• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Social Psychology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors


Agadullina, Elena


Terskova, Maria

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Социальная психология" направлен на то, чтобы ознакомить слушателей с основными разделами социальной психологии и сформировать у них представление о специфике и особенностях социально-психологического знания. В рамках курса студенты познакомятся с тем, как формируются и функционируют социальные установки и социальные нормы. Какая коммуникация считается эффективной? Почему люди совершают асоциальные поступки? Почему люди помогают другим и что определяет эффективность группы? Что определяет отношение между группами и как функционируют стереотипы?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений об основных предметных областях социальной психологии, специфике и особенностях социально-психологического знания;
  • усвоение знаний об основных вехах в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом; механизмах мышления и поведения людей в социальных группах; различных формах взаимодействия индивидов друг с другом и обществом;
  • формирование навыков социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов;
  • формирование навыков организации межличностного и группового взаимодействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает, чем отличается социально-психологическое исследование, от исследований проведенных в рамках социологии и психологии личностных различий
  • Понимает роль личности и ситуации в интерпретации социального поведения
  • Понимает, как формируются социальные установки
  • Анализирует содержание и функции конкретных социальных установок, предлагает способы их изменения
  • Анализирует связь установки и социального поведения, осознает факторы, ослабляющие и усиливающие эту связь
  • Понимает принципы формирования впечатления и суждений о другом человеке
  • Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о себе, других людях и группах
  • Понимает принципы функционирования норм и их роль в социальном поведении
  • Осознает различия между социальным влиянием, оказываем большинством и меньшинством
  • Анализирует социальное поведение с точки зрения функционирования социальных норм и механизмов социального влияния
  • Анализирует ситуации коммуникации, выделяет факторы, способствующие и мешающие эффективной коммуникации
  • Анализирует конфликтную ситуацию, может выделить и описать стороны конфликта, тип конфликта, особенности конфликтного поведения
  • Понимает особенности просоциального поведения
  • Анализирует развитие группы, может определить стадию, на которой находится группа
  • Анализирует принятие групповых решений, может оценить его эффективность по сравнению с индивидуальными решениями
  • Осознает, чем социальная группа отличается от простого собрания людей
  • Понимает причины межгрупповых конфликтов
  • Анализирует конкретных межгрупповой конфликт с использованием наиболее релевантной теории
  • Осознает преимущества и ограничения различных способов урегулировать межгрупповых конфликтов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что изучает социальная психология?
    Предмет социальной психологии. Роль социального контекста в поведении человека: принципы диспозиционизма и ситуационизма, принцип субъективной интерпретации. Функции социальной психологии в обществе. Основные особенности социально-психологических исследований. Этические дилеммы в социальных исследованиях. Моделирование социального поведения. Кризис воспроизводимости в социальной психологии. Размеры социально-психологических эффектов.
  • Исследования аттитюдов по отношению к другим и к себе
    Определение и свойства установок. Установки, основанные на когнициях и эмоциях. Функции установок: познания, защиты Я, самовыражения, инструментальная. Критерии различия установок. Осознанность установок: эксплицитные и имплицитные аттитюды. Степень влияния установок на поведение. Условия влияния установок на поведение. Теории намеренного поведения. Виды намерений. Формирование и изменение социальных установок. Йельская школа убеждающей коммуникации (Ховланд). Определение и стадии убеждения. Роль стимула в убеждении. Контр-аргументация как механизм анализа убеждающих сообщений. Систематическая и эвристическая стратегии анализа сообщения. «Вероятностная модель анализа информации» (Р. Петти, Д. Качоппо), «Эвристически-систематическая модель анализа информации» (Ш. Чайкен, А.Игли). Выбор стратегии анализа сообщения. Роль коммуникатора в убеждении. Доверие к коммуникатору: компетентность, искренность, надежность коммуникатора: статус и влияние. Власть коммуникатора. Привлекательность коммуникатора: внешность и психологические особенности. Коммуникатор и аудитория: сходство и отношения. Роль сообщения в убеждении. Последовательность сообщений. Структура сообщения. Одно- и двухсторонняя аргументация. Фреймирование сообщений. Повторения. Метафоры. Поговорки, сравнения. Примеры. Цитаты. Риторические вопросы, диалог. Готовый вывод. Визуальные изображения, музыка. Сообщение и аудитория: ценности, аттитюды, потребности. Стратегии сопротивления убеждения. Повышение сопротивления убеждению: предупреждение и психологическая прививка. Теория когнитивного диссонанса. Определение и последствия когнитивного диссонанса. Стратегии уменьшения диссонанса. Эффекты когнитивного диссонанса: недостаточного оправдания, недостаточного запрещения, переоценки альтернатив, оправдания усилий, оправдания жестокости. Условия возникновения эффектов. Теория самовосприятия. Эффекты сверх-мотивации и ноги-в-дверях.
  • Социальное познание. Как мы формируем представление о себе и людях?
    Процесс социального познания, когнитивные потребности. Социальная категоризация – основной механизм социального познания. Последствия социальной категоризации. Элементы социальной категории: схемы, примеры, прототипы. Развитие социальных категорий. Стабильность социальных категорий. Эффект «самосбывающегося пророчества». Стадии социального познания. Восприятие информации: каким стимулам мы отдаем предпочтение. Первичная категоризация: выбор категории. Нисходящая и восходящая стратегия анализа информации, факторы выбора стратегии. Эвристики репрезентативности, доступности, приспособления и моделирования. Эффекты пренебрежения основными признаками, иллюзорной корреляции, якорения и размышления вопреки фактам. Анализ невербальной информации при первичной и вторичной категоризации. Системы невербальной коммуникации: кинесика, внешний вид, окулесика, экстра- и паралингвистика, ольфакция, гастика, проксемика. Невербальная коммуникация как средство самовыражения: эмоции, отношение к партнеру, статус. Структура представлений о человеке. Конфигурационная модель. Двухфакторная модель. Персональные конструкты. Когнитивная алгебра: принципы «сложения» информации. Факторы, влияющие на «образ другого»: ожидания, тип черт, порядок информации. Определение Я-концепции. Представление о себе как часть Я-концепции. Двухфакторная модель представления о себе. Я-схема. Самооценка как часть Я-концепции, виды самооценки. Модальности Я, последствия рассогласования между модальностями Я. Стабильность Я, рабочая Я-концепция. Доступность Я. Объективное самоосознавание и деиндивидуализация. При-ватное и публичное самоосознавание. Личная и социальная идентичность. Источники Я-концепции. Стратегии социального сравнения: восходящая, нисходящая, на равных. Мотивы, связанные с Я-концепцией. Эффекты социального сравнения. Последствия самооценки. Самоэффективность: общая и частная, индивидуальная и коллективная. Самоэффективность и достижения. Саморегуляция: фокус продвижения и фокус предотвращения. Самопрезентация: определение и стратегия. Самомониторинг: определение и последствия. Виды атрибуции: каузальная атрибуция, атрибуция ответственности и вины. Виды при-чин: локус причинности, контролируемость, универсальность, стабильность. Правила выбора причин. Однократное наблюдение: модель каузальных схем. Многократное наблюдение: модель анализа вариаций. Фундаментальная ошибка атрибуции, эффект деятеля-наблюдателя, атрибуция успеха-неудачи. Стадии атрибуции: модель корреспондентного вывода, трехстадийная модель. Условия приписывания ответственности. Атрибуция ответственности за преступления: факторы, связанные с наблюдателем, преступлением, преступником и жертвой.
  • Социальное влияние: нормы, подчинение, инновации
    Социальные и групповые нормы. Описательные и запретительные нормы. Источники социальной власти. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства (конформизм): содержание и условия. Влияние меньшинства (инновации): со-держание и условия. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
  • Социальное взаимодействие: коммуникация, помощь, конфликт
    Определение и особенности социальной коммуникации. Структура коммуникативной ситуации. Коммуникатор: кодирование сообщения, цели коммуникации. Стили коммуникации. Реципиент: декодирование сообщения. Адаптация сообщения. Коммуникативное поле: экологические факторы, нормы и скрипты коммуникации. Обратная связь: безоценочная, позитивная, негативная. Правила негативной обратной связи. Коммуникативные барьеры: физические, фонетические, психологические, семантические, социальные. Кооперация и конкуренция. Виды конфликта: когнитивный, мотивационный, ролевой. Структура конфликта: участники, предмет, условия взаимодействия. Стадии конфликта. Разрешение конфликта: обучение навыкам поведения в конфликте, медиация, нормы справедливости. Определение и виды агрессии. Источники агрессии: врожденное и приобретенное в агрессивном поведении. Эмоциональные и когнитивные источники агрессии. Личностные и ситуационные факторы агрессии. Методы уменьшения агрессии. Определение и виды помощи. Мотивация помощи. Источники помощи: врожденное и приобретенное в помогающем поведении. Эмоциональные и когнитивные источники помощи. Личностные и ситуационные факторы помощи.
  • Социальные группы
    Определение малой группы. Групповая идентичность. Групповая сплоченность. Групповые задачи. Индивидуальная работа в малой группе: социальная фасилитация-ингибиция и социальная леность-работоспособность. Структура малой группы. Стадии группового развития. Групповая социализация. Групповые решения: мотивация и механизмы. Эффекты групповой дискуссии: предпочтение разделенной информации, огруппление мышления, групповая поляризация. Стадии групповой дискуссии: подготовка, сбор информации, анализ информации, подведение итогов. Улучшение групповой дискуссии. Источники лидерства: личностный, стилевой (К.Левин, Р.Бейлс, Дж.Бернс) и ситуационный (Ф.Фидлер) подходы. Схемы и прототипы лидера. Психологический обмен между лидером и последователями.
  • Межгрупповые отношения
    Конкурентность межгрупповых отношений. Показатели межгруппового конфликта: стереотипы, предрассудки, межгрупповые эмоции, межгрупповая дифференциация. Функции стереотипов и предрассудков. Влияние стереотипов и предрассудков на поведение носителя. Воздействие стереотипов на жертв: эффект «стереотипной угрозы». Ощущение угрозы как причина межгрупповых конфликтов. Индивидуальные источники угрозы: теория смещенной агрессии, авторитарной личности и социального доминирования. Групповые источники угрозы: теория реального конфликта, социальной идентичности и самокатегоризации. Улучшение межгрупповых отношений: контроль стереотипов/предрассудков, изменение стереотипов/предрассудков, организация контакта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квиз
  • неблокирующий Кейс
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS, выход на которую будет осуществляться через https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 30 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, описанным по ссылке https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: пройти авторизацию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выходить из комнаты, общаться с третьими лицами, использовать другие технические средства во время выполнения экзаменационного задания, выключать камеру и микрофон во время перерыва между экзаменационными заданиями. Во время перерыва между экзаменационными заданиями студентам разрешено: встать и походить, выпить воды. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие интернет-соединения не более 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие интернет-соединения более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и должен сообщить об этом в учебный офис, предоставив подтверждения нарушения связи (подробнее о действиях в случае краткосрочного или долгосрочного нарушения связи можно почитать вот здесь https://www.hse.ru/studyspravka/distcontrol?_r=215911588540449.8541&__t=5350979&__r=OK). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Самооценивание
  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Работа со статьей
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашнее задание + 0.1 * Квиз + 0.125 * Кейс + 0.15 * Презентация + 0.125 * Промежуточный тест + 0.125 * Работа со статьей + 0.025 * Самооценивание + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Huang, G., & Li, K. (2016). The Effect of Anonymity on Conformity to Group Norms in Online Contexts: A Meta-Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FA6E211C
  • Nelson, T. D. (2016). Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination : 2nd Edition (Vol. Second edition). New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055322
  • Steele, T. (2016). Prosocial Behavior : Perspectives, Influences and Current Research. Hauppauge, N.Y.: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1385366
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015