их развитие и применения в физике, Полак, Л. С., 2014
  • Вечность : в поисках окончательной теории времени, Кэрролл, Ш., 2017
  • Время, хаос, квант : к решению парадокса времени, Пригожин, И. Р., 2000
  • Время. Длительность. Вечность : проблема времени в европейской философии и науке, Гайденко, П. П., 2006
  • Гриб, А. А. Основные представления современной космологии : учебное пособие / А. А. Гриб. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2008. — 108 с. — ISBN 978-5-9221-0955-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2168 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее, Фейнман, Р., 2017
  • Избранные произведения по философии и методологии науки, Лакатос, И., 2008
  • История греческой философии в ее связи с наукой : учеб. пособие для вузов, Гайденко, П. П., 2000
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2009
  • Квантовый вызов : современные исследования оснований квантовой механики, Гринштейн, Дж., 2012
  • Космос Эйнштейна : как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени, Каку, М., 2016
  • КЭД - странная теория света и вещества, Фейнман, Р., 2018
  • Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., 2014
  • Наука в свободном обществе, Фейерабенд, П., 2010
  • Наша математическая Вселенная : в поисках фундаментальной природы реальности, Тегмарк, М., 2017
  • О науке : пер. с фр., Пуанкаре, А., 1990
  • Объективное знание. Эволюционный подход, Поппер, К. Р., 2002
  • Объясняя мир : истоки современной науки, Вайнберг, С., 2016
  • Перспективы реализма в современной философии, , 2017
  • С.Вайнберг - Объясняя мир: Истоки современной науки - Альпина нон-фикшн - 2015 - ISBN: 9785961441369 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/7914
  • Современная философия науки : хрестоматия, , 1994
  • Структура реальности : наука параллельных вселенных: пер. с англ., Дойч, Д., 2018
  • Философия и методология науки : избранное, Степин, В. С., 2015
  • Философия науки : учебник для магистратуры, , 2018
  • Философские основания физики : введение в философию науки, Карнап, Р., 2003
  • Этос науки, Степин, В. С., 2008