• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cross-cultural and Ethnic Psychology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является выборной для студентов четвертого года обучения программы «Психология». Дисциплина основывается на входных знаниях, умениях и навыках студентов, полученных ими в процессе овладения ряда общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин: «История», «Английский язык», «Общая психология», «Социальная психология». Для успешного овладения дисциплины студент должен знать основные понятия психологии. Основные положения дисциплины могут быть использованы студентами в дальнейшем на научно-исследовательском семинаре а также при написании выпускной квалификационной работы. В данном курсе рассматривается применение теорий общей психологии, психологии личности и социальной психологии к анализу когнитивных процессов, личностного развития, межличностного и межгруппового общения с учетом культурного контекста. Особое внимание уделяется овладению навыками, необходимыми для проведения исследований и осуществления практико-ориентированных проектов в разных культурах. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 2 модуля (152 академических часа, 4 кредита, 40 аудиторных часов, 14 часов лекций, 26 часов семинаров, 112 часов самостоятельной работы). В ходе освоения дисциплины студент должен: - уметь анализировать развитие, поведение, общение людей с учетом кросс-культурной специфики; - владеть навыками анализа межгруппового взаимодействия представителей различных культур и факторов, влияющих на это взаимодействие; - уметь разрабатывать практические мероприятия для решения проблем межкультурного взаимодействия. Основные разделы курса: Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии Культура и психические познавательные процессы Культура и личность. Этнические факторы социализации личности. Психологические особенности этнических групп Факторы ситуации общения, обусловленные культурой. Общение в различных этнических и культурных контекстах Психология миграций и особенности практической работы с мигрантами и этническими меньшинствами
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Кросс-культурная и этническая психология» является выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей. Это предполагает: - знание основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения людей, - понимание культурно-психологических факторов, влияющих на формирование, развитие детей, индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения, - знание психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, - представление о психологии миграций и особенностях практической работы с мигрантами и этническими меньшинствами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает предмет, цель и задачи кросс-культурной и этнической психологии
  • Студент может выделить сходства и различия в отечественной этнической и зарубежной кросс-культурной психологии
  • Студент знает этапы развития кросс-культурной и этнической психологии
  • Студент понимает и определяет различные подходы к анализу поведения, основанные на влиянии культуры
  • Студент может выделять факторы, влияющие на развитие кросс-культурной и этнической психологии
  • Студент понимает сущность трех подходов в кросс-культурной психологии: абсолютизма, релятивизма и универсализма
  • Студент понимает и определяет основные характеристики этноса и культуры
  • Студент знает и понимает факторы, влияющие на формирование и развитие этнических групп и культур
  • Студент способен идентифицировать и сравнивать культуры на основе культурных измерений разных авторов (Триандиса, Льюиса, Хофстеда и др.)
  • Студент понимает и определяет основные составляющие психологии этноса
  • Студент Понимает и определяет основные механизмы влияния культуры на когнитивные процессы
  • Студент понимает особенности разработки тестов интеллекта с учетом культурной специфики
  • Студент понимает влияние особенностей культуры и образования на профессиональное развитие
  • Студент понимает и определяет механизмы влияния культуры на личность
  • Студент идентифицирует основные теории о связи личности и культуры («Культура и личность», «базовая личность», «Национальный характер»)
  • Студент понимает и определяет основные особенности различных этнических групп, основанные на культурной специфике (выраженность «культурных синдромов», групповая идентичность и пр.)
  • Студент понимает и определяет взаимосвязь культурно-обусловленных ценностей, норм, правил и ролей с особенностями общения людей и групп
  • Студент понимает и определяет этнокультурную специфику вербальной и невербальной коммуникации. Способен сравнивать вербальной коммуникации с позиции культуры
  • Студент понимает особенности протекания конфликтов в разных культурах
  • Студент способен выделять сходства и различия в невербальной коммуникации у представителей разных культур
  • Студент понимает и определяет этапы межкультурной адаптации и «культурного шока»
  • Студент понимает и определяет и может выделить особенности стратегий аккультурации
  • Студент понимает и определяет последствия межгруппового взаимодействия различных этнических групп (этноцентризм, стереотипы, предрассудки и пр.)
  • Студент понимает логику разработки программ, направленных на повышение эффективности межкультурного взаимодействия
  • Студент способен разработать программу занятия, направленного на формирования этнокультурной компетентности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания
    Этнопсихология и кросс-культурная психология как междисциплинарная область знаний. Область изучения, предмет, цели, задачи. Сравнительный анализ концептуальных подходов психологической антропологии и кросс-культурной психологии в исследовании этнопсихологических феноменов. Методы и методики этнической и кросс-культурной психологии. Методологические принципы отечественной этнопсихологии. Историческая ретроспектива этнопсихологии: специфика отечественной и зарубежной науки. Изучение особенностей психологического облика народов в древности. Идеи просветителей в анализе проблем национальной психологии. Исследование «общего духа нации» в середине 19 века (Л. Штейнталь, С.Лацарус). Вильгельм Вундт о психологии народов. Принципы «психологической этнографии» в трудах отечественных ученых – В.К.Бэра, Н.Д.Надеждина и К.Д.Кавелина. Вклад философа А.А.Потебня и его учеников в исследование национально-психологических проблем. Развитие этнопсихологических знаний в трудах Г.Г.Шпета. Взгляды В.М. Бехтерева на психологические особенности разных народов. Исследование национальной среды, ее структуры и динамики в программе по изучению «педологии национальных меньшинств» Л.С.Выготского. Анализ социально-исторического формирования психических процессов в экспериментальных исследованиях А.Р.Лурия. Психологическое направление в американской культурантропологии (Р. Бенедикт, А.Кардинер, Р.Линтон, Э.Сэпир, Р.Бенедикт, И.Холлоуэл и др.) Изучение национального характера народов современного общества (Э.Эриксон, К.Клакхон, Дж. Горер). Основные направления этнопсихологических и кросс-культурных исследований: релятивизм и абсолютизм (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс). Основные теоретические подходы к исследованию национальной психологии, сложившиеся в отечественной науке
  • Тема 2. Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии
    Этнос - базовая единица этнической классификации человечества. Представление об этносе как о социальном явлении в среде отечественных и зарубежных этнологов. Подходы к пониманию этноса: примордиалистский (эволюционно-исторический и биолого-социальный), инструменталистский и конструктивистский. Современная этническая картина мира. Социально-психологические факторы этногенеза. Концепция пассионарности Л.Н.Гумилева в объяснении этнической истории земли. Культура как одна из основных категорий этнопсихологии. Определения культуры. Факторы формирования культуры. Характеристики культуры. Культура, традиции, обычаи. Понятие «культурного синдрома» (Г. Триандис). Виды культурных синдромов: «простота-сложность», «индивидуализм-коллективизм», «открытость-закрытость» (Г.Триандис). Психический склад этноса. Компоненты и структура психического склада этноса. Этнический /национальный/ характер, многоаспектность понятия. Противоречия в оценках и содержании понятия. Этнические обычаи и традиции как элемент психического склада этноса.
  • Тема 3. Культура и психические познавательные процессы
    Своеобразие протекания психических процессов. Кросс-культурные исследования восприятия: изучение узоров, изучение иллюзий, изучение глубины восприятия, изучение восприятия лиц. Культуры «зависимые от поля» и «независимые от поля». Факторы культуры, обуславливающие особенности восприятия. Кросс-культурные исследования памяти. Специфика мыслительных процессов у представителей различных этносов (holistic и analytic когнитивные стили). Проблема применения тестов на интеллект в этнической и кросс-культурной психологии. Влияния образования на мыслительные процессы. Норма и патология в рамках этнической психологии.
  • Тема 4. Культура и личность. Этнические факторы социализации личности. Психологические особенности этнических групп
    Характерные черты личности в разных культурах. Опросники, измеряющие личность в разных культурных контекстах. Национальный характер. Влияние культуры на физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Этнокультурная вариативность социализации. Этнография детства. Сравнительно-культурное изучение социализации (Б. и Д. Уайтинги, М.Мид, У.Ламберт). Культурная и биологическая трансмиссия. Инкультурация и социализация детей в разных культурах. Русские: образ народа. Этнопсихологический и мифологический подходы к анализу русского характера. Исследования образа русского национального характера в отечественной этнопсихологии (К. Касьянова, Братусь). Русская национальная мифология в трудах Н.Бердяева. Этническая комплиментарность русских в трудах Л.Н.Гумилева. Академик Д.С.Лихачев о значимых чертах русского характера. Этнопсихологические особенности народов России и мира.
  • Тема 5. Факторы ситуации общения, обусловленные культурой. Общение в различных этнических и культурных контекстах
    Ценности, нормы, правила и роли как факторы ситуации общения обусловленные культурой. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации. Культурно-обусловленные стили вербальной коммуникации: прямой и непрямой стили вербального общения: искусный и сжатый стили, личностный и ситуационный стили, инструментальный и аффективный стили. Культура и невербальное общение. Кинесика, паралингвичтика, экстралингвистика, проксемика в контексте культуры. Тактильное взаимодействие. Межкультурные различия в каузальной атрибуции и групповых динамических процессах. Особенности протекания конфликтов в разных культурах.
  • Тема 6. Психология миграций и особенности практической работы с мигрантами и этническими меньшинствами
    Миграция в современном мире. Аккультурация. Понятие «культурный шок», проявление данного феномена. Этническая и/или культурная идентичности, структура и этапы становления. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Стратегии поддержания и проблемы изменения этнической идентичности. Модели измерения этнической идентичности. Этноцентризм как механизм межгруппового восприятия. Этнические стереотипы как элемент этнокультурной социализации. Исследование этнических стереотипов и факторов, влияющих на их содержание и устойчивость. Современные теории происхождения этнокультурных предубеждений. Воспринимаемая дискриминация и межэтнические отношения. Этнокультурная компетентность и методы ее формирования (тренинг формирования этнокультурной компетентности и этнической толерантности).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитическое эссе
    Тема эссе:В чем сходства и различия отечественной этнопсихологии и зарубежной кросс-культурной психологии? Требования к эссе. Эссе - самостоятельная творческая письменная работа. В данном случае мы применяем аналитический тип эссе, предполагающий рассуждение – объяснение. Эссе не претендует на абсолютную истину, в нем высказывается авторское мнение. Оно пишется от первого лица, в нем используются конструкции типа "по моему мнению", "я считаю" и другие. Важное значение при написании эссе имеет умение аргументировать свою точку зрения. Требования, предъявляемые к эссе: 1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страницы. 2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. 3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи. 4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. 5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. 6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи. 7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции. Структура эссе: 1. Введение — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». 2. Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. 3. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе. Возможная техника доказательств приведенных в эссе высказываний. Структура любого доказательства включает: тезис (сужение, которое надо доказать, объяснить), аргументы (категории – научные факты, мнения и пр., которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса), вывод (мнение, основанное на анализе фактов) или оценочные суждения (мнения, основанные на ваших убеждениях, верованиях или взглядах)
  • неблокирующий Презентация самостоятельной работы: Этнопсихологические особенности ....этноса
    Требования к презентации Формальные требования: 1. Количество слайдов – 13- 15 (выступление не более 10 минут) 2. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснениями 3. Лучше всего использовать стратегию – один слайд – одна мысль 4. Убедительно выглядит слайд, если на одном слайде дается тезис и далее его доказательства 5. На слайде не более 5 пунктов 6. Не следует писать на слайде все, что Вы хотите сказать (те, кто не планирует выступать, весь текст вносят в комментарии) 7. Каждый слайд должен работать на общую идею и быть логически связан с темой 8. Структура: Титульный лист (название, ФИО студента), содержание всей презентации (основные разделы и вопросы, которые будут рассмотрены), основная часть (заголовок раздела и краткая информация (тезис-аргумент-вывод)), общие выводы и рекомендации, используемая литература (не менее 7 источников) Требования к содержанию. 1.Научность представленных материалов (опора на психологические, антропологические, культурологические, этнографические, социологические, исторические и другие научные исследования) 2.Глубокий и тщательный анализ материалов 3. Четкая структура презентации (введение, основное содержание, заключение) 4. Согласованность и логичность построения презентации 5. Отсутствие элементов повседневного психологического знания и журналистики.
  • неблокирующий Презентация семинара по этнокультурной компетентности
    Структура программы может в общем виде выглядеть так: Программа семинара «Название» 1. Цель. 2. Основные задачи. 3. Предполагаемый результат. 4. Объем часов. 5. Количество занятий. 6. Распределение часов по занятиям. 7. Характеристика группы: количество участников; возраст; пол; профессия, должность; другая информация (по необходимости) . 8. Технические условия проведения семинара (описание помещения, технической оснащенности и т.п.). 9. Используемая литература 10. Примерный план занятий семинара. План каждого занятии и семинара в целом должен иметь четкую логическую связь и определенную последовательность, ориентирующую на достижение целей семинара. Рекомендуется делать подробную программу и план, заготавливать несколько вариантов с учетом перспектив развития групповых процессов и необходимости решения возникающих задач, без которых невозможно достижение основной цели семинара. Кроме того, целесообразно отражать все элементы семинара, включая инструкцию к каждому упражнению.
  • неблокирующий тест
    Пример вопросов теста:Выберите один правильный ответ. Согласно какому теоретическому подходу основные психологические процессы рассматриваются как общие для всех индивидов, однако существуют культурные особенности в их развитии и проявлении? 1. Этноцентризм 2. Универсализм 3. Релятивизм 4. Абсолютизм Правильный ответ: 2.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аналитическое эссе + 0.25 * Презентация самостоятельной работы: Этнопсихологические особенности ....этноса + 0.25 * Презентация семинара по этнокультурной компетентности + 0.4 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Berry, J. W. (2011). Cross-Cultural Psychology : Research and Applications (Vol. 3rd ed). Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=347856
  • Cross-cultural psychology: Research and applications. (2011). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511974274
  • Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для вузов, Лебедева, Н. М., Лунева, О. В., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allwood, C. M., & Berry, J. W. (2006). Origins and development of indigenous psychologies: An international analysis. International Journal of Psychology, 41(4), 243–268. https://doi.org/10.1080/00207590544000013
  • Cross-cultural psychology. (2015). Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.3239d095.d0cf.4b95.a8f9.c949a1bf8bf5
  • Differences between tight and loose cultures: A 33-nation study. (2011). Science, 332(6033), 1100–1104. https://doi.org/10.1126/science.1197754
  • Fundamental questions in cross-cultural psychology. (2011). Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.bbbd082a.8bfc.4ec5.ad32.95725a4483b9
  • Liu, S., & Gallois, C. (2014). Integrating intercultural communication and cross-cultural psychology: Theoretical and pedagogical implications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD7AAB0B
  • Patel, F., Sooknanan, P., & Li, M. (2011). Intercultural Communication : Building a Global Community. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Pvt. Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=385324
  • Piller, I. (2011). Intercultural Communication : A Critical Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=370802
  • Shiraev, E., & Levy, D. A. (2016). Cross-Cultural Psychology : Critical Thinking and Contemporary Applications, Fifth Edition (Vol. Fifth edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1028566
  • Stankiewicz, D. (2016). Trening komunikacji międzykulturowej warunkiem postępu w relacjach pomiędzy “swoimi” a “obcymi” / Training of the Cross-Cultural Communication with Condition of Progress in Relation Between “One’s” and with “Strangers.” Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Ekonomiczno-Społecznej w Ostrołęce, (23), 538. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171464669
  • Triandis, H. C. (1994). Horizontal and vertical individualism and collectivism and work. Netherlands, Europe: WORC, Work and Organization Research Centre. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1425FDD9
  • Triandis, H. C. (2006). Cultural aspects of globalization. Journal of International Management, (2), 208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.intman.v12y2006i2p208.217
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2014