• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Systemic Psychophysiology

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor


Alexandrov, Yury

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Системная психофизиология» является: дать студентам представления о физиологическом обеспечении основных психических процессов и функций; на практических занятиях студенты должны ознакомиться с некоторыми современными методами фундаментальной и прикладной психофизиологии. Дисциплина «Психофизиология» является основой для изучения и закрепления знаний по следующим дисциплинам: нейропсихология, психофизиология развития, социальная психофизиология, системная психофизиология. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями (пререквизиты) усвоенными в рамках следующих курсов: общая психология, психологический практикум, анатомия и физиология ЦНС. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: нейропсихология, клиническая психология, специальная психология. Формируемые компетенции: воспроизводить и использовать основные понятия системной психофизиологии, владеть ее основными методами, использовать основные принципы и методы системной психофизиологии, демонстрировать знание специальной литературы, обосновывать применение тех или иных методов для решения конкретных исследовательских или практических задач. Использовать знания и навыки в области системной психофизиологии для анализа литературных источников и самостоятельного решения исследовательской или практической задачи Использовать психофизиологические методы для решения практических задач. Представлять связи психофизиологии с другими разделами научной и практической психологии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие навыков системного мышления, которое позволит представить себе альтернативу традиционному представлению о реактивности не только на организменном, но и на клеточном уровне, заменив его представлениями об активности и целенаправленности, развитых в Системной психофизиологии, теории функциональных систем, системно-эволюционном подходе.
  • использование этих навыков для понимания путей существенного изменения методологии, задач и методов объективного исследования субъективного мира, его структуры и динамики в норме и патологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает о существовании разных, конкруирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
  • знает о существовании разных, конкруирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
  • знает о существовании разных, конкурирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
  • имеет навыки использования системно-эволюционных представлений для формулировки задач, проведения исследований и интерпретации результатов экспериментальных работ в области психологии и когнитивной нейронауки
  • использует выявленные различия для формулировки конкретных задач исследования, интерпретации результатов, полученных в рамках разных парадигм при изучении мозговых основ психики и поведения
  • сравнивает имеющиеся в психофизиологии, нейронауках и психологии теории, относящиеся к конкурирующим парадигмам: активности и реактивности
  • умеет обосновать источники и предпосылки существования указанных различий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Активность и реактивность в психологии и нейронауках: коэволюционирующие парадигмы; Актиностнореактивностная эклектика в нейронауке и психологии
  • Теория функциональных систем П.К.Анохина; Опережающее отражение и происхождение жизни
  • Интегративная деятельность нейрона; Метаболические «потребности» нейрона и детерминация его активности.
  • Психофизиологическая проблема; Происхождение психики с позиций системного решения психофизиологической проблемы
  • Системноэволюционная теория и специализаций нейронов
  • Научение и память; Системное значение экспрессии генов при научении; реювенилизация; Инструктивные теории и системноселекционная теория научения
  • Сознание и эмоции
  • Мозг, психика и культура в системной перспективе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Устный мини-тест
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.15 * Устный мини-тест + 0.2 * Аудиторная работа + 0.15 * Устный опрос + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психофизиология : учебник для вузов, Безденежных, Б. Н., 2001
  • Психофизиология : учебник для вузов, Гринченко, Ю. В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анатомия и физиология гомеостаза: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 94 с.: 60x88 1/16. - (Клиническая практика). (обложка) ISBN 978-5-16-009383-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/436483
  • Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая : учебник / Т.М. Марютина. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 436 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/13521. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010790
  • Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: Учебник/Марютина Т.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 436 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010818-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/502847
  • Психофизиология: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 154 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-009028-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418981
  • Психофизиология: Учебное пособие/С.Г.Кривощеков, Р.И.Айзман - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 249 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009649-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/451796