• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology and Methods for Sociological Research

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс дает целостное представление о современных методах сбора данных в социологическом эмпирическом исследовании. На втором курсе студенты осваивают количественную методологию и основы измерения в социологии. Изучают метод массового опроса, а также неопросные методы - наблюдение (преимущественно формализованное) и контент-анализ нереактивных данных. В дистанционном формате используется LMS. Подробности можно узнать у преподавателя по корпоративной почте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методология и методы социологического исследования» являются формирование у слушателей целостного представления о проведении эмпирического социологического исследования, базовых знаний об арсенале существующих методов сбора социологической информации, а также практических навыков проведения исследований. По итогам курса студенты должны научиться самостоятельно решать проблему адекватности теоретической концепции эмпирическому уровню исследования, а также овладеть методологическими, методическими и организационными основами исследовательской деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные принципы методологии социологического исследования, специфику применения базовых методов сбора социологической информации. • Уметь выбирать и применять основные методы сбора данных, интерпретировать получаемые результаты; планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации, оценивать надежность и валидность используемых методик, полученных данных. • Иметь навыки подготовки и проведения социологического исследования с помощью основных методов сбора данных (от постановки проблемы исследования до анализа данных и презентации результатов); приобрести опыт проведения эмпирического исследования с помощью метода онлайн опроса. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Социологическая теория • Прикладное программное обеспечение • Профориентационный семинар • Учебная практика Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • основные классические и современные социологические теории и школы; • логический анализ при решении исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке собранной профессиональной и общенаучной информации; • базовые навыки работы с прикладным программным обеспечением; • базовые представления о профессии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может идентифицировать разные виды эмпирического исследования, отличать качественное и количественное исследование. Конструировать многометодное исследование,в том числе со стратегией смешивания (кач+ колич) методов.
  • Студент знает из чего состоит программа исследования и имеет навыки для разработки программы собственного эмпирического исследования.
  • Студент умеет формулировать концептуальные и операциональные определения социологических понятий.
  • Студент знает правила постановки исследовательского вопроса, выдвижения гипотез, формулировки исследовательских задач
  • Студент знает основные принцип и правила измерения в социологии, виды шкал, имеет понятие латентной переменной.
  • Студент знает виды опроса, умеет выбрать соответствующий вид опроса для собственного эмпирического исследования. Знает основные техники расспрашивания для разных видов интервью.
  • Студент знает и умеет применять правила составления социологической анкеты.
  • Студент знаком с разными видами вопросов, применяемых в анкете и умеет разработать анкету согласно программе исследования и таблице операционализации.
  • Студент знает из каких этапов состоит пилотаж социологического инструментария (например, анкеты) и умеет применять их в своем эмпирическом исследовании.
  • Студент знает основные принципы построения выборки, знает виды выборок в социологических исследованиях.
  • Студент знаком с основными неопросными видами методов сбора данных, имеет представление о нереактивных данных. Умеет выделять разные виды наблюдения.
  • Студент знаком с основными неопросными видами методов сбора данных, имеет представление о нереактивных данных. Отличает качественный и количественный контент-анализ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы методологии в социологии
    1. Понятие социологического исследования - сущность, функции, виды, этапы. Cоотношение понятий методологии, методики, процедур исследования. 2. Методология как система принципов научного исследования. Критерии научного знания. Теоретическая «нагруженность» наблюдений, соотношение теории и исследования (Р. Мертон). 3. Особенности качественной и количественной методологии. Стратегия смешивания методов (mixed methods research).
  • Программа социологического исследования
    1. Структура и функции программы исследования 2. Методологический блок: • Проблемная ситуация и проблема исследования • Определение целей и задач исследования • Определение объекта и предмета исследования. Теоретический и эмпирический объекты • Выдвижение гипотез • Теоретическая интерпретация понятий. Операционализация понятий. Проектирование процедур измерения 3. Процедурный блок: • Выбор метода сбора данных • Выборка и процедура отбора • Алгоритм обработки данных
  • Измерение. Виды шкал. Критерии качества измерения.
    1. Измерение как моделирование реальности. Виды шкал: номинальная, порядковая, интервальная, относительная 2. Конструирование шкал латентных переменных: Лайкерта, Богардуса, Гуттмана, Тёрстоуна 3. Критерии и процедуры оценки качества измерения
  • Опрос как метод сбора данных
    1. Опросные методы исследования: область применения, достоинства и недостатки. Проблема адекватности вида опроса исследовательской задаче. Типичные ошибки при проведении опроса и способы их нейтрализации. 2. Типология, преимущества и ограничения видов опросов (анкетирование и интервью, массовый и экспертный, индивидуальный и групповой опросы, личное и телефонное интервью, опрос по месту жительства, занятости, на улице, он-лайн исследования). 3. Проблема адекватности вида опроса исследовательской задаче, особенностям опрашиваемых, границам интерпретации. 4. Основные элементы интервью. Классификация видов интервью: по степени формализованности, по стилю ведения беседы, числу участников и пр. Эффект интервьюера.
  • Анкета как исследовательский инструмент
    1. Композиция анкеты: основные структурные элементы. 2. Последовательность вопросов: правила компоновки, эффекты контекста. 3. Общие принципы разработки и оформления вопросника.
  • Классификация вопросов. Требования к формулировкам вопросов.
    1. Вопрос и его структурные элементы; классификация вопросов. 2. Ошибки при формулировке вопросов и вариантов ответов. Правила редактирования. 3. Особенности измерения поведения: искажения и приемы нейтрализации. 4. Специфика формулирования вопросов об установках. 5. Социально-демографические вопросы («паспортичка»). 6. Сензитивные темы: методы повышения достоверности данных.
  • Основные техники пилотажного исследования
    1. Основные принципы и виды пилотажного исследования. Комплексные пилотажные исследования и пилотаж методики опроса. 2. Априорный и апостериорный анализ вопросника. 3. Методики проведения пилотажного исследования 4. Оценка результатов пилотажа, корректировка по итогам пилотажа.
  • Основы выборки
    1. Выборочный метод исследования как альтернатива сплошным исследованиям. Основные понятия: генеральная совокупность, выборка, репрезентативность, единицы отбора и др. 2. Вероятностные выборки: простая случайная выборка, систематический отбор (механическая выборка), стратифицированная выборка и способы размещения выборки по стратам (пропорциональное, равное), кластерная (гнездовая) выборка. 3. Невероятностные выборки: квотная выборка, выборка добровольцев (стихийная, ситуационная), целевая выборка, отбор методом «снежного кома», отбор «в местах скопления». 4. Случайный отбор домохозяйств из списка, составление списка домохозяйств. Маршрутный метод отбора домохозяйств. Отбор по квотам, дню рождения, целевой отбор.
  • Наблюдение как метод социологического исследования
    1. Определения наблюдения и его специфика как метода. Основные виды наблюдения и их параметры, сравнительные преимущества и недостатки. 2. Количественная и качественная стратегия наблюдения. Планирование и составление программы (плана) количественного наблюдения. Формы протоколов количественного наблюдения 3. Способы повышения качества данных наблюдения.
  • Контент-анализ
    1. Область применения, понятие и основные виды контент-анализа. 2. Источники информации. Виды документов. 3. Категории контент-анализа, единицы анализа, контекста, счета. 4. Принципы формирования выборки в контент-анализе 5. СМИ как объект анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа №1 «Реконструкция программы исследования»
  • неблокирующий Домашняя работа №2 «Введение к литобзору»
  • неблокирующий Контрольная работа №1, тестовые задания по темам лекций №1-2
  • неблокирующий Домашняя работа №3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)»
  • неблокирующий Домашняя работа №4 «Сумматорная шкала»
  • неблокирующий Контрольная работа №2, тестовые задания по темам лекций №3-4 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 1-2 модули
  • неблокирующий Домашняя работа №5 «Реконструкция концепта из анкеты» (текст и доклад)
  • неблокирующий Контрольная работа №3, тестовые задания по темам лекций № 5-8 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Домашняя работа №6 «Анкета+»
  • неблокирующий Контрольная работа №4, тестовые задания по темам лекций № 9-10 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Домашняя работа №7 «Неопросный метод (наблюдение или контент-анализ)»
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 3 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 1-2 модули + 0.1 * Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 3 модуль + 0.05 * Домашняя работа №1 «Реконструкция программы исследования» + 0.1 * Домашняя работа №2 «Введение к литобзору» + 0.1 * Домашняя работа №3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)» + 0.1 * Домашняя работа №4 «Сумматорная шкала» + 0.05 * Домашняя работа №5 «Реконструкция концепта из анкеты» (текст и доклад) + 0.05 * Домашняя работа №6 «Анкета+» + 0.1 * Домашняя работа №7 «Неопросный метод (наблюдение или контент-анализ)» + 0.05 * Контрольная работа №1, тестовые задания по темам лекций №1-2 + 0.05 * Контрольная работа №2, тестовые задания по темам лекций №3-4 (аудиторная письменная работа) + 0.1 * Контрольная работа №3, тестовые задания по темам лекций № 5-8 (аудиторная письменная работа) + 0.05 * Контрольная работа №4, тестовые задания по темам лекций № 9-10 (аудиторная письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антон Смолькин. (2015). Искажения в самоописаниях в ходе неформализованного интервью: сенситивные ситуации и стратегии самообъяснения информантов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B07FE3
  • Бабич, Н., & Власова-ягодина, А. (2013). Методы Отбора Внутри Домохозяйств В Репрезентативных Исследованиях Социальных Норм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A08FC9DE
  • Картавцев Владимир Владимирович. (n.d.). Механика Интервью: Производство Ситуативной Адекватности Ответов На Открытые Вопросы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmehanika-intervyu-proizvodstvo-situativnoi-adekvatnosti-otvetov-na-otkrytye-voprosy