• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociolinguistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Социолингвистика" для социологов читается на пересечении дисциплинарных областей социологии, лингвистики и антропологии. Курс ориентирован на выработку исследовательских навыков получения и анализа данных о языковом поведении применительно к индивиду, сообществу или большим группам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является знакомство слушателей с теориями, методами, полевыми практиками социолингвистики как науки, изучающей язык в связи с социальными условиями его существования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать специфику социолингвистики как науки
  • Знать принципы изучения социальной структуры и неравенства в вариационной социолингвистике
  • Знать принципы изучения гендерного и возрастного неравенства в вариационной социолингвистике
  • Знать принципы изучения регистра профессиональной группы
  • Владеть концептом "языковая личность" для анализа языкового поведения в межкультурной коммуникации.
  • Владеть методологией анализа языка как маркера идентичности.
  • Владеть понятием языковой ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социолингвистику.
    Место социолингвистики в системе наук: преимущества междисциплинарности. Предмет и объект социолингвистики. Функции языка, релевантные для социолингвистики.
  • Вариационная социолингвистика: язык и социальная структура.
    Акцент и диалект как источник социальной информации и как конструктор социальных различий. Модель стратификационно-стилистического варьирования языка по У. Лабову. Питер Траджил и изучение социальной дифференциации в английском языке в Норвиче: модель социально-регионального варьирования. Исследования Милрой: сетевой подход к переключению кодов.
  • Вариационная социолингвистика: гендер и возраст.
    Язык и гендер: варьирование по принадлежности. Гендерная асимметрия языка. Мужская и женская дискурсивные стратегии: стереотипы и действительность. Язык и возраст: варьирования по отношениям.
  • Обыденные и экспертные регистры (профессиолекты).
    «Птичьи языки» социальных групп: коды или регистры. Жаргон, арго. Профессиолекты: врачей, военных, IT. Исследования языка ученых (М.Линч). Языковые средства конструирования общности и достижения несогласия (гипотеза Сакса).
  • Языковая личность и межкультурная коммуникация.
    Социальные варианты речи в жизни человека, их функциональное распределение. Тип речи и коммуникативная ситуация. «Функциональные стили». Понятие языкового регистра. Вежливость как социолингвистическая категория.
  • Язык и идентичность.
    Язык как способ внешней идентификации («маркер идентичности»). Отношение через язык. Языковые стереотипы. Язык и этничность. Понятие language loyalty. Социально престижный и непрестижный языки. Изменения языкового поведения. Конструирование новой идентичности. Методы изучения отношения к языку.
  • Понятие языковой ситуации.
    Одноязычное и многоязычное общество. Доминирующий язык и языковые меньшинства. Понятие диглоссии. Переключение кодов. Феномен билингвизма. Пиджины. Языковые сдвиги. Утрата и гибель языка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Обсуждение текстов и тем семинаров
  • неблокирующий Итоговая презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Итоговая презентация + 0.4 * Обсуждение текстов и тем семинаров + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социолингвистика : учебник для вузов, Беликов, В. И., 2001
  • Социолингвистика и социология языка : хрестоматия, , 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Thomas, L. (2004). Language, Society and Power : An Introduction (Vol. 2nd ed. rev. and edited by Ishtla Singh and Jean Stilwell Peccei). London: Taylor & Francis Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114912