• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Health Psychology

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психология здоровья» ставит своей задачей познакомить студента с многообразием взглядов на здоровье, что позволит поместить знания, полученные ранее в более широкий контекст, задаваемый многочисленными связями психологии с другими науками. Поскольку психология здоровья – это область знания, которая на сегодня является актуальной в современных междисциплинарных исследованиях, ее освоение будет ценно для выпускника, готовящегося начать работу в сфере исследований здоровья и качества жизни. Кроме того, обсуждение более узкой проблематики психологии здоровья позволит получить подготовку в области практики психологии здоровья, а также ближе изучить конкретные исследования и понятийный аппарат психологии здоровья как науки о поведении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование основных представлений о здоровье человека и психологии здоровья.
  • Ознакомление с историей развития подходов к здоровью в психологии, основными понятиями, теориями и направлениями исследований в этих областях.
  • Формирование навыков психологического анализа психологического здоровья личности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с историей развития взглядов на духовное здоровье. Знаком с основными традициями и методами изучения духовных феноменов.
  • Ориентируется в междисциплинарном поле исследований здоровья и имеет представление о биомаркерах и нейромаркерах здоровья, используемых в крупных исследованиях. Рассуждает об основных вопросах психологии здоровья, связанных с проблемой психологической травмы и психологического роста.
  • Ориентируется в существующих подходах к изучению здоровья (в том числе на междисциплинарном уровне).
  • Понимает особенности психологии здоровья как науки о поведении. Рассуждает о практических задачах психологии здоровья.
  • Понимает суть биопсихосоциального подхода, его достоинства и недостатки. Знает основные контексты, в которых изучается качество жизни в науках о человеке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Методологические подходы к здоровью. Общее представление о психологическом здоровье.
  • Современное понимание и подходы к изучению качества жизни.
  • Психологическое и физиологическое здоровье.
  • Стресс и психологическая травма. Феномены посттравматического роста.
  • Духовное здоровье и способы его изучения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность (присутствие, участие в дискуссиях на семинарах, доклады, домашние задания)
    Оценка за активность формируется на основании баллов, полученных на каждом семинарском занятии. Семинары проходят очно и без трансляции. Максимальный балл за активность — 8 баллов +1 дополнительный балл за активность (прибавляется к итоговому результату) можно получить за выполнение работ сверх учебного плана: — создание проверочных заданий по материалам курса (тестовые вопросы, открытые вопросы, кейсы). 1 дополнительный балл начисляется за качественно выполненные проверочные задания по трём темам курса. Каждый набор проверочных заданий должен включать в себя 5 тестовых заданий, два открытых вопроса и два кейса (итого: 15 тестовых заданий, 6 открытых вопросов, 6 кейсов), а также решения к ним. Задания должны быть оригинальными, приглашающими к творческому, аналитическому использованию полученных на занятиях знаний, к применению их в ситуациях, которые не были обсуждены во время семинаров и лекций. Сдать свои разработки необходимо до 15.03.2023. — участие в проведении занятия, т.н. "открытый микрофон". 1 дополнительный балл студент может получить, если предложит и проведет часть семинарского занятия. Тема утверждается с преподавателем заблаговременно. Студент готовит доклад по этой теме с обязательными вопросами к остальным участникам семинара по этой теме. Доклад и его групповое обсуждение должны занимать до 30 минут. Возможно проведение как общегруппового обсуждения, так и разделение участников на подгруппы. Приветствуется привлечение любых дополнительных материалов при условии соблюдения тематической связанности с данным курсом, этических стандартов, а также академического нейтралитета.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа состоит из 13 заданий: тестовые и 1 открытый вопрос. Ограничение времени на выполнение — 10 минут.
  • неблокирующий Прикладной проект
    Прикладной проект реализуется в двух вариантах на выбор: индивидуальный или групповой (до 6 человек в команде).
  • блокирующий Экзамен
    В случае неудовлетворительной оценки студент отправляется на пересдачу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Активность (присутствие, участие в дискуссиях на семинарах, доклады, домашние задания) + 0.2 * Прикладной проект + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ryff, C., & Krueger, R. (Eds.) (2019). The Oxford Handbook of Integrative Health Science. Oxford University Press. Retrieved 19 Aug. 2019. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190676384.001.0001.
  • Singer, B., & Ryff, C. D. (2001). New Horizons in Health : An Integrative Approach. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=87069

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gruenewald, T. L., Seeman, T. E., Ryff, C. D., Karlamangla, A. S., & Singer, B. H. (2007). Combinations of Biomarkers Predictive of Later Life Mortality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt2365n5d3