• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Political Demography

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Delivered at:
Department of Demography (Vishnevsky Institute of Demography)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors


Abylkalikov, Salavat

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Политическая демография» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Политология». Политическая демография изучает влияние демографических изменений на политические процессы, как внутренние, так и международные, а также обратное влияние политических изменений на демографическую ситуацию, регулирование миграции и т.д. Демографические исследования активно используются в деятельности политических институтов, в том числе при организации и проведении выборов, при разработке программ политических партий, определении электоральных предпочтений различных социально-демографических групп населения. При изучении дисциплины используется онлайн курс «Демография» на Национальной платформе открытого образования https://openedu.ru/course/hse/DEMO/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, об особенностях протекания демографических и миграционных процессах в России и других странах мира. В ходе освоения дисциплины студенты будут знать проблематику современных исследований демографии, имеющиеся теоретические подходы к их объяснению, а также о мерах реализуемой демографической политики в разных странах и оценке их эффективности. Студенты овладеют необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации, практического применения полученных знаний в академических исследованиях, разработке и реализации проектов в органах государственного и муниципального управления, политических и общественных организациях, коммерческих структурах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет необходимые представления о концепции человеческого развития
  • Анализировать и оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе принимать решения о необходимости введения тех или иных мер социальной политики, направленных на решение демографических проблем и оценивать их потенциальную полезность.
  • Анализировать роль демографических сдвигов в динамике численности населения.
  • Владеть информацией о системе наук в области населения и месте в ней политической демографии
  • Владеть поиском демографической информации из различных источников, иметь навыки сопоставления основных демографических показателей
  • Знание разницы между терминами «поколение» и «когорта», а также подходов к определению границ поколений
  • Имеет необходимые представления о ситуации с народонаселением развитых и развивающихся стран.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей в области брачности.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей в области рождаемости.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей.
  • Называть основные элементы системы сбора информации о миграции населении
  • Оценивать эффективность электоральных кампаний с точки зрения учета социально-демографических характеристик избирателей.
  • Применять результаты демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретирует.
  • Рассчитывать основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретировать.
  • Умение учитывать поколенческий фактор при формировании государственной политики
  • Уметь анализировать и оценивать влияние старения на демографическое, экономическое и политическое развитие в мире, стране и регионе
  • Уметь анализировать и оценивать миграционную ситуацию в мире, стране и регионе.
  • Уметь анализировать и оценивать миграционную ситуацию в России.
  • Уметь применять базовые инструменты демографического анализа понимать и правильно интерпретировать значения демографических показателей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в науки о населении. Политическая демография.
  • Концепции человеческого развития. Цели развития тысячелетия. Цели устойчивого развития.
  • Демографические прогнозы.
  • Демографический переход.
  • Глобальные демографические проблемы.
  • Источники демографических данных
  • Смертность в России
  • Анализ возрастно-половой структуры
  • Рождаемость
  • Брачность и матримониальное поведение населения
  • Смертность. Эпидемиологический переход.
  • Старение населения
  • Международные миграции
  • Миграционные процессы в России
  • Демографическая и миграционная политика.
  • Электоральная демография.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее письменное задание
    В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными, научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Объем работы с рисунками и таблицами – около 12-15 страниц, 12 кеглем, интервал полуторный (около 1,5-2 тысяч слов). В зависимости от эпидемиологической обстановки сдача письменной работы может быть допустима только в электронном виде на платформе LMS (в заранее запланированных проектах к учебному курсу до установленного срока сдачи работы), либо на эл. почту преподавателя (после установленного срока сдачи работы с понижением балла за нарушение установленного срока сдачи работы).
  • неблокирующий Мини-контрольные работы
    Для текущего контроля усвоения материала на семинарах проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью около 10 минут). Мини-контрольные на семинарах выполняются самостоятельно, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы. Тематика предстоящей мини-контрольной работы в обязательном порядке оговаривается на предыдущем семинаре (задается домашнее задание по чтению и анализу демографического текста, лекционных и семинарских материалов, просмотру видеоматериалов). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов и иных материалов во время написания мини-тестов запрещается. В зависимости от эпидемиологической обстановки данный элемент контроля может быть проведен онлайн, на платформах Zoom, LMS и их аналогах
  • неблокирующий Экзамен
    Во время экзамена (письменной итоговой контрольной работы) студенту предоставляется задание (аналогичное демонстрационному варианту), которое необходимо выполнить в письменном виде. Во время экзамена (письменной итоговой контрольной работы) студентам запрещено использовать вспомогательные материалы, пользоваться электронными гаджетами, интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере/телефоне). Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий, аналогичных демонстрационному варианту. В зависимости от эпидемиологической обстановки контрольная работа может быть проведена на платформах Zoom и LMS, ссылка на подключение к видеоконференции будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до проведения. К платформам проведения экзамена необходимо подключиться за 10 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в контрольной работе студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт или студенческий билет), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту предоставляется доступ к заданию (аналогичное демонстрационному варианту), которое необходимо выполнить в письменном виде. Во время экзамена студент должен следовать указаниям экзаменаторов, контролирующих по видеосвязи самостоятельность решения заданий. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий, при технических ограничениях со стороны студента - допустимо использование резервной платформы видеоконференций по согласованию с преподавателем (MS Teams, Skype).
  • неблокирующий Онлайн-курс "Демография"
    Прохождение онлайн-курса "Демография" на национальной платформе "Открытое образование".
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Для текущего контроля усвоения материала на семинарах проводится аудиторная работа. К ней относятся групповые тематические дискуссии, решение демографических задач, проекты, дебаты и иные формы групповой и индивидуальной работы и т.п. Тематика аудиторной работы составляется с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. В зависимости от эпидемиологической обстановки данный элемент контроля может быть проведен онлайн, на платформах Zoom, LMS и их аналогах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Домашнее письменное задание + 0.01 * Онлайн-курс "Демография" + 0.25 * Мини-контрольные работы + 0.15 * Аудиторная работа + 0.34 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Steve H. Murdock. (2019). Applied Demography : An Introduction To Basic Concepts, Methods, And Data. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240026
  • АНАТОЛИЙ ВИШНЕВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, & СЕРГЕЙ ТИМОНИ. (2016). Смертность От Болезней Системы Кровообращения И Продолжительность Жизни В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90E7C672
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
  • Евгений Львович Сороко. (2018). О пределах применимости демографических прогнозов ООН. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i2.7933

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kreager, P. (2002). Political Demography, Demographic Engineering. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.80CC2DDF
  • Алексей Евгеньевич Щур. (2019). Города-миллионники на карте смертности России. Демографическое Обозрение, (4), 66. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8663
  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007