• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar: Qualitative Research Methods in Psychology

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар: Качественные исследования в психологии». Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01 «Психология»; Образовательной программой 37.03.01 «Психология». Цели дисциплины: знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии; освоение практических навыков сбора и анализа эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа. Текущий контроль - домашние задания по каждому из тематических разделов семинара. Промежуточный контроль - взвешенная сумма оценок по текущему контролю.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии
  • освоение практических навыков сбора и анализа эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осуществляет поиск дополнительной информации, необходимой для планирования качественного исследования и уточнения параметров качественной обработки данных
  • Под научным руководством дает содержательную интерпретацию полученным результатам, способен осмыслить полученные результаты в общем академическом контексте исследуемой проблематики
  • Под научным руководством осуществляет планирование качественного исследования и обработку данных качественными методами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о качественных исследованиях в психологии
  • Требования к планированию и представлению результатов качественного исследования
  • Введение в методологию изучения единичных случаев (case study)
  • Планирование и проведение исследования единичных случаев
  • Контент-анализ
  • Феноменологическое описание
  • Конденсация смыслов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по материалу онлайн-курса "Качественные методы в социологическом исследовании"
    Тест состоит из 20 вопросов по материалам онлайн-курса "Качественные методы в социологическом исследовании" (https://openedu.ru/course/hse/QUALSOC/)
  • неблокирующий Разработка дизайна качественного исследования
    Задание выполняется в группах 3-4 человека. Результатом выполнения задания является текст, содержащий следующие разделы: 1. описание проблемы исследования: логическая схема авторского обоснования из текста исследования; цель исследования и исследовательский вопрос; обоснование выбора качественной методологии (со ссылками на релевантную литературу); позиция исследователя по отношению к изучаемой проблеме 2. описание стратегий взаимодействия с респондентами (источниками данных): отбор респондентов (источников данных), процедуры рекрутирования, специфика отношений исследователь-респондент и соблюдение этических норм при взаимодействии с респондентами, обоснование критерия формирования выборки респондентов, формулировка возможных угроз достоверности полученных данных, связанных с особенностями выборки, предложения по контролю этих угроз 3. описание стратегий получения данных: детализация процедуры получения материала от респондентов (со ссылками на релевантную литературу), формулировка возможных угроз достоверности полученных данных, связанных с исследовательской процедурой, предложение способов контроля этих угроз 4. описание стратегий анализа данных: описание и обоснование техники анализа полученных данных (со ссылками на релевантную литературу), формулировка возможных угроз достоверности полученных данных, связанных с особенностями техники анализа, предложения по контролю этих угроз 5. описание средств контроля методологической целостности исследования: описание процедур и приемов, направленных на обеспечение методологической целостности исследования и достоверности результатов
  • неблокирующий Нарратив
    Данное задание выполняется в письменной форме и презентуется на одном из семинаров. Задача студента состоит в том, чтобы подготовить небольшой текст рассказа, повествующего о связанных между собой событиях относительно темы конкретного случая (или случаев). Ожидается, что при выполнении данного задания, содержание темы будет раскрываться от первого лица и объектом внимания будет личный опыт, отражающий отношение к исследовательским вопросам «случая». Формулировка исследовательских вопросов являет предметом рефлексии конкретного случая, который относится к теме исследования. Субъективное отношение должно быть включено в повествование истории, например, в ту, которая привела к выбору случая и его изучения
  • неблокирующий Концептуальная модель единичного/множественного случая
    Данное задание выполняется в письменной форме и презентуется на одном из семинаров. Выполнение настоящего задания предполагает преемственность с содержанием задания "Нарратив". Задача студента состоит в том, чтобы провести обзор научной психологической литературы по проблематике сформулированных исследовательских вопросов к описанному случаю и предложить концептуальную модель его изучения. Обзор должен включать не менее 3 и не более 7 источников литературы, в которых отражены релевантные исследовательским вопросам теории, теоретические и методические подходы. Форма отражения материала в данной работе – дискуссия. Развернуть дискуссию вокруг существующих теорий и концепций, объясняющих проявление психологических феноменов в поведение и жизнедеятельности личности относительно темы конкретного случая (или случаев) должно стать целью. Ожидается, что при выполнение данного задания внимание студента будет сосредоточено на критической оценке достоинств и ограничений обозреваемых теорий. Итогом работы должна стать модель изучения конкретного случая, представленная набором понятий (конструктов) и связями между ними, отражающих его (случая) смысловую структуру
  • неблокирующий Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ
    Задание выполняется в малых группах (оптимальным количеством является 4-5 человек), в письменной форме (сдается преподавателю в виде отчета). Задача - провести методику свободного самоописания (МСС) с 5 различными респондентами (при этом респонденты не должны повторяться среди малых групп студентов одного курса), выбрать один наиболее интересный, на взгляд группы, протокол и обосновать сделанный выбор, проанализировать текст с использованием различных изученных методов обработки качественных данных: феноменологического описания, конденсации смыслов и контент-анализа по 5 различным основаниям (ценностно-смысловые ориентации личности, ведущие глаголы как характерные для человека способы обхождения с миром, наличие/отсутствие и возможное содержание внутреннего конфликта и др.). Критерии анализа задаются изначально преподавателем, но также необходимо дополнительно выделить интересные визуальные особенности протокола и подготовить итоговый отчет, содержащий описание процедуры сбора данных, "контрпереноса" исследователей и реконструкции возможного "мифа респондента".
  • неблокирующий Тестирование "Независимый экзамен по анализу данных базового уровня"
    Участие в пробном тестировании "Независимый экзамен по анализу данных базового уровня". Оценивается участие в тестировании без учета результата тестирования. Тестирование длится 150 минут (+30 минут на подключение) в онлайн формате с синхронным прокторингом. Форма для самостоятельной регистрации https://forms.gle/8BiQCzN3CtQj7nJM7
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.17 * Нарратив + 0.25 * Разработка дизайна качественного исследования + 0.11 * Тест по материалу онлайн-курса "Качественные методы в социологическом исследовании" + 0.05 * Тестирование "Независимый экзамен по анализу данных базового уровня" + 0.17 * Концептуальная модель единичного/множественного случая + 0.25 * Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Yin, R. K. . (DE-588)136005616, (DE-576)163641544. (2014). Case study research : design and methods / Robert K. Yin. Los Angeles, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.380931494
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
  • Packard, R. D., & Dereshiwsky, M. I. (1989). Case Study Research: A Model for Single-Setting, Embedded, Focus-Group Interview Design & Analysis Procedures. Assessment and Evaluation of an Educational Reform Program in a Rural Arizona School District. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED314476
  • Seawright, J., & Gerring, J. (2008). Case Selection Techniques in Case Study Research: A Menu of Qualitative and Quantitative Options. Political Research Quarterly, 61(2), 294–308. https://doi.org/10.1177/1065912907313077
  • Woodside, A. G. (2010). Case Study Research : Theory, Methods and Practice (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329086
  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие / Н. В. Кодола. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 174 с. — ISBN 978–5–7567–0605–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кучинский, Г. М. (2009). Феноменологический метод в психологии. Карл Ясперс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73F6D3CA
  • Шульга Е.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии. - М., 2004. - 174 с. ISBN 5-201-02130-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346454