• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ethno-social Processes in the Global World

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Этносоциальные процессы в глобальном мире» являются получение студентами знаний о ключевых направлениях фундаментальных и прикладных исследований в этносоциологии, овладение эффективными методами исследования проблем, актуальных в полиэтнической среде современного глобализирующегося общества, и использования результатов исследований на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний о ключевых направлениях фундаментальных и прикладных исследований в этносоциологии, овладение эффективными методами исследования проблем, актуальных в полиэтнической среде современного глобализирующегося общества, и использования результатов исследований на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать базовые понятия и принципы этносоциологии, методологические принципы этносоциологического исследования.
  • уметь определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских и экспертных задач; владеть навыками работы с базами данных международных социологических опросов, навыками анализа социально-значимых проблем и процессов, идентификации потребностей и интересов социальных групп
  • знать тенденции и перспективы этнических процессов и отношений в современном российском обществе, уметь проводить критический анализ нормативных документов и образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских и экспертных задач
  • знать тенденции и перспективы этнических процессов и отношений в современном мире, уметь проводить критический анализ нормативных документов и образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, владеть навыками использования нормативных правовых документов
  • уметь проводить критический анализ образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных экспертных задач; владеть навыками проведения сравнительного – межстранового - анализа программ реализации политики мультикультурализма
  • знать основные теории глобализации
  • знать основные теории глобализации, тенденции и перспективы этнических процессов и влияние глобализации на эти процессы и отношения, уметь определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этнос и этничность в современной науке
    Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы в интерпретации этнического феномена. Функции этничности в современном обществе. Этничность в современном мире
  • Культура в этносоциологическом дискурсе
    Символическая среда этничности. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ. Влияние этнической культуры на различные стороны жизни общества. Анализ элементов культуры с точки зрения их универсальности/специфичности.
  • Социальная и этническая идентичность: идеологический и поведенческий уровни анализа.
    Основные компоненты этнической идентичности. Этническая картина мира, этнические авто- и гетеростереотипы: их формирование и роль в межэтническом взаимодействии, позитивное и негативное значение стереотипов. Уровни этнического самосознания: идеологический и социально-психологический (автостереотипы, представления, установки и ориентации этнических групп). Типы этнической самоидентификации. Когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы этнической идентичности. Причины роста значения этнической идентичности в современном мире. Типы этнической идентичности. Политизация этничности. Этничность и власть.
  • Этносоциологические анализ социального неравенства. Социальная структура и мобильность: национальные аспекты
    Неравенство в различных обществах: промышленных, аграрных, переходных, постиндустриальных. Теория социальных различий и этническая стратификация народов. Углубление социально-имущественных, статусных различий, изменение системы стратификации. Этнические варианты престижных профессий и привилегии. Этнические миграции и этническое предпринимательство. А. Инкелес. Угрозы социальных противоречий у народов России. Трансформация экономических основ социальной структуры наций. Культурные аспекты изменения социальной структуры. Социальная мобильность и национальная вариативность в политическом сознании.
  • Национализм. Патернализм. Мультикультурализм. Идеология, политика, повседневные практики
    Научные представления о национализме: основные этапы трансформаций. Основные теории национализма. Причины и источники национализма. Национализм как доктрина и политическое движение. Типы и формы национализма на постсоветском пространстве. Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Подходы к пониманию мультикультурализма и полиэтничности. Глобализация и формы мультикультурализма (Канада, США, Австралия, европейские государства, Россия). Эффективность политики мультикультурализма, барьеры на пути ее реализации.
  • Глобализация: теоретические подходы и способы концептуализации. Этнокультурное измерение глобализационных процессов.
    Модерн – постмодерн – глобализация как социологические парадигмы. Главные парадигмы осмысления глобализации: (а) глобальное-локальное и "глоколизм", (б) культурная гибридизация, (в) проблема национальных государств, (г) примордиальность как социальное явление, (д) гражданское общество, (е) новые типы рационализации. Типы глобализационных теорий. (а) глобализация как линейный процесс модернизации, (б) "мир-системная" модель И.Уоллерстайна, (в) модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), (г) теория глобального сообщества (Э.Гидденс), (д) модель глобальной системы, (е) теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер). Концепция «текучей современности» З.Баумана. Размывание социальных, культурных и этнических границ в современном мире. Формирование единого экономического пространства и глобального рынка труда. Унификация экономических и социальных моделей. «Белые» и «синие» воротнички: надэтничные модели корпоративного поведения. Миграция рабочей силы из стран «Периферии» в страны «Центра». Эффект «потери корней». «Текучая современность» (З.Бауман).
  • Глобализация и «макдоналдизация». Консумеризм и новые практики потребления. Глобальное и локальное в производстве и потреблении.
    Глобализация и формирования общества потребления. Консьюмеризм и «гламур». Теория "макдональдизации" Дж.Рицера, четыре основных принципа "макдональдизации". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Идельный тип" (М.Вебер), "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карточки, торговые центры, ТВ-магазины "на диване", торговые каталоги, казино). Концепция Бодрияра "потребительского экстаза" и "экстаз-системы". Карнавализация общества и концепция удовольствия. Этнокультурное измерение консумеризма и глэм-капитализма. Проблема подражания и имитации престижного потребления. Оригиналы и «фальшифки», подлинники и многочисленные копии.
  • Глобальная социальная мобильность: социогеографический, социокультурный и социоэтнический аспекты.
    Социальное конструирование ценностей и практик мобильности. Экономические и религиозные практики географической мобильности. Завоевание земель. Насильственное перемещение – пленение. Кочевничество. Географические открытия и колонизация земель. Крестовые походы. Миссионерство. Паломничество. Миграция (эмиграция, иммиграция). Исследовательские и социализирующие практики. Путешествия. Грандтуры. Экспедиции. Рекреационные практики. Отдых на курортах. Гедонистические и созерцательные практики. Туризм. Фланерство. Шоппинг. Маргинальные и иррациональные практики. Бродяжничество. Шизопутешествие. Мобильность по вертикали: Альпинизм. Спелеология. Дайвинг. Аэроспорт. Надэтничность нового глобального менеджериального слоя. Политкорректность. Рекреация и международный туризм: унификация и, одновременно, культивирование локальности, этничности, изобретение культурных традиций. Модернизационные тенденции первой половины XX века в России и мире. Кризис социокультурного проекта модерна. Постмодернизм и его исчерпание к концу века. Глобализация и ее следствия. Расцвет и распад советского общества как проявления общих цивилизационных тенденций. Фрагментация и эстетизация социальной жизни в России на рубеже ХХ и XXI столетий. «Постиндустриальная» экономика и консьюмеризм, медиатизация политики, экспансия поп-культуры, статусная дифференциация по стилю жизни. Этнокультультурные модели потребления и этносоциальные формы стратификации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Устный экзамен
    Ключевые темы курса: 1. Этнос и этничность в современной науке. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы в интерпретации этнического феномена. 2. Культура в этносоциологическом дискурсе. Символическая среда этничности. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ. Анализ элементов культуры с точки зрения их универсальности/специфичности. 3. Социальная и этническая идентичность: идеологический и поведенческий уровни анализа. Основные компоненты этнической идентичности. Когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы этнической идентичности. Политизация этничности. Этничность и власть. 4. Этносоциологические анализ социального неравенства. Социальная структура и мобильность: национальные аспекты. Неравенство в различных обществах: промышленных, аграрных, переходных, постиндустриальных. Углубление социально-имущественных, статусных различий, изменение системы стратификации. Этнические варианты престижных профессий и привилегии. Этнические миграции и этническое предпринимательство. Социальная мобильность и национальная вариативность в политическом сознании. 5. Национализм. Патернализм. Мультикультурализм. Идеология, политика, повседневные практики Основные теории национализма. Причины и источники национализма. Национализм как доктрина и политическое движение. Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Подходы к пониманию мультикультурализма и полиэтничности. Глобализация и формы мультикультурализма (Канада, США, Австралия, европейские государства, Россия). Эффективность политики мультикультурализма, барьеры на пути ее реализации. 6. Глобализация: теоретические подходы и способы концептуализации. Этнокультурное измерение глобализационных процессов. Модерн – постмодерн – глобализация как социологические парадигмы. Главные парадигмы осмысления глобализации. Размывание социальных, культурных и этнических границ в современном мире. Формирование единого экономического пространства и глобального рынка труда. «Текучая современность» (З.Бауман). 7. Глобализация и «макдоналдизация». Консумеризм и новые практики потребления. Глобальное и локальное в производстве и потреблении. Глобализация и формирования общества потребления. Консьюмеризм и «гламур». Теория "макдональдизации" Дж.Рицера, четыре основных принципа "макдональдизации". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Концепция Бодрияра "потребительского экстаза" и "экстаз-системы". Карнавализация общества и концепция удовольствия. Этнокультурное измерение консумеризма и глэм-капитализма. 8. Глобальная социальная мобильность: социогеографический, социокультурный и социоэтнический аспекты. Социальное конструирование ценностей и практик мобильности. Надэтничность нового глобального менеджериального слоя. Политкорректность. Рекреация и международный туризм: унификация и, одновременно, культивирование локальности, этничности, изобретение культурных традиций.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * активность на семинарских занятиях + 0.2 * Домашнее задание + 0.1 * контрольная работа + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., 2001
  • Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций, Малахов, В., 2014
  • Макдональдизация общества 5, Ритцер, Дж., 2011
  • Общество потребления : его мифы и структуры, Бодрийяр, Ж., 2006
  • После либерализма, Валлерстайн, И., 2003
  • Реквием по этносу : исслед. по соц.-культур. антропологии, Тишков, В. А., 2003
  • Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для вузов, Лебедева, Н. М., 2012
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004
  • Ценности культуры и развитие общества, Лебедева, Н. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ мировых систем и ситуация в современном мире, Валлерстайн, И., 2001
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2014