• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychophysiology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Психофизиология, как многие считают, появилась в прошлом веке и к 21 веку, как, опять же, считают многие, влилась в без остатка в то, что принято называть "нейронауками". В ходе курса слушатели ознакомятся с прошлым и настоящим психофизиологии, получат некоторые знания методов психофизиологии, узнают об их ограничениях и результатах, полученных с их помощью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психофизиология» являются: дать студентам представление о психофизиологии основных психических процессов и функций, истории развития психофизиологии как науки, ознакомить с некоторыми методами психофизиологического исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты воспроизводят проблемы, решаемые психофизиологией, в контексте ее возникновения и развития; называют этапы развития представлений о связи мозга и психики
  • Студенты называют методы психофизиологии, формулируют их качественные и количественные отличия
  • Студенты описывают современные психофизиологические теории восприятия
  • Студенты описывают некоторые психофизиологические теории внимания (модель М. Познера), воспроизводят характеристики ориентировочного рефлекса по Е.Н. Соколову, перечисляют свойства вызванных потенциалов в экспериментах Р. Наатанена, воспроизводят взгляды А. Трейсман на роль физиологических данных для исследований внимания
  • Студенты воспроизводят представления о мозговой организации памяти
  • Студенты воспроизводят знания о феноменологии сна, его гипотетических функциях и физиологических проявлениях.
  • Студенты воспроизводят современные представления ( модель Панксеппа) о мозговой организации эмоций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История, предмет и задачи психофизиологии
    Развитие представлений о связи тела и психики. Развитие представлений о локализации психических функций в 18-20 веках. Формирование классической коррелятивной психофизиологии в 20 веке. Представления И.П. Павлова, условный и безусловный рефлексы и их мозговая организация. «Векторная» психофизиология Е.Н. Соколова: «концептуальная рефлекторная дуга». Классическая функциональная система П.К. Анохина и системная психофизиология. Связь психики и мозга в когнитивной психологии: модульный подход (Марр, Фодор), нейросетевой подход (Маклелланд). Полемика о роли нейрофизиологических данных для психологии (Марр, Колтхарт —Хенсон).
  • Методы психофизиологии
    Аппаратные методы исследования в психофизиологии: инвазивные и неинвазивные, прямые и непрямые (ФПГ, КГР, ЭЭГ, ВП, регистрация активности отдельных нейронов, окулография, БОС; ТМС, фМРТ, МЭГ). Метод вычитания в психофизиологии: возникновение, обоснование, критика. Двойная диссоциация: возникновение метода, обоснование, критика
  • Психофизиология восприятия
    Строение зрительной системы: обработка информации на уровне сетчатки, ЛКТ и в первичной зрительной коре. Работа зрительной системы: подсистемы "что" и "где". Осознание зрительной информации. Модель цветового зрения в «векторной» психофизиологии. Онтогенез зрительной системы: опыты с депривацией. Специализация нейронов зрительной системы: классические подход; "зрение" в рамках системной психофизиологии; эксперименты по восприятию шрифта Брайля и депривации.
  • Психофизиология внимания
    Исследования ориентировочного рефлекса в школе И.П.Павлова и у Е.Н. Соколова. Развитие идеи компаратора в работах Р. Наатанена. Представление о внимании в системной психофизиологии. Системы внимания по М. Познеру: появление и развитие представлений. Актуальные вопросы когнитивной психологии внимания и роль нейронаук по А.Трейсман.
  • Психофизиология памяти
    Виды памяти: долговременная (семантическая и эпизодическая), кратковременная, сверхкратковременная. Эксплицитная и имплицитная память. Рабочая память. Структуры мозга обеспечивающие работу памяти. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга
  • Психофизиология функциональных состояний: сон, бодрствование, стресс
    Феноменология сна. Развитие представлений о сне: теории пассивного и активного сна. Медленный и быстрый сон: проявления, центры, предположительная роль и эффекты депривации. Функции сна.
  • Психофизиология эмоций
    Эмоции и их мозговой субстрат в коррелятивной психофизиологии: роль лимбической системы, межполушарная асимметрия. «Система страха». Модель эмоций в «векторной» психофизиологии. Эмоции и сознание в системной психофизиологии: возраст и дифференцированность систем.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:Оитог = 0,18 *О текущий + 0,24 * Осам. работа + 0,18*О аудиторная + 0,4 * Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baars, B. J., & Gage, N. M. (2010). Cognition, Brain, and Consciousness : Introduction to Cognitive Neuroscience (Vol. 2nd ed). Burlington, MA: Elsevier Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320761
  • Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 464 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-459-00945-3 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054603

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hari, R., & Puce, A. (2017). MEG-EEG Primer. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2097017
  • Николаева, Е. Психофизиология : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / Е. Николаева. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 704 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0880-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054606