• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic and Social Statistics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов со статистическими данными, обычно используемыми в социальных науках. Программа курса включает краткое введение в принципы сбора и использования данных из различных источников, а также основы работы государственных органов и международных организаций в сфере статистики. В рамках курса изучается статистика по семи темам: цены, образование, рынок труда, здоровье, благосостояние домохозяйств, бедность и неравенство, экономическое развитие. Лекции будут включать обзор источников данных и статистических показателей, используемых в соответствующей области знаний. Семинары посвящены обсуждению данных, которые можно найти в открытых источниках, а также разбору методологических вопросов расчета отдельных показателей на практических примерах. В конце каждой лекции будет проводиться короткий тест. Студенты выполнят групповой проект, который предполагает проведение глубокого анализа небольшого количества выбранных показателей и источников по выбранной узкой теме. Экзамен будет включать тестовые и открытые вопросы по изученным темам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Узнать об основных источниках статистических данных, их достоинствах и недостатках
  • Познакомиться с основными статистическими показателями, используемыми для анализа социально-экономической ситуации, и методами их расчета
  • Приобрести практический опыт поиска и использования статистических данных для анализа социально-экономической ситуации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать определения и методы расчета различных статистических показателей, используемых в изучаемых областях социальных наук
  • Знать определения и методы расчета различных статистических показателей, используемых в изучаемых областях социальных наук
  • Знать основные источники статистических данных, их достоинства и недостатки
  • Понимать методологические особенности расчета показателей социально-экономической статистики
  • Уметь выбирать статистические показатели для анализа социально-экономической ситуации в странах и регионах
  • Уметь проводить поиск необходимой информации в открытых базах данных
  • Уметь проводить сравнительный межстрановой анализ социально-экономической ситуации с учетом методологических особенностей расчета статистических показателей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социальную и экономическую статистику
  • Статистика цен
  • Статистика благосостояния домохозяйства
  • Статистика бедности и неравенства
  • Статистика экономического роста и развития
  • Статистика образования
  • Статистика здоровья
  • Статистика рынка труда
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Еженедельные тесты
    Еженедельные тесты проводятся в конце лекции и состоят из 8-10 вопросов по содержанию лекции и семинара, открытых и с несколькими вариантами ответов.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен длится 100 минут и состоит из 30-40 вопросов (как с вариантами ответов, так и открытых) по содержанию лекций и семинаров.
  • неблокирующий Проект
    Содержательная часть. Целью данного проекта является изучение методологических вопросов использования статистических данных для анализа социально-экономических процессов. В проекте студенты самостоятельно или с помощью преподавателя выбирают конкретную тему. Значительным достоинством работы является наличие проблематизации. То есть, если проект раскрывает реально существующие сложности в создании, выборе или интерпретации статистических показателей. Несколько примеров таких тем: 1) Выбор показателя для анализа благосостояния в развивающихся странах 2) Учет теневых доходов при расчете показателя заработных плат 3) Сравнение уровня бедности в стране X и стране Y 4) Сравнение субъективного и объективного уровней бедности в стране X 5) Сопоставление объективных и субъективных показателей здоровья 6) Недостатки использования ВВП как показателя развития в развитых странах Организационная часть. Проект готовится в группе до 4 человек, тема является выбором группы и не должна (но может) быть одобрена преподавателем. Результатом проекта является текст и презентация. К концу второй недели курса группа должна назначить дату презентации в соответствии с выбранной широкой темой. Срок подачи текста - за 4 дня до запланированного дня презентации (например, если презентация состоится 05.10, крайний срок - 23:59 01.10). В случае опоздания, итоговая оценка снижается на 0.5 балла из 10 за каждые 12 часов опоздания. Группа не только презентует собственную работу, но и готовит отзыв на одну из работ коллег. Отзыв предполагает оценку работы по заданным критериям, короткое описание достоинств и, если есть, недостатков работы. Группа представляет отзыв на семинаре после презентации проекта, в рамках обсуждения проекта необходимо задать коллегам минимум 3 содержательных вопроса по итогам презентации. Преподаватель распределяет работы по группам-рецензентам после закрытия записи на презентации. Рецензенты получают работу коллег одновременно с преподавателем. Оценки публикуются после проведения всех презентаций.
  • неблокирующий Активность на семинаре
    Семинар тематически связан с лекцией. К каждому семинару студенты получают задание. Задание может представлять собой чтение статьи или методологии; задачи, требующие найти и проанализировать данные в открытых источниках; поиск ошибки в публикации СМИ; разбор практической ситуации при сборе и использовании статистических данных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.2 * Активность на семинаре + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.25 * Проект + 0.15 * Еженедельные тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международная статистика : учебник для вузов, Башкатов, Б. И., 2013
  • Под ред. Башкатова Б.И., Суринова А. Е. - МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАТИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 593с. - ISBN: 978-5-534-10635-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnaya-statistika-442574
  • Статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Education Glance, & Oecd Indicators. (2014). Education at a Glance 2014. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFB370A9