• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors


Alekseev, Alexander


Tolkachev, Dmitrii


Philippov, Ilya

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов. Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. В рамках дисциплины НИС на 3 курсе акцент сделан на формировании у студентов знаний и навыков написания курсовой работы как целостного, внутренне согласованного академического исследования. Значительное внимание уделяется методологическим вопросам и освоению методов, выходящих за рамки обязательных курсов для студентов-политологов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление о принципах организации академического исследования, обладающего научной новизной в рамках соответствующего научного поля
  • Познакомить с основными методологическими альтернативами в политической науке
  • Расширить арсенал методов работы с эмпирическими данными
  • Усовершенствовать навыки презентации результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ориентируется в методологических подходах к изучению соответствующей проблемы исследования
  • способен сформулировать теоретическую рамку (теорию)
  • способен выбрать методы, релевантные изучению выбранной проблемы в рамках сформулированной теоретической рамки
  • знает основные подходы в рамках институционального анализа
  • ориентируется в рамках подходов к анализу политического поведения
  • формулирует смешанный исследовательский дизайн
  • проводит интервью в рамках анализируемой проблемы;
  • применяет количественные методы на базовом и углубленном уровне;
  • формулирует экспериментальный дизайн исследования;
  • умеет применять в анализе инструменты программы NVivo
  • владеет методами анализа текстов (дискурс-анализ)
  • умеет интерпретировать результаты анализа в рамках используемой теории
  • умеет формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты и обсуждения (воркшопа).
  • определяет место полученных результатов анализа в соответствующем исследовательском поле
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Болк 1 Тема 1 Total recall: особенности исследования в разных парадигмах социальных наук
    Уровни познания в социальных науках и основные ограничения в исследовании (онтологические, эпистемологические, методологические). Роль теории в исследовании. Теории, концепции, концепты, элементы, индикаторы и переменные. Работа с литературой и научным контекстом: как позиционировать собственное исследование? Как найти «нерешённую» и нетривиальную проблему исследования? Key troubles with problems. Удачные и неудачные исследовательские вопросы. Актуальность и практическая ориентация как необходимые, но недостаточные условия научного познания. Традиции социального познания: конкурирующие парадигмы. Как выбор парадигмы научного знания влияет на исследовательский дизайн? Социальное конструирование научного знания. Экспериментальный дизайн как «третий путь».
  • Блок 1 Тема 2 Институт как основная единица анализа
    Нормативизм и старый институционализм: почему оказалось недостаточно? Чем полезны институты как основные объекты и рамки анализа? Исторический институционализм: связь идей и реальности, «колея предопределённости». Сетевой институционализм: институты и практики. Конструктивистский институционализм: противостояние идей и реальности. Институционализм рационального выбора: преодоление предопределённости. Синтетические институционализмы.
  • Блок 1 Тема 3 Актор как основная единица анализа
    Поведение индивидов как основная рамка анализа: наследие бихевиорализма, теория рационального выбора. Сознание и мышление как основная рамка анализа: инструментальный конструктивизм, социальный конструкционизм, анализ дискурса и нарративов. Иные акторы: группы, общество, государство.
  • Блок 1 Тема 4 Основы для междисциплинарных исследований
    Ситуация «как таковая»: варианты case study, контекстуальный анализ. Полезные смежные области: антропологические, коммуникативистские подходы. Критическая теория. Определение соответствия методов исследования различным методологическим подходам. Смешанный дизайн: возможности использования mixed methods и их полезность.
  • Блок 2.1 Качественная методология в политической науке
    За пределами позитивизма: как принять качественную методологию. Плохие и хорошие вопросы при создании опросов и гайдов интервью. Проведение интервью: как задавать вопросы и не фреймировать ответы респондента. Квир-методологии и методы: зачем учитывать сексуальность как переменную исследования. Policy theory: методологии и методы для изучения государственной политики. Социальные сети в России: различие площадок, сбор данных и их анализ.
  • Блок 2.2 Количественные методы: основы (для базового уровня освоения количественных методов) и перспективные разработки (для углубленного изучения)
    Что такое «количественный» исследовательский дизайн? Особенности формулирования гипотезы, постановки исследовательского вопроса в рамках количественного исследования. Базовые типы «количественного дизайна». «Количественный мейнстрим» политической науки: обзор методов. Ключевые трудности при использовании количественных методов. Наиболее распространенные проблемы. Примеры «мусорного» использования регрессионного анализа в хороших курсовых работах. Перспективные разработки в рамках количественного подхода в политической науке. Использование количественных методов в изучении актуальных вопросов политики в социальных медиа и СМИ.
  • Блок 2.3 Экспериментальный дизайн
    Эксперимент как способ верификации в науке. Естественный, полевой и лабораторный типы экспериментов. Политическая наука и экспериментальный дизайн: способы и особенности применения. Квази-экспериментальный дизайн. Идея разрывной регрессии и ее применение в изучении политических процессов, институтов и отношений.
  • Блок 2.4 Методы анализа текстов: дискурс-анализ и его применение
    Язык и политика. Теоретические и методологические подходы к языку и политике. Дискурс. Дискурс-анализ и различные подходы к нему. Критический дискурс-анализ. Дискурс-исторический подход к критическому дискурс-анализу. Работа с текстами в NVivo.
  • Блок 3 Репрезентация исследовательского предложения (воркшоп)
    Как написать research proposal и чем он отличается от введения курсовой работы. Составление презентации: возможности и ограничения. Особенности организации публичного выступления. Специфика процедуры защиты исследовательского предложения и результатов курсовой работы. Воркшоп исследовательских предложений курсовых работ студентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Блок 1
    Оценка по Блоку 1 равна средневзвешенной оценке по всем видам активности.
  • неблокирующий Блок 2.1
    Оценка по Блоку 2.1 = 0,5*Работа на семинаре + 0,5*Сам.работа (интервью)
  • неблокирующий Блок 2.2
    Оценка по Блоку 2.2 = 0,3*Работа на семинаре + 0,7*Сам.работа (письменное задание)
  • неблокирующий Блок 2.3
    Оценка по блоку = 0.7*(0.5*Тест1+0.5*Тест2)+0.3* Работа в аудитории
  • неблокирующий Блок 2.4
    Оценка по Блоку 2.4 = Участие в дискуссиях*0,2 + Круглый стол*0,35+Презентация групповых пилотных исследований*0,45
  • неблокирующий Блок 3
    Оценка по Блоку 3 = участие в дискуссиях *0,4 + презентация*0,6
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.22 * Блок 1 + 0.14 * Блок 2.1 + 0.14 * Блок 2.2 + 0.14 * Блок 2.3 + 0.14 * Блок 2.4 + 0.22 * Блок 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • George Thomas, Colin Elman, Miriam Fendius Elman, Boundaries Historians, Political Scientists, & The Study Of. (n.d.). The Qualitative Foundations of Political Science Methodology.
  • Hall, P., & Taylor, R. (1996). Political Science and the Three New Institutionalisms. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45428ED0
  • Interview research in political science ed. by Layna Mosley. (2013).
  • Jerit, J., Barabas, J., & Clifford, S. (2013). Comparing Contemporaneous Laboratory and Field Experiments on Media Effects. https://doi.org/10.1093/poq/nft005
  • Lesbian and Gay Studies. An Introductory, Interdisciplinary Approach. (2000). Sage Publications.
  • Little, T. D. (2013). The Oxford Handbook of Quantitative Methods, Volume 1 : Foundations. Oxford University Press.
  • McCauley, J. F., & Posner, D. N. (2015). African Borders as Sources of Natural Experiments Promise and Pitfalls.
  • Niño-Zarazúa, M. (2012). Quantitative analysis in social sciences: An brief introduction for non-economists. MPRA Paper.
  • Schaeffer, N. C., & Presser, S. (2003). The Science of Asking Questions. Annual Review of Sociology, 29, 65–88. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.29.110702.110112
  • Singer, E., Couper, M. P., Raghunathan, T. E., Antonucci, T. C., Burmeister, M., & Van Hoewyk, J. (2010). The Effect of Question Framing and Response Options on the Relationship between Racial Attitudes and Beliefs about Genes as Causes of Behavior. https://doi.org/10.1093/poq/nfq009
  • Stein, A., & Plummer, K. (1994). “I Can’t Even Think Straight” “Queer” Theory and the Missing Sexual Revolution in Sociology. Sociological Theory, 12(2), 178. https://doi.org/10.2307/201863
  • Teun A. Van Dijk. (2001). Principles of Critical Discourse Analysis.
  • The Oxford handbook of political methodology / ed. by Janet Box-Steffensmeier . (2008). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.253060168
  • Wahyuni, D. (2012). The Research Design Maze: Understanding Paradigms, Cases, Methods and Methodologies. Journal of Applied Management Accounting Research, 10(1), 69–80. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=76405928
  • Wodak, R., & Forchtner, B. (2018). The Routledge Handbook of Language and Politics. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allison J Sovey, Yale University, & Donald P Green. (2011). Instrumental Variables Estimation in Political Science: A Readers’ Guide’.
  • Comparative historical analysis in the social sciences / ed. by James Mahoney . (2003). Cambridge Univ. Press.
  • Dryzek, J. (2009). Revolutions without enemies: key transformations in political science. https://doi.org/10.1017/S0003055406062332
  • Guido Imbens, & Thomas Lemieux. (2007). Regression Discontinuity Designs: A Guide to Practice.
  • King, G. (DE-588)135604311, (DE-576)166299405. (1994). Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research / Gary King; Robert O. Keohane; Sidney Verba. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.039730549
  • Pennings, P. (1999). Doing research in political science : an introduction to comparative methods and statistics / Paul Pennings; Hans Keman; Jan Kleinnijenhuis. London [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.069546177
  • The Oxford handbook of contextual political analysis / ed. by Robert E. Goodin . (2006). Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.121392147
  • Young, J., McGrath, R., & Filiault, S. (2009). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End. Forum: Qualitative Social Research, 10(3), 1–10.