• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar: Qualitative Research Methods in Psychology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар: Качественные исследования в психологии». Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01 «Психология»; Образовательной программой 37.03.01 «Психология»; Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, утверждённым в 2019 г. Цели дисциплины: знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии; освоение практических навыков обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа. Текущий контроль - домашние задания "Критический анализ качественного исследования", "Экспертная оценка", "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ". Промежуточный контроль - взвешенная сумма оценок по текущему контролю.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии
  • освоение практических навыков обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осуществляет поиск дополнительной информации, необходимой для планирования качественного исследования и уточнения параметров качественной обработки данных
  • Под научным руководством осуществляет планирование качественного исследования и обработку данных качественными методами
  • Под научным руководством дает содержательную интерпретацию полученным результатам, способен осмыслить полученные результаты в общем академическом контексте исследуемой проблематики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о качественных исследованиях в психологии
    Качественные исследования как исследования с особым типом данных, исследования с особым дизайном и исследования с особой методологической позицией. Логика развития научного знания и критерии научности применительно к качественным исследованиям в психологии.
  • Экспертная оценка
    Предпосылки и условия использования качественной оценки продуктов деятельности в психологических исследованиях. Виды экспертной оценки, используемые в психологических исследованиях. Этапы конструирования системы экспертной оценки: определение оцениваемого феномена, выделение параметров оценивания, разработка критериев оценивания для каждого параметра, обучение экспертов.
  • Феноменологическое описание
    Специфика феноменологического описания. Разновидности метода: “классическая” и “новая” феноменология. Контроль субъективности в феноменологических исследованиях. Рефлексия исследователя, практикующего феноменологический метод. Этика проведения исследований.
  • Конденсация смыслов
    Техника конденсации смысла (на примере анализа ряда разноплановых текстов)
  • Контент-анализ
    Что такое контент-анализ? Основные функции и особенности метода. Типы документов для анализа. Этапы контент-анализа. Зачем нужен пилотаж? Матрицы категорий. Кодировочные матрицы. Инструкции для контент-анализа. Анализ и разбор конкретных кейсов проведенных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание "Критический анализ качественного исследования"
    Задание представляет собой описание и критическую оценку результатов качественного исследования из опубликованной психологической научной статьи. Задание выполняется индивидуально, при этом выбранные статьи не должны повторяться среди студентов одного курса.
  • неблокирующий Домашнее задание "Экспертная оценка"
    Задание выполняется в группах по 4-6 человек. Задача - выбрать феномен для экспертной оценки, разработать систему критериев оценки, сформулировать инструкции по оценке для экспертов и апробировать созданную систему оценивания на материале 5 объектов оценивания.
  • неблокирующий Домашнее задание "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ"
    Задание выполняется индивидуально, в письменной форме (сдается преподавателю в виде отчета). Задача - провести методику свободного самоописания (МСС) с 5 различными респондентами (при этом респонденты не должны повторяться среди студентов одного курса), выбрать один наиболее интересный, на взгляд, студента протокол и обосновать сделанный выбор, проанализировать текст с использованием различных изученных методов обработки качественных данных: феноменологического описания, конденсации смыслов и контент-анализа по 5 различным основаниям (ценностно-смысловые ориентации личности, ведущие глаголы как характерные для человека способы обхождения с миром, наличие/отсутствие и возможное содержание внутреннего конфликта и др.). Критерии анализа задаются изначально преподавателем, но для получения максимальной оценке студенту также предлагается выработать свой дополнительный критерий анализа текста и использовать его в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Домашнее задание "Критический анализ качественного исследования" + 0.4 * Домашнее задание "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ" + 0.3 * Домашнее задание "Экспертная оценка"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Исследовательское интервью, Квале, С., Мироновой, М. Р., 2003
  • Кодола Н.В. - Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2011 - 174с. - ISBN: 978–5–7567–0605–5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68818
  • Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Кучинский, Г. М. (2009). Феноменологический метод в психологии. Карл Ясперс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73F6D3CA
  • Шульга Е.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии. - М., 2004. - 174 с. ISBN 5-201-02130-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346454