• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mathematical Models in Political Economy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Higher Mathematics (Independent HSE Departments)
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor


Sysoeva, Liubov

Программа дисциплины

Аннотация

«Математические модели политэкономии» является обязательной дисциплиной для студентов 3 курса образовательной программы бакалавриата «Политология» специализации «Политический анализ». Дисциплина длится 2 модуля. В рамках дисциплины студенты знакомятся с различными моделями, применяемыми при анализе стратегических взаимодействий в политике, такими как модель Осборна-Сливински самовыдвижения кандидатов на выборах, агентская модель избирательной политики Барро-Фереджона, модель торга Рубинштейна и другими. Дисциплина позволяет сформировать навыки правильной интерпретации предсказаний математических моделей в политэкономии, научиться строить собственные модели для объяснения различных политических явлений. Пререквизитом для прохождения дисциплины является освоение дисциплин «Математика и статистика», «Принципы математического доказательства», «Теория игр».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать слушателям инструментарий для анализа стратегических взаимодействий в политике – избирательных кампаний, лоббирования, смены власти, и т.п.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение находить равновесия Нэша в модели стратегического финансирования избирательных кампаний
  • Умение формализовать ситуацию в виде игры в нормальной форме и находить равновесия Нэша и ядро
  • Знание предпосылок модели, умение находить равновесия Нэша
  • Умение формализовать ситуацию в виде игры в развернутой форме и находить равновесия Нэша, совершенные по подыграм. Умение вычислять уровень политической подотчетности политика перед избирателями.
  • Знание постановки задачи, умение формализовать ситуацию в виде игры и находить вектор Шепли
  • Умение формализовать ситуацию в виде игры в развернутой форме и находить равновесия Нэша, совершенные по подыграм
  • Умение формализовать ситуацию в виде игры в развернутой форме, находить равновесия Нэша, совершенные по подыграм, умение находить коммитменты, улучшающие платежи игроков
  • Умение формализовать ситуацию в виде игры и находить равновесия Нэша
  • Знание таких свойств как анонимность, нейтральность к альтернативам, положительная отзывчивость, умение анализировать функции общественного выбора с точки зрения этих свойств
  • Знание таких свойств как единогласие, независимость от посторонних альтернатив, умение анализировать функции общественного выбора с точки зрения этих свойств
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегическое финансирование избирательных кампаний
    Модель, в которой исход выборов зависит исключительно от размера финансирования избирательной кампании. Стратегический выбор уровня финансирования участниками выборов.
  • Модель Даунса: случай размерности 2
    Напоминание о модели Даунса с одномерным политическим спектром. Модель Даунса с двумя основными вопросами и конечным числом избирателей. Ядро. Связь ядра с множеством равновесий Нэша. Сходства и различия одномерного двумерного случаев.
  • Самовыдвижение кандидатов на выборах. Модель Осборна-Сливински.
    Модель выборов с эндогенным множеством кандидатов. Модель Осборна-Сливински.
  • Агентская модель избирательной политики. Модель Барро-Фереджона.
    Выборы как взаимоотношения типа «начальник-подчиненный» («начальник» - избиратели, «подчиненный» - избираемый кандидат). Модель Барро-Фереджона. Вариант модели с возможностью дискриминации политиком различных групп избирателей. Вариант модели с конкуренцией между различными группами избирателей.
  • Задача торга. Коалиционные игры. Формирование парламентских коалиций
    Задача торга между партиями в парламенте. Формирование коалиций. Коалиционные игры. Вектор Шепли.
  • Задача торга. Модель Рубинштейна
    Политическое позиционирование как игра, в которой два политика выбирают политические платформы, из которых делают выбор избиратели. Медианный избиратель; идеальная точка медианного избирателя. Равновесие в данной игре. Случай, когда политики интересуются только победой на выборах. Случай, когда помимо желания выиграть выборы политики имеют собственные идеологические предпочтения. Конкуренция по Даунсу. Обсуждение политических платформ на выборах.
  • Политический шантаж. Угрозы при невозможности заключения связывающих обязательств.
    Политический шантаж. Влияние размера издержек жертвы и шантажиста от реализации угрозы на равновесие.
  • Смена политических режимов
    Демократические и недемократические режимы. Налоги как инструмент воздействия граждан на правящую элиту в демократиях. Угроза революций в недемократических режимах. Стратегический выбор правящих элит между демократической и недемократической формами правления.
  • Теория общественного выбора. Агрегирование предпочтений: случай двух альтернатив.
    Задача агрегирования общественных предпочтений. Случай двух альтернатив. Функции общественного выбора и их свойства. Теорема Мэя.
  • Теория общественного выбора. Агрегирование предпочтений: случай n альтернатив, n>2.
    Задача агрегирования общественных предпочтений. Случай нескольких альтернатив. Функции общественного выбора и их свойства. Теорема Эрроу (без доказательства).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме, студенту предлагается решить четыре задачи и прислать их решения в формате .pdf в конце экзамена. Экзамен проводится с использованием программы MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/team/19%3aa97e9360f85d4dd8ba9fe90b2d1d9e86%40thread.tacv2/conversations?groupId=b14236e7-5a29-4587-af27-36ce257a1a15&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддерживать видео- и аудиосвязь, подключаться к MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: списывать, общаться с кем-либо, кроме проводящего экзамен. Во время экзамена студентам разрешено: разово ненадолго выходить, продемонстрировав выключенный телефон, пользоваться собственными записями (от руки). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание видео или аудио связи продолжительностью до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание видео или аудио связи продолжительностью более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи (если ко времени пересдачи будет снят карантин, пересдача может быть проведена в очной форме).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Morton, R. B. (1999). Methods and Models : A Guide to the Empirical Analysis of Formal Models in Political Science. Cambridge [England]: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=112438

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gates, S., & Humes, B. D. (1997). Games, Information, and Politics : Applying Game Theoretic Models to Political Science. Ann Arbor: University of Michigan Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=338784