• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy of Science

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса предполагается познакомить студентов с основными проблемами современной философии науки, а также с основными понятиями, которыми пользуются историки и философы науки. Особое внимание в курсе будет уделено вопросу о демаркации науки от не-науки, исследованию принципов построения научных теории, а также отдельным философским и этическим проблемам компьютерных наук. Это означает, с одной стороны, исследование логики научных и философских проблем, т.е. исследование того, как они формулируются, каким стандартам должны отвечать, на какой поиск ответов они ориентированы, а также, почему они в определенный момент признаются ошибочными, или требующими новой постановки, или даже бессмысленными. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла программы подготовки бакалавра по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» и по направлению 09.03.04 «Программная инженерия». Дисциплина читается на 4 курсе бакалавриата, ее изучение требует навыка научной работы, который приобретается студентами в процессе выполнения курсовых работ, прохождения научной и преддипломной практики, работы в рамках научно-исследовательских семинарах. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: быть способными воспринимать и структурировать информацию, разделять важное и второстепенное; владеть культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности; уметь работать с научными текстами (учебниками и исследованиями) и содержащимися в них смысловыми конструкциями; владеть приемами и методами устного и письменного изложения базовых знаний. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин цикла магистратуры и аспирантуры, а также при выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, а также содержание основных философских концепций, описывающих развитие науки и научного метода.
  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат философии науки в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в науке; интерпретировать научные и философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме.
  • Владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы науки; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, уметь оценивать свою деятельность, на основе полученных знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает научный и философский метод исследования
  • Оперирует основными понятиями философии науки
  • Применяет понятия философии науки к анализу научных текстов
  • Различает понятия "интеллект" и "сознание", "слабый искусственный интеллект" и "сильный искусственный интеллект"
  • Воспроизводит основные аргументы за и против возможности создания сильного искуственного интеллекта
  • Различает основные этические концепции: этику добродетели, деонтологию, консеквенциализм
  • Применяет знание основных этических концепций к анализу конкретных этических проблем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Связь философии и науки
  • Наука как обоснованное и истинное знание
    Представление о науке как о совокупности высказываний, претендующих на объективность и истинность. Различные концепции истинности: корреспондентная, когерентная, прагматистская. Обоснованность как общая характеристика научного знания. Типы обоснования. Сведение обоснования к логическому анализу и эмпирической проверке (верификации) в модели науки логического позитивизма. Критика и развитие идей позитивистов в трудах К. Поппера и И. Лакатоса.
  • Задачи и цели научного исследования
    Представление о науке как о деятельности по получению и обоснованию научного знания. Объяснение и предсказание как цели научного исследования. Дедуктивно-номологическая модель объяснения, ее сильные и слабые стороны. Противопоставление объяснения и понимания как двух контрастирующих методологических подходов естественных и социо-гуманитарных наук.
  • Развитие научного знания
    Представление о науке как о социальном институте. Сочетание традиций и инноваций в научной деятельности. Развитие научного знания: кумулятивная модель и теория научных революций. Влияние историко-культурных условий на прогресс научного знания. Социальная обусловленность науки
  • Искусственный интеллект и проблема сознания
    Актуальность философского рассмотрения феномена искусственного интеллекта. Формулировка проблем философии искусственного интеллекта. Понятие сильного и слабого искусственного интеллекта. Эмоциональный интеллект. Связь мозга и сознания. Проблема научного описания и изучения сознания. Эпистемологическая проблема «чужого сознания».
  • Компьютерная этика
    Этика как философская дисциплина. Нормативность и дескриптивность в этике. Особенность этических проблем, возникающих в цифровую эпоху. Ответственность людей перед машинами и машин перед людьми в научной фантастике и в реальности. Этические нормы и регулирование человеческих взаимоотношений в дополненной и виртуальной реальности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1. Посещение и активная работа на семинарах
  • неблокирующий 2. Контрольная работа
  • неблокирующий 3b. Реферат
  • неблокирующий 3a. Доклад
    Доклады делаются на семинарах 2 модуля.
  • неблокирующий 3c. Домашние задания
    Даются семинаристом для компенсации пропусков семинаров или для получения дополнительных баллов.
  • неблокирующий 4. Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0,6 * (оценка за экзамен) + 0,4 * (сумма баллов за текущую работу, но не более 10)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 287с. - ISBN: 978-5-534-08855-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-v-2-ch-chast-1-437514
  • Ивин А. А. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 244с. - ISBN: 978-5-534-08857-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-v-2-ch-chast-2-437712

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бостром Н. - Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 496с. - ISBN: 978-5-00057-810-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91752
  • ГАСПАРОВ ИГОРЬ ГАРИБОВИЧ, & ЛЕВИН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (2015). Современная Аналитическая Философия Сознания: Вызовы И Решения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.19AD9461
  • Гуревич П. С. - ЭТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 516с. - ISBN: 978-5-9916-3005-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-426125
  • Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens: Научно-популярное / Баррат Д., Лисова Н. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Искусственный интеллект) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-436-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916060