• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar: Organization of Psychological Research

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor


Lovakov, Andrey

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар: Организация проведения психологического исследования». Целями освоения дисциплины являются: 1) формирование интереса у учащихся к научно-исследовательской деятельности; 2) выработка навыков, необходимых для её успешной реализации; 3) обучение студентов всем этапам проведения научного исследования, начиная с формулировки темы и заканчивая анализом и представлением результатов исследования. Пререквизиты отсутствуют. В результате освоения дисциплины студент будет способен к планированию и проведению собственного психологического исследования, обработке, содержательной интерпретации и представлению его результатов. В рамках курса студентам предлагается спланировать и провести собственное исследование, которое будет являться репликацией проведенного ранее исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование интереса у учащихся к научно-исследовательской деятельности
  • Выработка навыков, необходимых для успешной реализации научно-исследовательской деятельности
  • Обучение этапам проведения научного исследования, начиная с формулировки темы и заканчивая анализом и представлением результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает, что такое научный факт, умеет читать научную статью и извлекать из неё научные факты
  • Может проанализировать исследование, описанное в научной статье, разделить его на структурные элементы
  • Знает основные виды операционализации теоретических конструктов, применяемые в психологии, может предложить адекватный вариант операционализации для конкретного конструкта
  • Может пререгистрировать исследование
  • Может спланировать и провести репликационное исследование
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как правильно читать научные статьи? Структура научной статьи.
    Особенности научной статьи об эмпирическом исследовании как формы научной коммуникации
  • Исследовательский вопрос и базовая модель эмпирического исследования
    Типы исследовательских вопросов. Исследуемые/не исследуемые вопросы. Источники исследовательских вопросов. Структурная схема простейшего эмпирического исследования. Анализ конкретных исследований с её помощью.
  • Операционализация теоретических конструктов
    Варианты операционализации: объективные данные, данные самоотчета, существующие базы данных. Примеры того, как результаты зависят от типа измерения. Хорошие/плохие методики/тесты. Типы шкал и подходящие методы обработки
  • Проблема воспроизводимости научных исследований в психологии
    Эксплораторный и конфирматорный подходы к исследованию. Проблема степеней свободы исследователя. Важность пререгистрации исследований
  • Планирование и проведения репликационного исследования
    Виды репликационный исследований, планирование и проведение репликационных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Письменное индивидуальное домашнее задание "5 фактов о..."
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Письменное групповое домашнее задание. Необходимо проанализировать статью с эмпирическим исследованием по предложенной схеме, сдать анализ письменно и презентовать на семинаре.
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Письменное индивидуальное домашнее задание 3. Необходимо предложить варианты операционализации сложных конструктов.
  • неблокирующий Домашнее задание 4: протокол пререгистрации исследования
    Письменное (с презентацией на семинаре) домашнее задание 4 (групповое): протокол пререгистрации исследования
  • неблокирующий Домашнее задание 5: отчёт о самостоятельно проведённом репликационном исследовании
    Письменное (с презентацией на семинаре) домашнее задание 5 (групповое): отчёт о самостоятельно проведённом репликационном исследовании
  • неблокирующий Экзамен
    Будет предложено краткое описание исследования. Необходимо прочитать его и предложить расширение этого исследования. Расширение исследования – это исследование, основанное на идее оригинального исследования (та же научная проблематика), но проверяющее другую гипотезу (расширяющую знания, полученные в оригинальном исследовании). В качестве ответа необходимо написать программу нового исследования (протокол пререгистрации), являющегося расширением описанного. На выполнение задания даётся 60 минут.
  • неблокирующий Работа на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.25 * Домашнее задание 4: протокол пререгистрации исследования + 0.25 * Домашнее задание 5: отчёт о самостоятельно проведённом репликационном исследовании + 0.1 * Работа на семинаре + 0.1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7440636
  • Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688364
  • Современная экспериментальная психология. Том 1 / под ред. В.А. Барабанщикова. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 555 с. - (Интеграция академической и университетской психологии). - ISBN 978-5-9270-0225-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059556
  • Современная экспериментальная психология. Том 2 / под ред. В.А. Барабанщикова. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 493 с. - (Интеграция академической и университетской психологии). - ISBN 978-5-9270-0227-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059558

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики, Мартин, Д., 2002