• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Practical Training in Psychology: Psychodiagnostics and the Basics of Psychometrics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor


Tiurina, Natalia

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина посвящена основам двух очень важных частей психологии - психодиагностики и психометрики! Если верить Википедии (вообще не нужно ей верить, но в данном вопросе они правы), то "Психодиагностика — отрасль психологической науки и практики, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности", а психометрика — "дисциплина психологии, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности". Вам наверняка кажется странным, что в аннотации университетского учебного курса есть ссылка на Вики :). Но в этом есть особенный смысл: очень часто наши представления о том, что такое психологическая диагностика и как именно она устроена основаны на обывательских представлениях, а тест интеллекта Айзенка и тест "Какая ты Фея Winx?" не кажутся такими уж разными с точки зрения объективности оценки свойств личности и прогностической силы предсказываемого результата. В рамках занятий на учебном курсе "Психодиагностика и основы психометрики" мы разберемся в том, какое истинное положение дел в современных психологических измерениях сейчас, рассмотрим основные аспекты проведения психодиагностических обследований, а также основные правила разработки диагностических инструментов, познакомимся с многообразием уже существующих психологических диагностических методик. Данный курс предполагает большое количество практической работы, как в аудитории, так и самостоятельно; как индивидуально, так и в группе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с принципами, этапами и нормативами проведения психодиагностического обследования
  • Формирование способов работы с базовыми методами психодиагностического обследования;
  • Овладение студентами основными особенностями администрирования тестов, обработки и интерпретации данных, основами интерпретации результатов психодиагностического обследования
  • Ознакомление с принципами, этапами и нормативами проведения психометрического исследования
  • Овладение студентами основными принципами конструирования стандартизированных психодиагностических методик
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывать и объяснять этапы психодиагностического процесса
  • Определять и объяснять принципы и нормы, лежащие в основе психометрического исследования
  • Аргументировать и обосновывать результаты процедур психометрического исследования
  • Формулировать основные определения психологической диагностики
  • Выбирать и использовать на практике рекомендованные психометрические процедуры
  • Выбирать и использовать на практике рекомендованные психодиагностические процедуры
  • Определять и объяснять принципы и нормы, лежащие в основе психологической диагностики и психодиагностического обследования
  • Аргументировать и обосновывать результаты процедур психодиагностического обследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История психодиагностики
    Краткая история психодиагностики и ее современное состояние. Биометрика Ф. Гальтона. Первые зарубежные тесты интеллекта. Армейские батареи. Психологические профили Россолимо. Первые проективные тесты. Психотехника и педология в Советской России. Запрет отечественной психодиагностики (постановление ВКПб 1936 года). Статистические основания современной психодиагностики. Возрождение отечественной психодиагностики: проблемы и трудности.
  • Психодиагностический процесс
    Этапы психодиагностического процесса. Постановка задачи. Классификация методов психодиагностики. Двумерная классификация методик. Классификация методик по операциональному типу. Классификация методик по измеряемому свойству. Другие основания классификаций (по А.Г. Шмелеву). Проективная психодиагностика. Требования к методикам тестирования. Подготовка тестирования. Сбор данных. Переработка информации. Интерпретация результатов. Вынесение решения. Диагностические ситуации. Диагностические ситуации. Диагностические ошибки. Обратная связь по результатам тестирования. Формы обратной связи. Диагностический отчет. C.L.E.A.R. & S.M.A.R.T.
  • Алгоритм разработки стандартизованной тестовой методики
    Характеристики эффективности психологического теста. Стратегии конструирования психологических тестов. Типы заданий. Определение количества заданий. Разработка тестовых заданий. Типы заданий. Правила разработки тестовых заданий. Типичные ошибки. Достоверность. Факторы достоверности. Индивидуальные стратегии. Оформление теста. Пилотажное тестирование. Веб-тестирование.
  • Тестовые нормы
    Тестовые нормы. Виды норм. Абсолютные, статистические, критериальные. Стандартизация. Выборка стандартизации. Репрезентативность. Асимметрия тестового балла. Критериально-ориентированное тестирование. Нормативно-ориентированное тестирование.
  • Надежность
    Надежность. Надежность как устойчивость к побочным факторам. Точность измерительной процедуры. Корреляционный подход к измерению надежности. Виды надежности. Измерение надежности методом расщепления теста. Надежность целого составного теста и его отдельных пунктов.
  • Валидность
    Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству. Виды валидности. Валидность по содержанию. Соотношение валидности и надежности: основное неравенство психометрики. Способы эмпирического измерения валидности: метод контрастных (известных) групп, согласованность с экспертной оценкой. Валидность критериальных тестов. Проспективная (прогностическая) и ретроспективная валидность. Конвергентная и дискриминантная валидность.
  • Основы психометрики
    Истинный балл. Классическая теория тестирования (КТТ). Основные положения КТТ. Характеристики заданий. Трудность. Дискриминативность. Основные индексы надежности и ошибка измерения. Размерность теста. Шкалирование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест, за который есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать тест, который пропущен по уважительной причине. Дата пересдачи теста единая, назначается преподавателем в течение модуля.
  • неблокирующий Тест
    Тест, за который есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать тест, который пропущен по уважительной причине. Дата пересдачи теста единая, назначается преподавателем в течение модуля.
  • неблокирующий Тест
    Тест, за который есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать тест, который пропущен по уважительной причине. Дата пересдачи теста единая, назначается преподавателем в течение модуля.
  • неблокирующий Тест
    Тест, за который есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать тест, который пропущен по уважительной причине. Дата пересдачи теста единая, назначается преподавателем в течение модуля.
  • неблокирующий Тест
    Тест, за который есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать тест, который пропущен по уважительной причине. Дата пересдачи теста единая, назначается преподавателем в течение модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание "История психодиагностики"
    Данное задание не подлежит пересдаче.
  • неблокирующий Практическое задание «Психометрические свойства теста»
    Данное задание не подлежит пересдаче.
  • неблокирующий Постерная презентация "Атлас диагностических методик"
    Атлас, за который есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать постер, сдача которого пропущена по уважительной причине. Срок сдачи - не позже 1 недели после того, как студент, отстутствовавший по уважительной причине, приступил к занятиям.
  • неблокирующий Практическое задание "Психологический автопортрет"
    Практическое задание, за которое есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать Практическое задание, сдача которого пропущена по уважительной причине. В этом случае очная защита не проводится, НО(!) практическое задание должно быть загружено в систему LMS не позже назначенного срока сдачи. В противном случае задание не принимается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Домашнее задание "История психодиагностики" + 0.1 * Постерная презентация "Атлас диагностических методик" + 0.25 * Практическое задание "Психологический автопортрет" + 0.25 * Практическое задание «Психометрические свойства теста» + 0.05 * Тест + 0.05 * Тест + 0.05 * Тест + 0.05 * Тест + 0.05 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2009). Технология Разработки Тестов: Часть Ii. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B61D4C5
  • Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2010). Технология Разработки Тестов: Часть Iii. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A1861D39
  • Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2011). Технология Разработки Тестов: Часть Vi. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF9963B2
  • Батурин, Н., Вучетич, Е., Костромина, С., Кукаркин, Б., Куприянов, Е., Лурье, Е., … Шмелев, А. (2015). Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2D147F7
  • Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 384 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01584-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055312 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055312

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2009). Технология Разработки Тестов: Часть Ii. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (42 (175)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14317298
  • Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2010). Технология Разработки Тестов: Часть Iii. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (4 (180)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14155929
  • Батурин, Н., & Попов, А. (2010). Методы Контроля За Качеством Психодиагностических Методик На Основе Стандарта Требований К Психодиагностическим Методикам. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CF6D4F3
  • Батурин, Н., & Попов, А. (2010). Методы Контроля За Качеством Психодиагностических Методик На Основе Стандарта Требований К Психодиагностическим Методикам. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (27 (203)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14269141
  • Князева, Т. (2015). Критериально-Ориентированная Психодиагностика В Образовательном Процессе: Барьеры И Возможности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC1B2F62
  • Орёл, В., & Сенин, И. (2008). Опыт Адаптации Зарубежного Опросника: Организационный И Содержательный Аспект. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (33 (133)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14119672