• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Practical Training in Psychology: Training and Group Dynamics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Участники практикума "Тренинг и групповая динамика" изучают принципы и осваивают методы разработки и ведения тренинга, рекомендуемую структуру тренинга, способы управления групповой динамикой, эффективной работы со сложными группами и участниками. В ходе выполнения практических заданий осваивают основные умения тренера, способы разработки, организации и проведения ролевых игр, дискуссий, решения кейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения практикума «Тренинг и групповая динамика» – знание студентами принципов и методов обучения взрослых в ходе тренинга и умение применять их на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент разъясняет специфику тренинга как формы обучения: ограничения этого метода, задачи переноса навыка, кратковременные и долговременные эффекты тренинга. Воспроизводит структуру тренинга. Определяет функции и основные компетенции тренера.
  • Воспроизводит этапы групповой динамики, разъясняет принципы управления групповой динамикой. Применяет ролевую игру, управляемую дискуссию, кейсы как методы проработки основного содержания тренинга. Описывает техники, применяемые на разных этапах тренинга; способы организации пространства в ходе тренинга.
  • Воспроизводит методы проектирования, организации и проведения тренинга. Описывает и разъясняет модели и инструменты оценки эффективности тренинга. Применяет техники разработки сценарного плана тренинга. Применяет разработанный план тренинга для его проведения. Применяет техники предоставления конструктивной обратной связи в ходе тренинга; методы оценки его эффективности.
  • Воспроизводит типологию «сложных участников», разъясняет принципы работы с ними. Описывает типологию проблемных ситуаций на тренинге, воспроизводит техники управления проблемными ситуациями. Применяет техники работы с проблемными ситуациями в ходе тренинга и принципы работы со сложными участниками.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тренинг в системе методов практической психологии. Структура тренинга и функции тренера.
    Специфика тренинга как формы обучения: ограничения данного метода, задачи переноса навыка, кратковременные и долговременные эффекты. Психологические принципы обучения взрослых. Цикл Д. Колба. Функции и основные компетенции тренера. Цели и задачи тренинга. Структура тренинга.
  • Методы и техники работы тренера. Управление групповой динамикой.
    Понятие групповой динамики. Принципы управления групповой динамикой. Ролевая игра как метод проработки основного содержания тренинга. Типология, форматы ролевых игр, способы определения ролей и ситуации в ролевой игре; основные этапы разработки ролевой игры; технология проведения (обсуждение проблемной ситуации; смысла и задач игры, регламента; организация); организация обсуждения и анализа; техники проведения управляемой дискуссии. Метод кейсов. Типология кейсов; основные этапы разработки кейсов и ситуационных задач; мини-лекции как метод интерактивного обучения. Техники, применяемые на разных этапах тренинга. Организация пространства в ходе тренинга.
  • Разработка и организация, методы оценки эффективности тренинга.
    Проектирование тренинга. Организация и проведение тренинга. Модели оценки эффективности тренинга (Модель Киркпатрика; метод оценки финансовой эффективности тренингов ROI (Return on Investment) Джека Филипса; модель COMA (Cognitive, Organizational, Motivational and Attitudinal variables training evaluation model); модель DBE (Decision-Based Evaluation) Курта Крейгера. Инструменты оценки бизнес-тренинга.
  • Управление проблемными ситуациями на тренинге.
    Понятие «сложный участник». Принципы работы со сложными участниками. Типология проблемных ситуаций на тренинге. Техники управления проблемными ситуациями на тренинге.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Домашнее задание: разработка сценария тренинга в группах по 4-5 человек.
    Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Округление проводится один раз: округляется итоговая оценка.
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум
  • блокирует часть оценки/расчета Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Накопленная оценка формируется из следующих показателей текущего контроля успеваемости: 1. Оауд – оценка аудиторной работы в ходе семинарских занятий: выступления с места и презентации. 2. Околлоквиум – оценка результатов коллоквиума. 3. Отренинг – оценка результатов выполнения студентом самостоятельной работы. Формула подсчета накопленной оценки: Онакопл = 0,4*Оауд +0,3*Околлоквиум+0,3*Отренинг Оитог=Онакопл
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Григорьев Д.А. - Бизнес-тренинг: как это делается - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 288с. - ISBN: 978-5-00057-079-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62308
  • Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2004. - 256 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0248-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529464
  • Реньш, М. А., Садовникова, Н. О., & Лопес, Е. Г. (2016). Психологический тренинг : практикум : учебное пособие. Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.26E36F7
  • Тренинг в организации : учеб. пособие / А.Б. Невеев.— М. : ИНФРА-М, 2017.— 256 с.— (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/641782
  • Тренинг в организации: Учебное пособие / Невеев А.Б. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005660-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1015858