• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Speech and Language Psychology and Neurophisiology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors


Bastiaanse, Roelien

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина представляет собой широкий обзор основных понятий и современной тематики исследований в области психо-, нейро- и клинической лингвистики: например, о механизмах порождения и понимания речи на уровне слова, предложения, дискурса; о нарушениях этих механизмов при афазии; об усвоении языка; о билингвизме; и так далее. В результате освоения дисциплины студенты получат представления о современном состоянии исследований на эти темы, усвоят базовые лингвистические понятия, а также разовьют навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов для экспериментальных исследований. Накопленная оценка по курсу складывается из оценок за письменные домашние задания по каждой теме (краткие ответы на вопросы по содержанию лекции / семинара или литературы). Блокирующие элементы контроля не предусмотрены. Экзамен проводится в письменной форме, вопросы требуют краткого ответа или выбора варианта ответа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить базовые знания об основных понятиях лингвистики, психо- и нейролингвистики, клинической лингвистики.
  • Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психолингвистических и нейролингвистических исследований.
  • Сформировать навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов в исследования любой, в том числе нелингвистической, тематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных лингвистических понятий. Студент может определить, к какому лингвистическому уровню относится явление.
  • Формирование базовых представлених о нейрональных основах языковой функции.
  • Критическая оценка методов обследования нейрональных основ языковой функции
  • Знание определения афазии и понимание её отличия от иных когнитивных расстройств.
  • Перечисление причин афазии
  • Определение и распознавание симптомов и типа афазии.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне слова. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне предложения. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Перечисление принципов диагностики афазии.
  • Определение типа афазии.
  • Определение соотношения между диагностикой и терапией афазии.
  • Перечисление целей нейролингвистического сопровождения нейрохирургических операций.
  • Сравнение и оценка адекватности соответствующих нейролингвистических заданий.
  • Знание нейрональных основ лексико-семантической обработки.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Знание нейрональных основ синтаксической обработки.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Перечисление и сравнение основных понятий дискурсивного уровня языковой обработки.
  • Формирование навыков подбора и критической оценки подходящих методов элиситации дискурса.
  • Определение роли лингвистических факторов в механизмах чтения и использование этих факторов при составлении парадигм с регистрацией движений глаз
  • Формирование навыков распознавания нарушений в усвоении языка.
  • Характеристика билингвизма с точки зрения нескольких релевантных факторов.
  • Перечисление и характеристика основных этапов усвоения языка и основных теории относительно его механизмов.
  • Критическая оценка высказывания о положительной и отрицательной роли билингвизма.
  • Характеристика взаимосвязь речи и иных когнитивных функций (памяти, моторной функции и т. п.).
  • Перечисление речевых симптомов неречевых неврологических и психиатрических нарушений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в лингвистику
    Предмет психо- и нейролингвистики. Язык и речь. Восприятие, понимание, артикуляция, порождение. Основные уровни языковой обработки (фонология, морфология, лексика, семантика, синтаксис, прагматика / дискурс). Обозначаемое (значение) и обозначающее (форма). Письменная и устная модальность. Фундаментальные свойства человеческого языка в отличие от систем коммуникации животных. Типологическое разнообразие; гипотеза Сепира-Уорфа.
  • Нейрональные основы языковой обработки
    Латерализация языковой обработки. «Языковые локалайзеры» (фМРТ-парадигмы для выявления нейрональных основ языковой обработки). Зона Брока, зона Вернике, зона Гешвинда. Дугообразный пучок. Модель «двойного пути» Хикока-Пёппеля. Основные функции правого полушария в языковой обработке.
  • Введение в афазиологию.
    Понятие афазии. Клинические причины афазии; введение в основные нейрональные корреляты афазии. Симптомы афазии. Классификация афазии на типы.
  • Афатические нарушения на уровне слова.
    Модели лексического доступа. Нарушения на различных уровнях лексического доступа.
  • Афатические нарушения на уровне предложения.
    Модели языковой обработки на уровне предложения. Нарушения на различных уровнях обработки предложений.
  • Диагностика и терапия афазии.
    Дифференциальная диагностика типов афазии. Тесты для диагностики афазии. Связь диагностики с подбором последующей терапевтической программы. Терапия афазии.
  • Нейролингвистическое сопровождение нейрохирургических операций.
    Языковая обработка у нейрохирургических пациентов. Дооперационное и интраоперационное картирование функций. Особенности составления и проведения языкового тестирования для картирования языковой функции.
  • Лексико-семантический уровень языковой обработки.
    Балансирование экспериментального стимульного материала по лексико-семантическим психолингвистическим параметрам. Основные компоненты моделей лексического доступа (концепт, лемма, фонологическая форма). Примеры экспериментальных парадигм для изучения лексического доступа. Вызванный потенциал N400. «Теория воплощённого познания». Нейрональные основы семантической обработки. Модели понимания предложений: двухэтапные модели, модели параллельной обработки, модели поверхностной обработки.
  • Синтаксический уровень языковой обработки.
    Балансирование экспериментального стимульного материала по синтаксическим психолингвистическим параметрам. Клауза, каноничность, аргументная структура глагола, неоднозначность (лексическая, структурная, локальная структурная). Примеры экспериментальных парадигм для изучения синтаксической обработки (в том числе чтение с саморегуляцией скорости). Вызванный потенциал P600.
  • Дискурсивный уровень языковой обработки.
    Примеры экспериментальных парадигм для элицитации дискурса. Жанровые схемы. Предсказуемость, сегментация, смена темы. Модели референциального выбора; референциальная неоднозначность. Типы жестов, их роль в дискурсе. Роль модели сознания другого человека (англ. theory-of-mind) в понимании и порождении дискурса.
  • Чтение и письмо.
    Исследования методами записи движений глаз. Парадигма «визуальный мир». Роль психолингвистических факторов в чтении. Орфографические системы языков мира. Дислексия и дисграфия.
  • Усвоение языка.
    Методики психолингвистических исследований с младенцами. Пренатальное восприятие речи. Фонематическое восприятие у младенцев. Способность к сегментации речевого сигнала. Понятие «бедности стимула» (Н. Хомски). Основные этапы усвоения языка на разных языковых уровнях. Специфическое расстройство речи.
  • Билингвизм
    Типы билингвизма по возрасту и обстоятельствам усвоения, степени владения, социолингвистическим и типологическим характеристикам языков. Утрата первого языка (носители с «унаследованным» языком). Доказательства постоянной активации обоих языков у билингвов. Переключение между языками. Нейрональные субстраты первого и второго языка. Усвоение языка детьми-билингвами. Исследования связи билингвизма с когнитивным контролем и мышлением.
  • Речь и иные когнитивные функции.
    Роль рабочей памяти и управляющих функций в языковой обработке. Нарушения речи в популяциях с неязыковыми нарушениями (РАС, деменцией и т. п.). Изменения в языковой обработке в пожилом возрасте.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание
    Всего студенты выполняют 14 домашних заданий (одно задание на каждую тему дисциплины). Оценка определяется перед итоговым контролем как средняя оценка по 10-балльной шкале за все заданные письменные домашние задания (округление арифметическим способом). Если задание сдаётся после еженедельного срока сдачи, но до срока сдачи последнего домашнего задания, то количество баллов за него снижается вдвое. Задания, сданные после срока сдачи последнего домашнего задания, не оцениваются; в таком случае или при несданном задании ставится оценка 0 баллов.
  • неблокирующий Письменная работа
    Экзамен проводится в письменной форме и состоит из вопросов с кратким ответом или выбором варианта ответа. Вопросы итогового экзамена охватывают все темы курса и могут относиться к содержанию презентаций к лекциям или обязательной литературы. Вопросы проверяют фактическое знание пройденного материала, способность к его обобщению и интерпретации. Экзамен оценивается по 10-балльной шкале
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Письменная работа + 0.5 * Письменное домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ellis, A. W., & Young, A. W. (2013). Human Cognitive Neuropsychology (Classic Edition) (Vol. Classic ed). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=634610
  • Kousaie, S., Sheppard, C., Lemieux, M., Monetta, L., & Taler, V. (2014). Executive function and bilingualism in young and older adults. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7050CA07
  • Small, S. L., & Hickok, G. (2016). Neurobiology of Language. Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1053002
  • The retrieval and inflection of verbs in the spontaneous speech of fluent aphasic speakers. (2011). Journal of Neurolinguistics, 24(2), 163–172. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2010.02.006
  • Verb retrieval in action naming and spontaneous speech in agrammatic and anemic aphasia. (1998). Aphasiology, 12(11), 951–969. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.ad438f66.7373.470d.adfb.6468a4166b02

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
  • Whitaker, H. A., & Stemmer, B. (2008). Handbook of the Neuroscience of Language (Vol. 1st ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=230896