• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology and Methods for Sociological Research

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Это 2 часть курса «Методология и методы социологического исследования». Курс позволяет узнать специфику качественных методов, их возможности и ограничения. Студенты реализуют полевой исследовательский проект полного цикла с применением методов наблюдения и интервью
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Методология и методы социологического исследования» - заложить основы понимания специфики качественных методов, показать сущность и разнообразие исследовательских возможностей качественной исследовательской стратегии, выработать практические навыки планирования и проведения полевого качественного исследования, работы с качественными методами сбора и анализа эмпирических данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные принципы и понятия методологии качественного социологического исследования
  • Студент знает специфику применения основных стратегий качественного исследования
  • Студент сам способен грамотно проектировать качественное исследование
  • Студент умеет грамотно разработать программу качественного исследования и дизайн выборки
  • Студент знает особенности надежности и валидности качественного исследования
  • Студент знает принципы исследовательской этики в качественном исследовании
  • Студент может грамотно провести качественное интервью
  • Способен самостоятельно провести исследование с использованием метода фокус-групп
  • Способен самостоятельно и грамотно собрать данные с использованием метода наблюдения
  • Знает особенности этнографического метода
  • Знает как грамотно проанализировать собранные качественные данные
  • Умеет кодировать данные в специализированном ПО
  • Знает основные подходы к анализу качественных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Качественные исследования в системе социального знания
    Качественный и количественный подходы в социологических исследованиях: различия онтологических и эпистемологических ориентаций. Методологические следствия для исследовательской стратегии и основные принципы качественного подхода. Роль теории. Позиция исследователя. Акцент на описании, контексте, процессе. Гибкость и низкая степень структурированности. Качественные методы в исследовательской практике и основные этапы развития качественных методов. Познавательные возможности и области применения качественных методов.
  • Дизайн и проектирование качественного исследования
    Понятие и виды исследовательского дизайна. Особенности дизайна качественного исследования. Линейная и итеративная модель исследования. Проектирование качественного исследования: ключевые вопросы, концепты, гипотезы. Основные типы качественного дизайна (тактики исследования). Кейс-стади, этнография, «истории жизни» и «устные истории», обоснованная теория.
  • Выборка в качественном исследовании
    Понятие выборки в качественном исследовании. Уровни формирования выборки. Целевая выборка и варианты ее реализации (способы отбора). Теоретическая выборка и варианты ее реализации (обоснованная теория, аналитическая индукция). «Удобная» выборка. Проблемы генерализации и понятие «аналитического обобщения». Размер выборки и понятие «теоретического насыщения».
  • Проблемы надежности и валидности. Исследовательская этика
    Традиционные и альтернативные критерии оценки в качественном исследовании. Процедуры триангуляции для обеспечения объективности. Принципы процедурной этики. Этические дилеммы полевого исследования
  • Качественное интервью
    Качественное интервью как метод исследования. Основные типы качественного интервью по степени структурированности и фокусу исследовательского интереса. Полуструктурированное интервью как метод исследования. Нарративное интервью. Путеводитель (guide) интервью, типы вопросов. Коммуникация в процессе качественного интервью. Правила транскрибирования и цитирования интервью. Основные подходы к анализу интервью: конденсация смыслов, категоризация, нарративный анализ. Проблемы интерпретации.
  • Фокус-группа. Групповое интервью
    Фокус-группа как метод исследования. Типы фокус групп. Подготовка фокус-группы (topic guide, рекрутинг), проведение фокус-группы (модерирование, групповая динамика), анализ и отчет о результатах. Открытая групповая дискуссия. Интервью в мини-группах (диады и триады).
  • Этнография. Включенное наблюдение
    Характеристика метода. Организация полевой работы. Проблемы доступа: «открытые» и «закрытые» контексты наблюдения. Репертуар ролей исследователя по степени включенности в ситуацию. «Полевой шок». Скрытое и открытое наблюдение. Коммуникации с участниками изучаемой ситуации, ключевые информанты. Полевые заметки. Фокусировка наблюдения: описательное, фокусированное, избирательное наблюдение. Параметры наблюдаемой социальной ситуации в описательном наблюдении (гранд-тур и мини-тур). Этнографическое письмо. Визуальная этнография.
  • Анализ данных
    Основные стратегии анализа данных (аналитическая индукция, иллюстративный метод, метод идеальных типов, аналитическое сравнение). Основные процедуры: кодирование, как способ организации и концептуализации данных. Стратегия построения обоснованной теории и процедуры кодирования по версии А. Стросса и Дж. Корбин (концепты, категории, мемо, типы кодирования: открытое, осевое, избирательное). Качественный контент-анализ: дедуктивный и индуктивный подход. Тематический анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Протокол наблюдения
  • неблокирующий Интервью
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Отчет об исследовании и презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка = накопленная оценка. Оценка по 10-балльной шкале формируется по следующей формуле: • 15% - контрольная работа (теория); • 30% - домашние задания (транскрипт интервью и протокол наблюдения); • 25% - активность на семинарах; • 30% - отчет (итоговый, коллективный с презентацией). В случае, если студент не получил 4 балла накопленной оценки / не пришел на презентацию/ не сдал отчет, то он приглашается на пересдачу, где ему предлагается письменно ответить на теоретические вопросы по всему курсу. Всего три вопроса в билете. Оценка за пересдачу складывается из полноты и степени проработанности ответа, а также способности студента привести свои примеры, изложить и аргументировать свою точку зрения и высказать критические соображения по поводу предмета. Оценка выставляется по 10-балльной шкале за 3 вопроса. Каждый из 3-х вопросов оценивается от 1 до 10 баллов, далее баллы суммируются, вычисляется среднее значение из 3-х.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Designing qualitative research, Flick, U., 2007
  • Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018
  • Hammersley, M., & Atkinson, P. (2019). Ethnography : Principles in Practice (Vol. Fourth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2102503
  • Qualitative inquiry & research design : choosing among five approaches, Creswell, J. W., 2013
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
  • Фокус - группы в маркетинговом исследовании : методология и техники качественных исследований в социальной психологии: учеб. пособие для вузов, Мельникова, О. Т., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Constructing grounded theory : a practical guide through qualitative analysis, Charmaz, K., 2006
  • Fàbregues Feijóo, S., & Paré, M.-H. (2007). CHARMAZ, Kathy C. Constructing Grounded Theory : a Practical Guide Through Qualitative Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrac&AN=edsrac.81402
  • Flick, U. (2008). Designing Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=396461