• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Philosophy
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors


Maksudova-Eliseeva, Gala


Martynov, Kirill K.

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа предназначена для учебно-методического сопровождения лекционного и семинарского курса по философии для студентов нефилософской специальности. Она направлена на выработку общекультурных навыков и овладение важнейшими общекультурными компетенциями. Программа следует классическому историко-философскому пути: от древности до наших дней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • цель курса: овладение студентами основными концепциями философского знания и возможностями их применения в обыденной жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет особенности возникновения философии, многообразие философии, предмет философии, историческую периодизации философии;
  • определяет периодизацию античной философии;
  • отличает аристотелизм от платонизма;
  • объясняет сущность эпикуреизма, скептицизма, стоицизма;
  • различает особенности китайской и индийской философии.
  • выявляет специфику китайской и индийской философии;
  • описывает сущность, периодизацию и ключевые принципы средневековой философии;
  • отличает друг от друга сущность эмпиризма и рационализма;
  • распознаёт рефлективную и валюативную социальную философии, их цели и задачи;
  • объясняет сущность общества и его структуру;
  • выделяет элементы общества;
  • выделяет проблему развития общества и источники его изменения;
  • объясняет значение и сущность техники в современной цивилизации, влияние техники на глобальные проблемы современной цивилизации и глобальную безопасность;
  • анализирует проблему наследования культурных традиций, проблему воспроизводства и отмирания культуры., соотношение цивилизации и культуры, проблему взаимодействия цивилизаций;
  • выделяет проблему субъекта истории в европейской социальной философии;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философская пропедевтика
    Возникновение философии. Многообразие философии: западная и восточная философии. Китайские и индийские философские школы. Становление философии. Специфика древнегреческой философии: мудрость и фюсиология. Проблема определения философии. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия и другие формы культуры. Философия и метафизика. Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем. Философские методы познания. Средства философии: язык, приемы, техники. Дисциплинарное строение философского знания. Философия и общество. Историческая периодизация философии.
  • Античная философия
    Сократ и сократическое школы. Классическая античная философия: идеализм Платона и телеономия Аристотеля. Платоники и неоплатоники. Неклассическая античная философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.
  • Средневековая философия и ее кризис
    Специфика и основные проблемы средневековой философии. Периодизация средневековой философии. Исламская философия Средних веков. Основные школы и представители христианской средневековой философии. Мистика. Схоластика. Томизм и августинианство. Кризис средневековой философии. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм, утопизм, скептицизм позднего Возрождения. Философия Реформации и Контрреформации.
  • Философия Нового времени
    Возникновение новоевропейской философии. Метафизические системы рационализма. Британский сенсуализм и его критики. Субъективный идеализм. Просвещенческий деизм. Натурализм, эмпиризм и материализм в философии Просвещения.. Спиритуализм и иррационализм философии 18 века. Кризис схоластического метода в философии. Эмпиризм и рационализм в гносеологии. Эмпирическая система Ф. Бэкона как переход от ренессансного философствования к философии Нового времени. Метафизика Б. Спинозы. Диалектика свободы и необходимости. Мышление и протяженность. Рационалистическая философия Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм. Проблема врожденных идей. Сенсуализм Дж. Локка. Гносеология и политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка. Теория естественного права и общественного договора. Специфика гносеологических систем Дж. Беркли и Д. Юма. Плюралистическая онтология Г.В. Лейбница: учение о монадах. Характерные черты философии Просвещения. Философия немецкого Просвещения: Х. Вольф, А. Баумгартен, С. фон Пуфендорф. Философия французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Вольтер. Французские материалисты XVIII в. и судьба их идей.
  • Немецкая классическая философия и ее адепты
    Немецкая классическая философия: основные идеи и представители. Истоки философии И. Канта. Гносеология Канта и «коперниканский переворот» в философии. Этическая система Канта. Философия религии, политическая философия и философия истории у Канта. Критика системы Канта и возникновение классического немецкого идеализма: И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель. «Метафизика деятельности» Фихте. Философия творчества Шеллинга. Идеалистическая диалектика Гегеля. Философия Гегеля как завершение классической рационалистической традиции. Философия романтизма. Спекулятивная диалектика и абсолютный идеализм. Критики и последователи классического трансцендентализма.
  • Западная философия ХХ столетия
    Аналитическая философия. Реализм. Логический неопозитивизм. Лингвистическая философия. Критический рационализм. Экзистенциализм, философская антропология, фундаментальная онтология. Герменевтика. Постструктурализм и философия эпохи Постмодерна. Аналитическая философия и наследие классического рационализма. Б. Рассел и Дж. Мур. Структура аналитической философии. Западноевропейская философия жизни. Философия пессимизма А. Шопенгауэра. Истоки философии экзистенциализма в творчестве С. Кьеркегора. Ф. Ницше: философия «сверхчеловека».. Интуитивизм А. Бергсона и учение о сознании. Философия культуры О. Шпенглера. Пути концептуализации бессознательного в психоаналитической философии.. Основные направления современной западной философии. Экзистенциальная философия. М. Хайдеггер. Экзистенция как истина бытия. Французский экзистенциализм. Экзистенция и свобода. Философская герменевтика: становление и развитие. Герменевтика Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.Г. Гадамера.
  • Восточная философия в древности и средневековье
    Философия на древнем Востоке. Возникновение индийской философии. Применимость понятия философии к интеллектуальной традиции древней Индии. Диалектика религии и философии в брахманизме, джайнизме, буддизме. Ведущие даршаны индийской философии. Индуизм и классическая индийская философия. Йога, миманса, веданта. Философия в древнем Китае. Зарождение и основные периоды в истории китайской философии. Соотношение философии и мифологии в Китае. Школы и течения китайской философии: конфуцианство, «школа имен», даосизм, легизм, моизм. Социально-этическая направленность учения китайских мыслителей. Философия Лао-цзы и его последователей. Философия конфуцианства. «Книга перемен». Мо-цзы и его социально-политические идеи. Основные идеи Шан Яна и школа легистов. Арабский Халифат: специфика историко-культурного развития. Становление классической арабо-мусульманской философии. Основные течения в философии исламского мира VIII–XIV вв.: калам, фальсафа, суфизм. Роль и значение античного философского наследия. Влияние перипатетической философии. «Аристотелевский ренессанс»: Ибн-Сина, Ибн Рушд. Аль-Газали как философ-мистик. Система Ибн-Рушда. Философский гуманизм в арабо-исламской мысли. Иудаизм и арабский мир. Средневековая еврейская философия в арабском мире. Основные направления средневековой еврейской философии: каббала, неоплатонизм, аристотелизм. Философская мысль Маймонида.
  • Неклассическая западная философия рубежа 19 – 20 вв..
    Вульгарный и антропологический материализм. Марксистская философия и направления ее развития. Судьба гегелевской философии в XIX в. Философия Л. Фейербаха. Младогегельянство и К. Маркс. Концепция человека у раннего Маркса. Критика Марксом общественно-политических институтов и материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие. Диалектический и исторический материализм. Зарождение коммунистической идеологии. Ф. Энгельс..Позитивная философия, эмпириокритицизм и философия науки. Философия позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль. Баденская школа неокантианства. В. Дильтей и его понимание истории. Феноменологическое движение. Феноменология: предмет и метод. Э. Гуссерль и проблема сознания. Феноменологическая редукция. Эволюция американского прагматизма. Прагматизм: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.
  • Онтология, учение о бытии.
    Учение о бытии. Возникновение и генезис понятия "бытие" в западной философии. Старая и новая онтологии. Онтологическое и онтическое. Фундаментальные онтологические различия: бытие и ничто, сущее и бытие, сущность и существование. Реальное и идеальное сущее. Возможность и действительность. Случайность и необходимость. Субстанция, ее атрибуты и модусы. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Проблема единства мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Понятия материального и идеального: идеализм и материализм. Мир и вещи. Пространство, время. Атрибуты сущего: время, пространство, строение, развитие. Субъективистские и объективистские концепции времени. Реляционная и субстанциальная концепции пространства. Движение и развитие, диалектика. Теории развития: диалектическая эмерджентная, эволюционная. Уровни и иерархия сущего. Живое и неживое. Душа и Дух. Система, элемент, структура и функции. Проблемы самоорганизующихся систем. Антиномии целостности. Сущность, закон, порядок. Тождество и различие. Общее и всеобщее. Общее, единичное, особенное. Явление, феномен, сущность. Виды законов. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.
  • Сознание
    Проблема происхождения сознания. Формирование сознания в онто- и филогенезе человека. Сознание и психика. Сознание и познание. Сознание, рефлексия и самосознание. Структура сознания. Психофизическая проблема: монизмы и дуализмы в философии сознания. Основные философские концепции сознания: идеалистические, физикалистские, бихевиористские, функционалистские. Проблема идеального. Общественное и индивидуальное сознание. Идеология и массовое сознание. Сознание и бессознательное. Бессознательное и подсознание. Пути концептуализации бессознательного. Виды бессознательного: сексуально-биологическое, индивидуальное, коллективное, реальное, символическое, воображаемое. Бессознательное и проблема единства Я. Сознание, самосознание и личность. Проблема Я в истории философии.
  • Социальная и политическая философия.
    Рефлективная и валюативная социальная философии, их цели и задачи. Соотношение социальной философии и социологии. Социальная теория и социальная практика. Различные интерпретации понятия общества в истории социально-философской мысли. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Элементы общества. Человек в системе социальные связей. Субъект и объект в обществе. Подсистемы общества - сферы общественной жизни. Общества традиционные, современные и постсовременные, их основные отличительные черты. Проблема развития общества и источники его изменения. Революционное и эволюционное изменение общества. Конфликт. Реформизм. Гражданское общество и государство. Политика и философия. Философия политики и политическая философия. Биополитика и философия.
  • Философия истории
    Философия истории и социальная философия. Предмет, объект, типология философии истории (онтология, эпистемология, аксиология). Философия истории и специфика исторического познания. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Суть формационного и цивилизационного подходов к истории. Проблемы бытия истории как онтологической реальности. Проблема смысла и цели истории. Проблема существования законов развития и движения истории. Повторяемость в истории: диалектика событий и структур. Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе. Проблема целостности истории. Проблема субъекта истории в европейской социальной философии.
  • Философия культуры
    Понятие и функции культуры. Проблема наследования культурных традиций, проблема воспроизводства и отмирания культуры. Классическая модель культуры и ее исходные основания: гуманизм, рационализм, историзм. Цивилизация и культура. Философия культуры в эпоху постмодернизма. Информационное общество и диалог культур. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
  • Теория мышления и философия языка
    Действительность, мышление, логика и язык. Понятия мысли и мышления. Алфавит умственных операций. Умострой или образ мышления. Типы мышления: научное, философское, художественное, политическое. Виды мышления: языковое и невербальное (практически-действенное), пралогическое и логическое, разумное и рассудочное. Взаимоотношения разума и рассудка в истории философии. Мышление и язык. Гипотеза языковой относительности Сепира - Уорфа. Проблема рациональности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Типы рациональности: универсальная, формальная, научная, языковая, социальная, коммуникативная. Природа, строение и функции языка. Система языка, речь (дискурс) и письмо. Проблемы референции. Философия имени. Герменевтика. Объяснение и понимание. Проблема понимания в философии. Текст и его интерпретации. Философия обыденного языка: терапевтический и метафизический анализ. Теория речевого акта. Философия коммуникации. Критика языка.
  • Философия религии.
    Религия как понятие и философская проблема. Истоки и становление философии религии как отрасли философского знания. Вопрос о религиозном опыте как условии философствования о религии. Объекты познания в философии религии. Проблема сверхъестественного начала мира и человека. Философские концепции Бога. Доказательства бытия Божия: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, И. Кант, представители неосхоластики, У. Пейли, Ж. Маритен. Философское осмысление религиозного опыта у Ф. Шлейермахера, У. Джеймса, Р. Отто, представителей психоанализа. Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Р. Бультман и кризис классического представления о Боге. Русские и западные философские концепции богопознания в середине и второй половине XX столетия. Критическое переосмысление религии в трудах П. Тейяра де Шардена, Д. Бонхёффера, Д. Робинсона. Вопрос о межконфессиональном диалоге в современной христианской и исламской философии. Проблема внеконфессиональной религиозности в современной философской мысли.
  • Философия экономики, науки и техники.
    Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Понятие науки. Возникновение науки и основные стадии ее становления. Три аспекта бытия науки: как генерации нового знания, как социального института, как особой сферы культуры. Науки о природе и науки о духе, номотетические и идеографические, понимание и объяснение. Сциентизм и антисциентизм. Специфика науки и ее методов. Научная картина мира, ее исторические формы и функции. Научные революции как перестройка оснований науки. Основания науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение, виды наблюдений. Эмпирический факт. Структура теоретического знания. Понятия гипотезы, концепции, теории. Теоретические модели. Структура оснований, идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность. Проблема истины в научном знании. Наука и техника. Понятие техники, основные этапы ее развития. Понятие инженерии. Значение и сущность техники в современной цивилизации. Предмет и генезис философии техники. Философская трактовка изобретений. Философия техники и глобальные проблемы современной цивилизации. Научное познание и инженерия как разные виды деятельности, их отличия и специфика. Технические науки, их специфика и становление. Социальные проблемы развития современных технологий. Проблемы социальной оценки техники и ее последствий. Новые идеалы развития технологий и производства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарских занятиях
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Объём эссе 15-20 т.з. Эссе должно состоять из трёх частей (введение, основная часть, заключение). Введение и заключение суммарно не должны превышать 20% от итогового текста. Во введении должна быть поставлена проблема исследования, в заключении должны быть представлены выводы относительно поставленной в введении проблемы. В конце эссе должен быть приведён список использованной литературы.
  • неблокирующий Устный экзамен
    20 билетов, состоящих из двух вопросов, один из которых посвящён темам, пройденным в рамках онлайн курса, один - темам, охваченным в рамках семинарских занятий. Студент тянет билет и может готовиться к ответу в течение 25 минут. Пользоваться какими-либо источниками запрещено.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Итоговое эссе + 0.3 * Устный экзамен + 0.4 * Участие в семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Модель человека в экономической науке, Автономов, В. С., 1998
  • Философия права : учебник для вузов, Нерсесянц, В. С., 2006