• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Neurophilosophy

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс призван выработать у слушателей минимальные навыки ориентации в многообразии современных философских, психологических и нейробиологических представлений о природе сознания и психики у человека и животных. От этих представлений зависит дальнейшая моральная, юридическая и культурная политика как по отношению к животным, так и по отношению к системам искусственного интеллекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать общее представление о психофизической проблеме в классической и современной философии, об основных подходах к ее решению и о месте данной проблемы в исследованиях в области психологии, когнитивной нейронауки и искусственного интеллекта
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Даёт определения основных понятий современной философии сознания, соотносит их друг с другом
  • Знает основные подходы к решению психофизической проблемы в современной философии
  • Может выделить основные философские, психологические и этические проблемы, связанные с вопросом о "переносе психики"
  • Может изложить основные этапы развития философии сознания
  • Может привести примеры критериев и мер осознания, используемых в современных когнитивных исследованиях
  • Может привести примеры современных представителей разных вариантов решения психофизической проблемы
  • Может сформулировать основные представления о мозговом субстрате сознания в современной когнитивной нейронауке
  • Может сформулировать суть психофизической проблемы в контексте современных когнитивных исследований
  • Производит сравнительный анализ особенностей психики человека и животных, опирающийся на современную научную литературу
  • Формулирует и обосновывает сильную и слабую позиции в отношении искусственного интеллекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История философской психологии и философия сознания. Основные определения.
  • Введение в нейрофилософию. Междисциплинарные исследования сознания в когнитивной науке. Психофизическая проблема и ее уровни. Проблемы сводимости и локализуемости.
  • Психофизическая проблема (mind-body problem) в современной философии.
  • Ментальные содержания, сенсорные качества (квалиа) и другие понятия современной философии сознания
  • Проблема критериев сознания и осознания: междисциплинарный подход. Осознаваемые и неосознаваемые процессы в познании.
  • Эволюция сознания. Сознание человека и психика животных (animal minds & alternative brains).
  • Сильный и слабый искусственный интеллект. Моделирование сознания и проблема "переноса психики".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий ДЗ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.8 * ДЗ + 0.2 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chalmers, D. (2015). Consciousness and its Place in Nature. Blackwell Publishing Ltd.
  • Chalmers, D. J. (1996). The Conscious Mind : In Search of a Fundamental Theory. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=55770
  • Jackson, F. (1982). Epiphenomenal Qualia. Philosophical Quarterly, 32(127), 127–136. https://doi.org/10.2307/2960077
  • Searle, J. (1980). Minds, Brains and Programs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edscog&AN=edscog.7150
  • Tononi, G., & Koch, C. (2008). The Neural Correlates of Consciousness. Annals of the New York Academy of Sciences, 1124, 239–261. https://doi.org/10.1196/annals.1440.004
  • Виды психики : на пути к пониманию сознания, Деннет, Д. С., 2004
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
  • Сладкие грезы : чем философия мешает науке о сознании, Деннет, Д., 2017
  • Сознающий ум : в поисках фундаментальной теории, Чалмерс, Д., 2013
  • Философская психология в эпоху Просвещения, Васильев, В. В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brain Processes, Christof Koch, & Naotsugu Tsuchiya. (n.d.). Opinion TRENDS in Cognitive Sciences Vol.11 No.1 Attention and consciousness: two distinct. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5B1C6928
  • Chalmers, D. (2015). Phenomenal Concepts and the Explanatory Gap. Oxford University Press.
  • Chalmers, D. J. (2013). How can we construct a science of consciousness? Annals Of The New York Academy Of Sciences, 1303, 25–35. https://doi.org/10.1111/nyas.12166
  • Daniel C. Dennett. (2017). Consciousness Explained. Little, Brown and Company.
  • Искусственный интеллект - надежды и опасения : сборник, , 2020
  • Искусственный интеллект : междисциплинарный подход, Алексеев, А. Ю., 2006
  • Искусственный интеллект : стратегии и методы решения сложных проблем, Люгер, Дж. Ф., 2005
  • Истоки человеческого общения, Томаселло, М., 2011
  • Код креативности : как искусственный интеллект учится писать, рисовать и думать, Сотой, М. дю, 2020
  • Эволюция психики : избр. психол. труды, Леонтьев, А. Н., 1999