• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology of Consumption

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология потребления» знакомит студента с представлениями о природе потребления с позиции современной экономической социологии. С учетом практической составляющей студенты получают полноценное видение того, как необходимо исследовать потребление населения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии в области изучения потребления населения
  • Обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований потребления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует особенности потребления в России.
  • Анализирует особенности потребления в СССР
  • Анализирует причины различий в потреблении
  • Владеет основами концепций формирования ценностей
  • Знает основные причины различий в структурах повседневности 15-18 веков
  • Знает основные функции питания и одежды, сравнивает концепции объяснения различий в потреблении
  • Знает основные элементы системы вещей и умеет их применять к анализу потребления
  • Знает основные этапы разлития торговли и их особенности, умеет сравнивать
  • Сравнивает классические и современные экономические теории потребления
  • Сравнивает концепции культурного и этического потребления
  • Сравнивает концепции потребления на основе теории знаков и другие теории
  • Сравнивает концепции экономического и социологического подходов к изучению потребления
  • Сравнивает различные концепции новых типов обществ
  • Умеет анализировать причины и последствия макдональдизации
  • Умеет анализировать различия в стиле жизни
  • Умеет применять концепцию постмодерна к анализу современного потребления
  • Умеет применять основные концепции потребления туризма и досуга к современности
  • Умеет использовать понятия моды и рекламы для исследования потребления. Умеет сравнивать потребительские практики мужчин и женщин.
  • Умеет использовать результаты социологической теории для анализа новых экономических подходов к исследованию потребления.
  • Умеет различать и применять подходы различных наук к исследованию потребления
  • Умеет выделять особенности общества постмодерна в современном потреблении
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1. Предмет социологии потребления. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления
  • Лекция 2. История потребления в Европе и в мире
  • Лекции 3-4. Тенденции в потреблении в СССР и в России 1990х-2000х.
  • Лекция 5. Система вещей и потребление знаков
  • Лекция 6. Основные концепции формирования ценности вещей
  • Лекция 7. Концепция стиля жизни в теории потребления. Потребление и социальная стратификация.
  • Лекция 11. Гендер, мода и реклама в потреблении
  • Лекция 8. Теории новых типов обществ в социологии потребления
  • Лекция 10. Потребление в контексте культуры и этики
  • Лекция 9. Трансформации потребления в обществе постмодерна и макдональдизации.
  • Семинар 1. "Структуры повседневности" Ф.Броделя
  • Семинар 2. Потребление в СССР
  • Семинар 3. Потребление в сферах питания и одежды
  • Семинар 4. Потребление в сферах туризма и культуры.
  • Семинар 6. "Система вещей" Ж.Бодрийяра.
  • Семинар 5. Шоппинг как способ потребительского поведения.
  • Семинар 7. Потребление в современную эпоху: макдональдизация и постмодерн.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа (доклад)
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность обсуждения вопросов преподавателя на семинаре, вопросы к докладчикам и их обсуждение. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Экзаменационная работа выполняется в форме теста в компьютерном классе. В тесте содержится 40 вопросов по тематике дисциплины. Тест считается пройденным успешно, если даны правильные ответы более чем на 35% заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.25 * Написание эссе + 0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзаменационная работа + 0.15 * Самостоятельная работа (доклад)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильин В. И. - СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 433с. - ISBN: 978-5-534-08321-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-potrebleniya-438290
  • Социология потребления : учеб. пособие, Рощина, Я. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Т.1: Философия культуры, Зиммель, Г., 1996
  • Избранные сочинения. Т.1: ., Маркс, К., 1984
  • К критике политической экономии знака, Бодрийяр, Ж., 2007
  • Макдональдизация общества 5, Ритцер, Дж., 2011
  • Социология потребления : учеб. пособие / М.Е. Родионова, С.В. Назаренко, Е.А. Агеева, Н.И. Киселева, К.В. Голубева. — М. : ИНФРА-М, 2018. —189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/970001