• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic and Social Statistics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов со статистическими данными, обычно используемыми в социальных науках. Программа курса включает краткое введение в принципы сбора и использования данных из различных источников, а также основы работы государственных органов и международных организаций в сфере статистики. В рамках курса изучается статистика по семи темам: цены, образование, рынок труда, здоровье, благосостояние домохозяйств, бедность и неравенство, экономическое развитие. Лекции будут включать обзор источников данных и статистических показателей, используемых в соответствующей области знаний. Семинары посвящены обсуждению данных, которые можно найти в открытых источниках, а также разбору методологических вопросов расчета отдельных показателей на практических примерах. В конце каждого семинара будет проводиться короткий тест. Студенты выполнят групповой проект, который предполагает проведение глубокого анализа небольшого количества выбранных показателей и источников по выбранной узкой теме. Экзамен будет включать тестовые и открытые вопросы по изученным темам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Узнать об основных источниках статистических данных, их достоинствах и недостатках
  • Познакомиться с основными статистическими показателями, используемыми для анализа социально-экономической ситуации, и методами их расчета
  • Приобрести практический опыт поиска и использования статистических данных для анализа социально-экономической ситуации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные источники статистических данных, их достоинства и недостатки
  • Знать определения и методы расчета различных статистических показателей, используемых в изучаемых областях социальных наук
  • Уметь выбирать статистические показатели для анализа социально-экономической ситуации в странах и регионах
  • Понимать методологические особенности расчета показателей социально-экономической статистики
  • Уметь проводить поиск необходимой информации в открытых базах данных
  • Уметь проводить сравнительный межстрановой анализ социально-экономической ситуации с учетом методологических особенностей расчета статистических показателей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социальную и экономическую статистику
    Определение экономической и социальной статистики. Цели статистики. Потребители статистической информации. Потоки статистической информации (уровни статистики: международный, национальный, региональный, микроуровень). Ключевые статистические термины. Планирование статистического исследования. Методы сбораИсточники статистических данных: основные преимущества и недостатки. Критерии качества данных. Потоки статистической информации (уровни статистики: международный, национальный, региональный, микроуровень). Международные статистические стандарты. Статистика международных организаций. Российская статистическая система.
  • Статистика цен
    Индексы стоимости, цен и физического объема. Индивидуальные и сводные индексы. Агрегатные индексы (индексы Лоу). Индексы по Ласпейресу и Пааше. Индекс Фишера. Эффект замещения и сопоставление индексных формул. Прямые и сцепленные индексы. Базисные и цепные индексы. Паритет покупательной способности. Индекс потребительских цен. Базовый индекс потребительских цен. Рекомендации МОТ по статистике потребительских цен. Наборы товаров-представителей («корзины») для измерения динамики цен. Регистрация цен на потребительском рынке. Сложности измерения индексов цен.
  • Статистика благосостояния домохозяйства
    Благосостояние домохозяйств в национальных счетах. Показатели материального благосостояния домохозяйства: активы домохозяйства, индекс активов, доходы, потребительские расходы. Сравнение показателей. Субъективные показатели материального благосостояния домохозяйства. Показатели российской статистики. Обследование бюджетов домашних хозяйств
  • Статистика бедности и неравенства
    Абсолютная, относительная и субъективная черта бедности. Меры бедности: индексы Фостера-Грира-Торбеке. Статистика бедности в России. Меры неравенства: индекс Джини, децильный коэффициент. Тенденции неравенства в России.
  • Статистика экономического роста и развития
    Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт: понятие, методы расчета, проблемы применения. Структура ВВП. Денежные альтернативы ВВП. Многомерные индексы развития. Многомерные индексы по сравнению с ВВП.
  • Статистика образования
    Индивидуальные и агрегированные показатели образования (уровень образования, содержание образования, результаты обучения и качество образования). Международная стандартная классификация образования. Оценки результатов обучения. Обучение на протяжении всей жизни и обучение на рабочем месте. Показатели образовательной системы (зачисление и окончание, финансирование, учителя и среда обучения)
  • Статистика здоровья
    Цели и важность наблюдения за здоровьем. Цели устойчивого развития (ЦУР), связанные со здоровьем, и статистические показатели. Международные классификации в статистике здравоохранения. Индикаторы здоровья на общественном уровне: индикаторы состояния здоровья, индикаторы факторов риска, индикаторы охвата услугами, индикаторы систем здравоохранения. Индикаторы индивидуального уровня здоровья. Источники медицинской статистики в мировой и российской практике.
  • Статистика рынка труда
    Международные стандарты статистики труда (МОТ, СНС). Статистическая концепция трудовой деятельности и определения основных показателей рынка труда в соответствии со стандартами МОТ. Международные классификации в статистике рынка труда (ISCO, ICSE, ISIC) и их аналоги в России. Источники статистики рынка труда в международной и российской практике. Показатели занятости, рабочего времени и заработных плат, используемые в России: ключевые методологические вопросы (различия между показателями) и тенденции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Еженедельные тесты
    Еженедельные тесты проводятся в конце семинара и состоят из 8-10 вопросов, открытых и с несколькими вариантами ответов, по содержанию лекции и семинара. Тест можно выполнить только во время семинара. Использование материалов не допускается.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен длится 100 минут и состоит из 30-40 вопросов (как с вариантами ответов, так и открытых) по содержанию лекций и семинаров.
  • неблокирующий Проект
    Содержательная часть. Целью данного проекта является изучение методологических вопросов использования статистических данных для анализа социально-экономических процессов. В проекте студенты самостоятельно или с помощью преподавателя выбирают конкретную тему. Значительным достоинством работы является наличие проблематизации. То есть, если проект раскрывает реально существующие сложности в создании, выборе или интерпретации статистических показателей. Несколько примеров таких тем: 1) Выбор показателя для анализа благосостояния в развивающихся странах 2) Учет теневых доходов при расчете показателя заработных плат 3) Сравнение уровня бедности в стране X и стране Y 4) Сравнение субъективного и объективного уровней бедности в стране X 5) Сопоставление объективных и субъективных показателей здоровья 6) Недостатки использования ВВП как показателя развития в развитых странах Организационная часть. Проект готовится в группе до 4 человек, тема является выбором группы и не должна (но может) быть одобрена преподавателем. Результатом проекта является текст и презентация. К концу второй недели курса группа должна назначить дату презентации в соответствии с выбранной широкой темой. Срок подачи текста - за 4 дня до запланированного дня презентации (например, если презентация состоится 05.10, крайний срок - 23:59 01.10). В случае опоздания, итоговая оценка снижается на 0.5 балла из 10 за каждые 12 часов опоздания. Группа не только презентует собственную работу, но и готовит отзыв на одну из работ коллег. Отзыв предполагает оценку работы по заданным критериям, короткое описание достоинств и, если есть, недостатков работы. Группа представляет отзыв на семинаре после презентации проекта, в рамках обсуждения проекта необходимо задать коллегам минимум 3 содержательных вопроса по итогам презентации. Преподаватель распределяет работы по группам-рецензентам после закрытия записи на презентации на 3й неделе курса. Рецензенты получают работу коллег одновременно с преподавателем. Оценка за проект формируется следующим образом: Балл за проект = 0.3*Оценка коллег + 0.7*Оценка преподавателя Оценки публикуются после проведения всех презентаций.
  • неблокирующий Активность на семинаре
    Семинар тематически связан с лекцией. К каждому семинару студенты получают задание. Задание может представлять собой чтение статьи или методологии; задачи, требующие найти и проанализировать данные в открытых источниках; поиск ошибки в публикации СМИ; разбор практической ситуации при сборе и использовании статистических данных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность на семинаре + 0.15 * Еженедельные тесты + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.25 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международная статистика : учебник для вузов, Башкатов, Б. И., 2013
  • Под ред. Башкатова Б.И., Суринова А. Е. - МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАТИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 593с. - ISBN: 978-5-534-10635-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnaya-statistika-442574
  • Статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Education Glance, & Oecd Indicators. (2014). Education at a Glance 2014. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFB370A9